ИНТЕРАКТИВНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
С.Г.ЛИСИЦЫН, ОТИ МИФИ,
ФМЛ № 39, г. Озёрск, Челябинская обл.
fox@telecom.ozersk.ru
Компьютерные эксперименты в курсе
физики
Физика была, видимо, одной из первых
наук, в которых научный эксперимент
целенаправленно использовался для получения
новых знаний и проверки научных теорий. В
последние десятилетия, после появления
компьютеров, грань между теоретической и
экспериментальной физикой стала не столь
отчётливой, поскольку возник новый вид
экспериментов – численные эксперименты. Такие
эксперименты ставятся не над реальными
объектами, а над их математическими моделями.
Результаты позволяют оценить качество модели,
уточнить её, оценить масштабы различных
допущений. Но компьютерные эксперименты полезны
и в образовании. Так, при изучении кинематики
можно рассмотреть последовательное вычисление с
помощью компьютера координат тела, брошенного
под углом к горизонту, и вывод изображений этого
тела на экран. Такой процесс будет выглядеть как
мультфильм, передающий все основные
закономерности движения. Казалось бы, особой
нужды в таком эксперименте нет, т.к. формулы
кинематики уже содержат в себе всё. Это верно, но
лишь для простейшей задачи движения тела в
однородном поле силы тяжести. А если мы хотим
учесть силу сопротивления воздуха или изменение
силы тяжести с высотой? Тогда без компьютера
много сделать не удастся. Заметим, что сложность
программы расчёта движения тела при этом почти
не изменится.
Компьютерные эксперименты позволяют
увидеть многие явления, не доступные при
традиционном подходе: увидеть движение системы
взаимодействующих тел, изучить на этой основе
свойства неидеального газа, кристалла, капли
жидкости. Можно пронаблюдать процесс плавления
кристалла, испарения жидкости и т.п. Такой
программный комплекс разработан на кафедре
физики нашего института и более пяти лет
применяется и в самом институте, и в
физико-математическом лицее № 39 г. Озёрска.
Рассмотрим одну из программ этого комплекса,
позволяющую строить силовые линии и
эквипотенциальные поверхности электрического
поля системы точечных зарядов.
В начале работы вы можете расположить
на экране компьютера любое число зарядов, задав
произвольным образом их величины и знаки. После
этого, установив в произвольную точку экрана
курсор мыши и нажав её левую клавишу, вы получите
силовую линию, проходящую через эту точку.
Нажатие правой клавиши мыши вызовет процедуру
построения эквипотенциальной поверхности,
точнее, линии, получающейся от пересечения
эквипотенциальной поверхности с плоскостью
экрана (рисунок слева).
Изображение на экране компьютера силовых
линий от двух электрических разноимённых
зарядов
Что даёт нам эта картинка? Проделав
даже такой простой эксперимент, вы можете
обсудить с учащимися важные понятия
электростатики:
– Что называется силовой линией?
– Что называется эквипотенциальной
поверхностью?
– Докажите, что силовые линии всегда
перпендикулярны эквипотенциальным
поверхностям.
– Как выглядят эквипотенциальные
поверхности точечного заряда? однородного поля?
– Как по картине силовых линий
определить области высокой и низкой
напряжённости поля?
– Как по картине эквипотенциальных
поверхностей определить области высокой и
низкой напряжённости поля?
Увеличенное изображение фрагмента
изображения на экране компьютера
После разбора общих положений можно
решить и конкретную задачу. На рисунке cправа
изображён фрагмент первого рисунка, на котором
кружками с цифрами внутри обозначены три области
поля. Можно предложить учащимся вопросы
(разрешив при поиске ответа пользоваться
линейкой с делениями):
– Одинаковы или различны знаки
зарядов? (Ответ. Знаки различны.)
– Есть ли на чертеже точка, в которой
напряжённость поля равна нулю? (Ответ. Да,
точка А.)
– Величина какого заряда больше? (Ответ.
Показанного чёрным кружком.)
– Во сколько раз? (Ответ. В 16 раз.)
– Во сколько раз различаются
напряжённости поля в областях 1, 2 и 3? (Ответ. Е1
: Е2 : Е3 25 : 1 : 3.)
В заключение хотел бы кратко ответить
на возможный вопрос: поскольку компьютерные
эксперименты позволяют увидеть всё, что можно
увидеть в обычном эксперименте и даже больше,
может быть, натурные эксперименты при изучении
физики вовсе не нужны? Уверен, что абсолютно
необходимы. Физика – наука о природе, а не о
виртуальной реальности. Физические модели – это
всегда приближение к реальной действительности.
Поэтому компьютерные эксперименты в принципе не
могут быть заменой натурных, но могут дополнить
их, помочь в их теоретическом осмыслении.
Сергей Григорьевич Лисицын – доцент,
к.ф.-м.н., завкафедрой физики Озёрского
технологического института, учитель физики
высшей квалификационной категории в ФМЛ № 39,
почётный работник высшего профессионального
образования, Соросовский учитель. Окончил МФТИ и
аспирантуру МФТИ по кафедре «Проблемы
теоретической физики». После окончания
аспирантуры приехал в Озёрск и работает в ОТИ
МИФИ уже 30 лет. Основная педагогическая
концепция: лучшее обучение – это обучение с
интересом. Считает, что можно сделать физику
интересным предметом, если показать, как
работают известные законы и понятия физики,
увлечь поиском истины, – не по готовым формулам
(их просто нет), но с помощью известных законов и
понятий. А увлечь может лишь тот, кто сам увлечён.
Предметом личной гордости является комплекс
программ, моделирующих поведение системы
взаимодействующих частиц. С его помощью можно
увидеть и изучить многие процессы, происходящие
в газах, жидкостях, твёрдых телах, в том числе и
фазовые превращения (плавление, испарение,
конденсацию и кристаллизацию, фазовые
превращения ферромагнетиков). Последние 15 лет по
совместительству ещё и преподаёт в лицее (со дня
основания), работает с удовольствием. Главная
обязанность – подготовка к олимпиадам. Радует,
что приходится учить талантливых детей, – труд
учителя оказывается исключительно благодарным.
Лицеисты ежегодно становятся призёрами олимпиад
по физике различного уровня – от городских до
всероссийских. Многие поступают в МФТИ, МГУ,
СПбГУ и другие ведущие вузы. Обе дочери связали
свою жизнь с гуманитарными науками, но отношения
с техникой хорошие – свободно владеют
компьютером, водят машину. Мелкие сбои устраняют
без посторонней помощи и нередко подают отцу
дельные технические советы. Растёт внук. Неясно
пока, кем он станет, но интерес к физике у него
имеется. Жизненная позиция состоит в том, что
жить необходимо с интересом, заниматься любимым
делом и не ходить на работу, как на подвиг,
делиться своим интересом с людьми и учиться у
них. Не завидовать, жить своей жизнью и делать
своё дело. В свободное время любит читать,
слушать классическую музыку, интересуется
живописью. Любит рыбалку и грибы летом, лыжи
зимой, фотографирует.