НАЧАЛЬНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
Е.В.КИПРИЯНОВА,
МОУ лицей № 11, г. Челябинск
Научно-исследовательская
деятельность школьников
Отличительными особенностями
обучения в нашем лицее можно назвать следующие:
– Практически каждый учащийся
становится в позицию исследователя,
экспериментатора в соответствии со своими
возможностями и личной направленностью,
включается в интеллектуальную,
эмоционально-волевую, действенно-практическую
активность.
– Начало исследовательской
деятельности, по существу, ведётся с первого
класса, непрерывно, вплоть до выпуска, возрастая
по объёму и степени сложности. В старших классах
учитывается избранная специализация
(физико-математический, естественнонаучный,
социально-экономический, гуманитарный профили),
и исследовательская деятельность приобретает
черты научного поиска, новизну и прикладной
характер.
– Результаты оформляются в виде
научной публикации в научных сборниках,
центральных или специализированных журналах, а
поставленная научная проблема исследуется в
дальнейшем в высшей школе.
Исследовательская деятельность в
лицеях, колледжах и гимназиях существенно
отличается от работы учёного не только по целям и
задачам, но и по объёму и содержанию. Её цель – не
столько добиться собственных научных
результатов, сколько получить основные знания,
умения, навыки в области методики и методов
научного исследования (как формировать или
выявлять проблему исследования, как правильно
поставить и описать эксперимент, как обеспечить
получение надёжных результатов, подвести итоги
исследовательской работы, оформить реферат,
написать статью и т.д.).
Можно выделить несколько этапов
ученической исследовательской деятельности:
– I уровень – репродуктивный,
включающий элемент вхождения в поисковую,
научно-исследовательскую деятельность через
систему олимпиад, конкурсов, смотров знаний;
– II уровень – эмпирико-практический,
включающий усложнённый элемент прохождения
через экспедиции, экскурсии, коллекционирование,
экспонирование и т.д.;
– III уровень – исследовательский,
экспериментальный, включающий ещё более
усложнённый элемент прохождения учащегося через
спецкурсы, спецсеминары, творческие и научные
лаборатории:
– IV уровень – творческий,
продуктивно-деятельностный, включающий самый
сложный элемент прохождения учащегося через
систему НОУ, творческие познавательные игры,
собственно научную, исследовательскую и
экспериментальную работу, связанную с
конструированием, моделированием, выдвижением
научных гипотез и защитой своих идей.
Наиболее интересной и результативной,
на наш взгляд, является организация
научно-исследовательской деятельности
школьников в рамках физического образования.
Организатором и координатором
научно-исследовательской деятельности учащихся
по физике является заведующая кафедрой физики
МОУ лицей № 11, Заслуженный учитель РФ Алевтина
Павловна Лыкасова.
В рамках регионального проекта
пропедевтики физических знаний в
образовательном учреждении с 1999 г. работает
творческая лаборатория «Юный физик». Программа
лаборатории разработана и апробирована в рамках
содержания пропедевтических курсов физики для
5–6-х классов и дополнительного образования по
физике в основной школе лицея (автор – д.п.н.,
профессор М.Д.Даммер). Например, разработано
учебное пособие по физике для 5–6-х классов,
электронный учебник по астрономии, методические
рекомендации по осуществлению межпредметных
связей физики и математики в пропедевтическом
курсе физики, методические рекомендации по
преподаванию физики в рамках предмета
«Окружающий мир» в начальной школе.
Цель и задачи обучения школьников
представлены: формированием понятийного
аппарата необходимого для усвоения материала,
мотивацией учащихся к обучению, формированием
научного мышления, а именно формированием умений
и навыков обобщения, анализа, описания
наблюдаемых явлений, их систематизация и
классификация. Содержание программного
материала лаборатории в 5-6 классах базируется на
содержании, касающемся узкого круга природных
явлений. Каждое занятие содержит практические
работы, постановку физического
микроэксперимента, и направлены на развитие у
учащихся умения ставить эксперимент,
формулировать выводы.
С 1996 г. в лицее работает
научно-исследовательская лаборатория «Основы
электроники и радиотехники» под руководством Александра
Николаевича Чебанько. Целью курса является
мотивация школьников 5–11-го классов к изучению
электроники, развитие творческих способностей
учащихся, формирование научно-исследовательских
умений и навыков. Для учащихся 5–6-х классов
предусматрены теоретические и практические
занятия, на которых отрабатываются умения и
навыки, полученные в пропедевтическом курсе по
основам электричества и радиоэлектроники,
учащиеся знакомятся с электронными компонентами
и устройствами. Основной метод практической
работы – фронтальный. Практические занятия
построены на изготовлении самых простых
устройств, издающих смешные звуки и всевозможные
мигалки на маленьких лампах накаливания и
светодиодах.
В 7–8-м классах предполагаются занятия
по теории (электротехника и электроника) и
практические занятия с изготовлением различных
электронных устройств, направленные на
отработку умений (пайка деталей, рисование
печатной платы и её обработка, изготовление и
настройка несложных схем мультивибраторов,
триггеров, тиристорных регуляторов, простых
радиоприёмников и др.).
