Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №16/2006
Александр Александрович Князев

 

Александр Александрович Князев Александр Александрович Князев окончил Саратовский ГПУ им. Н.Г.Чернышевского в 1970 г. и 21 год работал там в должности старшего научного сотрудника, ныне – доцент факультета нелинейных процессов. С 1993 г. ещё и преподаёт физику в саратовском Лицее прикладных наук. Программа ЛПН направлена на расширенное изучение основ предмета и выработку навыков анализа и решения задач (см. «Физика» № 37/01, 34/04). За почти 15 лет существования лицея в нём подготовлено около трети победителей олимпиад самых различных уровней, лауреатов конкурсов и учебно-практических конференций. Из учеников первых двух выпусков уже защитились 15 человек (каждый четвёртый). Свыше 20 лет Александр Александрович участвует в деятельности комитета по проведению городских и областных туров всероссийских олимпиад по физике, в последнее время больше как консультант и составитель заданий. Имеет высшую квалификационную категорию, трижды Соросовский учитель, дважды обладатель грантов фонда «Династия». Поддерживает связь с учителями города и области, чьи ученики участвуют в конференциях и олимпиадах. С развитием компьютерной сети в круг общения попадают активные учителя и других городов России (knf@sgu.ru). В школьные годы был неплохим аккордеонистом, даже работал концертмейстером в районном Доме культуры, рисовал, увлекался математикой (и всем другим, чем увлекались тогда мальчишки…), совершенно серьёзно готовился к профессии архитектора. Однако в результате одной из жизненных бифуркаций, в общем-то неожиданно, стал физиком, но не пожалел об этом ни разу. Конечно, главную роль в развитии широты интересов и глубины увлечений сыграла генетика: строгая, умелая и заботливая мать, отец, имевший, как и дед, несколько высших образований и достигший высочайшего уровня профессионализма. В дополнение к этому в школах, где пришлось учиться (г. Гурьев, ныне Атерау, посёлки Горный и Озинки, оба в Саратовской области), необычайно везло на хороших друзей и прекрасных учителей. Посчастливилось и в научном коллективе: доброжелательные и умные коллеги, талантливые руководители. Александр Александрович – один из тех учителей, кто не забывает, что у каждого ученика своя дорога. Его педагогическая программа проста: физика – не самое главное в жизни, но именно она открывает всю неохватность Природы и её неожиданную красоту в конкретных, чётко сформулированных закономерностях, подобно тому, как самое тонкое чувство может быть записано посредством алфавита, состоящем всего из нескольких десятков букв, а сложнейшая музыка – с помощью комбинации всего из семи нотных знаков. Этому учатся, и это подвластно почти любому. Однако физические закономерности среди прочих совершенно не очевидны, – они потребовали напряжённой деятельности лучших мудрецов человечества. И даже только попытка постижения главных из этих тайн в юности поможет затем оставаться зорким на всю дальнейшую жизнь, в любой деятельности. Ну а учитель, конечно, должен быть способным выполнить такую программу. К счастью, таких в России всегда было немало.

На фото: юбиляр демонстрирует маятник Капицы.

От всей души желаем Александру Александровичу здоровья и творческих успехов в деле обучения и воспитания подрастающего поколения!

Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!

.  .