Поурочное планированиеН.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская. Физика-8 (68 ч, 2 ч/нед.)ГЛАВА 1. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (6 ч)
ГЛАВА 2. МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ГАЗОВ, ЖИДКОСТЕЙ И ТВЁРДЫХ ТЕЛ (12 ч)
УРОК 10/16. КР по теме «Механические свойства жидкостей и газов (гидро- и аэростатика)» I вариант 1. Площадь меньшего поршня гидравлического пресса 2 см2, а большего 150 см2. Определите силу давления, действующую на больший поршень, если к меньшему поршню приложена сила 40 Н. На какую высоту поднимется больший поршень, если меньший опустится на 30 см?* 2. В сосуд высотой 20 см налита вода, уровень которой ниже края сосуда на 2 см. Чему равно давление воды на дно сосуда? Чему равна сила давления воды на дно сосуда, если площадь дна 0,01 м2? Плотность воды 1000 кг/м3. 3. Определите массу куска алюминия, на который при погружении в воду действует выталкивающая сила 1,2 Н. Плотность воды 1000 кг/м3, алюминия 2700 кг/м3. 4. К коромыслу весов подвешены два одинаковых железных шара. Нарушится ли равновесие весов и в какую сторону, если один шар погрузить в воду, а другой – в керосин? Плотность керосина меньше плотности воды. Ответ обоснуйте. II вариант 1. Больший поршень гидравлической машины поднимает груз массой 450 кг. При этом на меньший поршень действует сила 150 Н. Найдите площадь меньшего поршня, если площадь большего 90 см2. На какое расстояние опустится меньший поршень, если больший поднимется на 1 см?* 2. Определите давление керосина, заполняющего цистерну, на глубине 2 м. Какова сила давления керосина на этой глубине на кран, площадь которого 10 см2? Плотность керосина 800 кг/м3. 3. Чему равна сила, с которой растягивает нить подвеса мраморный шарик массой 150 г, если он целиком погружён в воду? Плотность воды 1000 кг/м3, мрамора 2700 кг/м3. 4. На весах уравновешены два шара одинаковой массы – стальной и деревянный. Нарушится ли равновесие весов и в какую сторону, если шары одновременно погрузить в воду? Ответ обоснуйте. Ответы. I вар.: 1. F1 = 3 кН, h1 = 0,4 см. 2. p = 1,8 кПа, F = 18 Н. 3. m = 330 г. 4. Нарушится; перетянет шар в керосине.II вар.: 1. S2 = 3 см2, h2 = 30 см. 2. p = 16 кПа, F = 16 Н. 3. P = 0,9 Н. 4. Нарушится; перетянет стальной шар. ГЛАВА 3. ТТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (12 ч)
ГЛАВА 4. ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНЫХ СОСОТОЯНИЙ ВЕЩЕСТВА (6 ч)
Примеры контролирующих материалов
I вариант 1. Процесс превращения вещества из жидкого состояния в газообразное, происходящий с поверхности жидкости, называется:
2. Скорость испарения не зависит от:
3. Насыщенным называют:
4. Удельная теплота парообразования спирта 0,9 106 Дж/кг. Что это означает?
5. На рисунке приведён график зависимости температуры воды от времени. Какой участок графика соответствует процессу конденсации пара?
6. Какое количество теплоты необходимо затратить для превращения в пар 2 кг эфира при температуре кипения? Удельная теплота парообразования эфира 0,4 106 Дж/кг.
II вариант 1. Процесс превращения вещества из жидкого состояния в газообразное, происходящий во всём объёме жидкости при определённой температуре, называется:
2. Скорость испарения зависит...
3. Ненасыщенным называют:
4. Удельная теплота парообразования ртути 0,3 106 Дж/кг. Что это означает?
5. На рисунке приведён график зависимости температуры спирта от времени. Какой участок графика соответствует процессу кипения спирта?
6. Какое количество теплоты выделится при конденсации 3 кг спирта при температуре кипения? Удельная теплота парообразования спирта 0,9 Ч 106 Дж/кг.