В 10–11-м классах проводятся
индивидуальные занятия, консультации с целью
подготовки проектов, моделей,
научно-исследовательских работ в рамках
научно-исследовательских образовательных
программ федерального, регионального,
муниципального уровней (например, «Новый вариант
пуско-регулирующей аппаратуры для
люминисцентных ламп с уменьшенным коэффициэнтом
пульсации сетевого потока», «Комплект
оборудования для проведения процессов коррозии
и защиты металлов в условиях школьного
эксперимента», «Определение давления
насыщенного пара малолетучих веществ»).
С 1994 г. в лицее работает проблемная
научно-исследовательская лаборатория для
учащихся старших классов «Теория механизмов и
машин» под руководством доктора технических
наук, профессора Владимира Ивановича Пожбелко.
Цели и задачи лаборатории: изучение
теоретических основ расчёта и проектирования
механизмов и машин для различных областей
техники; овладение умениями и навыками научных
исследований; решение возникающих на практике
прикладных задач по физике и математике;
овладение инженерными методами создания новых
механизмов и машин с улучшенными
эксплуатационными характеристиками; адаптация к
специфике будущего обучения в университете;
развитие способностей в области технического
творчества.
Специально разработанный алгоритм
формирования познавательной и творческой
активности слушателей курса «Теория механизмов
и машин» включает в себя среди прочих такую
деятельность, как проведение патентных
исследований по ведущим странам мира; анализ
состояния выявленной научно-технической
проблемы и выбор оригинального пути её решения;
постановка задачи исследований и её оптимизация;
выбор методики и проведения теоретических
исследований; компьютерное моделирование
физических процессов; проектирование,
изготовление и сборка действующей модели новой
машины; экспериментальные исследования путем
физического моделирования; сравнение и анализ
результатов теоретических и экспериментальных
исследований; создание новых механизмов и машин
с публичной защитой итогов на конференциях
разного уровня (в том числе и на иностранном
языке).
В лицее выполнен комплекс
научно-технических разработок, в частности:
технологическая линия для производства штучных
строительных изделий (1995 г.); гамма новых
механизмов на ЭВМ; тепловой
насос-преобразователь, позволяющий получить на
выходе в несколько раз больше энергии, чем её
затрачено на входе (1997 г.); смеситель разнородных
материалов, позволяющий минимизировать
энергозатраты на перемешивание густой вязкой
среды (1998 г.); моделирование и оптимизация запуска
баллистических ракет с подводным стартом
(2004 г.); разработка и оптимизация колебательной
системы «шарик – вязкая среда» для исследования
моловязких жидкостей (2005 г.). Их научная и
практическая значимость подтверждена отзывами
от промышленных предприятий и других
организаций; получено 5 патентов на изобретения,
поданы 5 заявок на изобретения; подготовлено 34
лауреата городского и областного туров
национальной образовательной программы «Шаг в
будущее», получено 8 малых научных медалей
программы «Шаг в будущее», 8 человек включены в
состав национальной сборной РФ на международные
соревнования молодых учёных.
Таким образом, при реализации программ
вариативной части школьного учебного плана,
программ дополнительного образования на первой
ступени образования учащиеся знакомятся с
основами всех наук, изучающих мир, человека в нём,
узнают о том, что каждая наука имеет свою логику,
предмет и объект исследования, «белые пятна»,
которые ещё предстоит исследовать и уже активно
включаются на уроке в продуктивную деятельность.
На II ступени обучения учащиеся
начинают знакомиться с методами исследования,
грамотной работе с библиографическим, научным и
архивным материалом, учатся элементам
классификации, описания, коллекционирования,
композиционного оформления исследования
(реферата), изучают стиль научных публикаций,
включаются в практическую деятельность по
созданию моделей, простых устройств и т.д.
На III ступени осваиваются различные
виды исследовательской работы, формируются
умения оформить эмпирический материал в тезисы,
таблицы, графики, провести анализ, сделать
выводы, постигается методика публичных
выступлений, делового общения, способность
поставить и описать эксперимент.
Исследовательская деятельность направлена на
то, чтобы будущий специалист принимал участие в
научной деятельности, умел формировать
концепцию, выдвигать гипотезы, строить систему
тезисов и доказательств, правильно и логично
мыслить как по форме, так и по содержанию, умел
защищать свои идеи и отстаивать их в той
социальной среде, где будет протекать его
жизнедеятельность. На этом этапе учащийся
завершает свое научное исследование в рамках
научной лаборатории, секции НОУ, принимает
активное участие в совместной исследовательской
работе с кафедрами ведущих вузов, на
студенческих и других научных конференциях,
публикует свои идеи в центральных
специализированных журналах, научных сборниках
высших учебных заведений, подтверждая свои
навыки исследователя, творца, мыслителя участием
и победами в федеральной образовательной
программе «Шаг в будущее», международной
научно-практической конференции школьников
«Политика вокруг нас», национальной
образовательной программе
«Интеллектуально-творческий потенциал России»,
региональной научно-исследовательской
конференции «Интеллектуалы XXI века».
Наполняемость каждого уровня конкретным
содержанием даёт возможность и ученику, и
учителю самостоятельно соотнести свою
исследовательскую деятельность и успехи с тем
уровнем, на котором он находится и передвигаться
ко всё более высокому.