МЕТОДИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫИ.В.ВАСИЛЬКОВА,
|
Неживые тела |
Живые тела |
МЕЛ |
СТРЕКОЗА |
(Белка, ворона, глина, вода, муха, воздух, берёза, камень, Солнце, Луна, лягушка, песчинка, одуванчик, оса.)
– Прочитайте названия тел и подчеркните одной чертой названия природных тел, а двумя чертами – названия тел, созданных человеком: песок, графин, стакан, Луна, вода, кирпич, камень, лёд, проволока, облако, дом.
– Заполните таблицу «Твёрдые тела, жидкости и газы».
Твёрдые тела |
Жидкости |
Газы |
МЕЛ |
БЕНЗИН |
ПРИРОДНЫЙ ГАЗ |
(Вода, нефть, молоко, глина, водяной пар, керосин, уголь, песок, лёд, кислород, водород, камень.)
– Напишите, какие явления неживой природы можно наблюдать осенью.
3. Вспомните, какие науки о природе вы знаете. Какая их этих наук главная? Аргументируйте ответ.
4. Прослушайте стихотворение и ответьте на поставленный в нём вопрос.
Прошу мне ответить
Без всякой заминки:
Ракета сложнее
Или проще травинки?
Вы скажете сразу:
Ракета сложнее,
Она и нужнее, она и важнее;
Она состоит из мильона деталей!
Её миллион человек собирали.
Тогда вам услышать,
Быть может, в новинку,
Что сделать нельзя
Полевую травинку.
Верней, для травинки
Найдутся детали,
Но вы соберёте травинку едва ли.
Вам даже не сделать пустячной соринки –
Кусочка от этой
Зелёной травинки.
Выходит, травинка
Сложней, чем ракета.
Как просто всё это.
Как сложно всё это.
Е.Ефимовский
Урок-практикум на тему «Инструменты и приборы, необходимые для изучения природы» проводится двумя учителями-предметниками при изучении темы «Введение» по географии и по физике (методы и приборы физических исследований).
Цели урока – познакомить учащихся с приборами и инструментами, необходимыми в научных исследованиях; научить работать с оборудованием, приборами; проводить опыты, измерения, наблюдения; делать выводы; оформлять работу в тетради; соблюдать правила техники безопасности.
Организация урока. Вначале вспоминают о методах исследования природы, которые рассматривались на предыдущем уроке. Затем учащиеся из предложенного оборудования выделяют приборы и инструменты, которые можно использовать для изучения объектов природы (определение ширины, длины, высоты, веса и т.д.), и под руководством учителей проводят собственные исследования, соблюдая правила техники безопасности. Затем, отвечая на вопросы «Что делали? Что наблюдали?», делают записи в тетради, соблюдая требования, которые предъявляются к оформлению результатов опытов. В конце урока можно рассмотреть вопрос о роли алхимиков в развитии эксперимента, выслушав сообщения учащихся, подготовленные заранее по опережающим заданиям, и обсудить вопросы: «Только ли из жажды богатства алхимики искали секрет “философского камня”? Сделали ли алхимики что-нибудь полезное для науки?»
Урок-практикум на тему «План местности» по географии (топографический план) проводится с использованием знаний, полученных на уроках физики (измерение, точность измерений, единицы площади и т.п.).
Цели урока – ознакомиться с условными топографическими знаками объектов на плане местности.
Организация урока. В начале урока учитель знакомит с основными условными топографическими знаками и правилами их изображения. В результате появляется рисунок-конспект нового материала на доске, выполняя который в тетрадях, учащиеся тренируются в изображении условных знаков. Затем изучение условных топографических знаков плана местности продолжается в разнообразных тренировочных упражнениях. Например:
– Замените слова топографическими знаками. «Они шли по-прежнему молча, прячась в тени деревьев. Наконец вышли к просеке. Если бы не Жердяй, Миша никогда не догадался бы, что это просека, настолько густо заросла она молодым кустарником. Они прошли ещё версту. Лес перешёл в редколесье. Чувствовались гнилые запахи болота. Вдруг, остановившись, они стали всматриваться в землю. Пред ними была глубокая яма, на некотором отдалении виднелась другая, потом третья...» (А.Рыбаков. Бронзовая птица.)
Использование межпредметных связей в обучении географии и физики является необходимым дидактическим условием и средством активизации учебной деятельности для более глубокого и всестороннего усвоения основ этих наук в школе; систематизации знаний учащихся; формирования умений осуществлять широкий перенос знаний смежных предметов; развития самостоятельного познавательного интереса.