Ответы. I вар.: 1. Г; 2. Г; 3. А; 4. Б; 5. Д; 6. А.
Методические рекомендации. Абсолютная и относительная влажность воздуха вводятся через плотность водяного пара, а не через парциальное давление пара. Так делается для того, чтобы не вводить понятие парциального давления. Изучается детально один из приборов для измерения влажности – волосяной гигрометр. О принципе действия конденсационного гигрометра учащимся можно рассказать после того, как введено понятие точки росы. Поскольку психрометр широко распространён, учащимся следует его показать и сказать, что имеющаяся на нём таблица позволяет непосредственно измерять относительную влажность воздуха. КР по теме «Изменение агрегатных состояний вещества», урок 6/36 I вариант 1. Чему равна масса куска олова, которому при плавлении было сообщено количество теплоты 177 кДж? Удельная теплота плавления олова 5,9 104 Дж/кг. 2. Какое количество теплоты выделится при конденсации при температуре кипения 200 г водяного пара и при дальнейшем охлаждении получившейся жидкости от 100 °С до комнатной температуры 20 °С? Удельная теплоёмкость воды 4200 Дж/(кг °С), удельная теплота парообразования воды 2,3 106 Дж/кг. 3. Плотность водяного пара при температуре 20 °С равна 7 г/м3. Какова относительная влажность воздуха, если плотность насыщенного пара при этой температуре 17,3 г/м3? Выпадет ли роса при понижении температуры до 14 °С, если плотность насыщенного пара при этой температуре 12,1 г/м3?* II вариант 1. Чему равна масса ртути, которой при кипении было сообщено количество теплоты 600 кДж? Удельная теплота парообразования ртути 0,3 106 Дж/кг. 2. Какое количество теплоты выделится при замерзании при температуре 0 °С и последующем охлаждении до температуры –5 °С куска льда массой 800 г? Удельная теплоёмкость льда 2100 Дж/(кг °С), удельная теплота плавления льда 3,4 105 Дж/кг. 3. Плотность водяного пара при температуре 25 °С равна 12,8 г/м3. Чему равна относительная влажность воздуха, если плотность насыщенного пара при этой температуре 23 г/м3? Выпадет ли роса, если температура понизится до 15 °С, а плотность насыщенного пара при этой температуре равна 12,8 г/м3?* Ответы. I вар.: 1. m = 3 кг. 2. Q 527 кДж. 3. = 40%; не выпадет. II вар.: 1. m = 2 кг. 2. Q 280 кДж; 3. = 56%; выпадет. ГЛАВА 5. ТЕПЛОВЫЕ СВОЙСТВА ГАЗОВ, ЖИДКОСТЕЙ И ТВЁРДЫХ ТЕЛ (7 ч)
Пример кратковременной контрольной работы ККР (15 мин), проводится в конце урока 7/43. I вариант 1. Баллон содержит сжатый воздух объёмом 40 л под давлением 15 105 Па. Каким станет давление этого воздуха, если его объём увеличится до 120 л при неизменной температуре? 2. На рисунке приведён график зависимости давления данной массы газа от температуры при постоянном объёме. Постройте график этого процесса в координатах p, V, и V, T. II вариант 1. Объём воздуха в велосипедной шине при температуре 27 °С равен 3 л. Чему равен объём воздуха при повышении температуры до 47 °С, если масса воздуха и его давление не изменяются? 2. На рисунке приведён график зависимости объёма данной массы газа от температуры при постоянном давлении. Постройте график этого процесса в координатах p, V и p, T. Ответы. I вар.: 1. p2 = 5 105 Па. II вар.: 1. V2 = 3,2 л. ГЛАВА 6. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (6 ч)
ГЛАВА 7. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК (19 ч)
Кратковременная проверочная работа (15 мин), проводится в начале урока 6/55 I вариант 1. Электрическим током называют:
2. Какой процесс происходит внутри источника электрического тока при его работе?
3. Какое действие электрического тока используется в работе гальванометра?
4. Какой заряд протекает через спираль электроплитки за 30 мин, если сила тока в сети равна 6 А? II вариант 1. Чтобы существовал электрический ток в проводнике, необходимо:
2. Какие превращения энергии происходят в гальванических элементах?
3. Какое действие электрического тока используется для получения чистых металлов (меди, алюминия и др.)?
4. Через спираль электрической лампы за 5 мин проходит заряд, равный 150 Кл. Определите силу тока в этой лампе. Ответы. I вар.: 1. Г. 2. В. 3. В. 4. q = 10,8 кКл.
КР по теме «Электрический ток», урок 18/67. I вариант 1. Какова сила тока в проводнике, если его сопротивление R = 15 Ом (рисунок справа)? 2. Два резистора сопротивлениями 3 и 6 Ом включены в цепь параллельно. Сила тока, проходящего по первому резистору, равна 2 А. Какое количество теплоты выделится в обоих резисторах за 10 с? 3. Сопротивление лампы 2 равно 100 Ом. Найдите силу тока в цепи и сопротивление лампы 1. II вариант 1. По графику зависимости силы тока от напряжения на участке цепи (рисунок внизу) определите сопротивление проводника. 2. Две электрические лампочки сопротивлениями 100 и 300 Ом соединены параллельно. Сила тока, проходящего по первой лампочке, равна 0,9 А. Какова сила тока, протекающего по второй лампочке? 3. Какое количество теплоты выделится за 40 мин в двух медных проводниках площадью поперечного сечения 1,5 мм2 и длиной 3 м каждый, подводящих электрический ток к обогревателю? Сила тока в цепи 5 А. Удельное сопротивление меди 0,017 Ом мм2/м. Ответы. I вар.: 1. 2 A. 2. 180 Дж. 3. 4 А; 62,5 Ом.
Пурышева Наталия Сергеевна – выпускница физфака МГПИ им. В.И.Ленина 1964 г., специальность «Преподаватель физики на английском языке». Была оставлена на кафедре методики преподавания физики в должности ассистента. Здесь она защитила сначала кандидатскую, а потом докторскую диссертации, стала профессором (1995) и заведующей кафедрой (2000). Член трёх диссертационных советов по защите докторских диссертаций (в МПГУ и в МГУ); заместитель председателя учебно-методической комиссии по физике УМО высшего педагогического образования; член учёного совета физфака МПГУ, учитель физики педагогической гимназии № 1505. Исполнитель научно-исследовательских работ по грантам: федеральные программы «Научное, научно-методическое и информационное обеспечение функционирования системы образования» и «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки», а также Российско-Нидерландских проектов по линии бюро CROSS «Инновационные дидактики с применением информационных и коммуникационных технологий» (1999–2000), «Информационно-коммуникационные технологии в сельских школах» (2001–2002). Руководитель 32 соискателей на учёную степень кандидата и научный консультант по 8 докторским диссертациям. Имеет более 170 научных работ (в том числе две монографии), 9 учебников для средней школы, 4 учебника для студентов. Награждена значком «Отличник народного просвещения», медалями «Ветеран труда» и «В память 850-летия Москвы», нагрудным знаком Правительства Республики Саха (Якутия) «Учитель учителей». Важеевская Наталия Евгеньевна – выпускница физфака МГПИ им. В.И.Ленина 1964 г., доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики обучения МПГУ. в 1974 г. защитила кандидатскую диссертацию, в 2002 г. – докторскую. С 1981 г. и по настоящее время работает в МПГУ. Основные направления исследований: содержание школьного физического образования, развитие мышления школьников в процессе обучения, методологические проблемы современного школьного образования. Автор более 100 публикаций, в том числе монографий, школьных и вузовских учебников (имеющих грифы Минобразования и МОиН РФ «Допущено»), методических разработок, статей и пр. Была руководителем 10 соискателей на степень кандидата педагогических наук. Все годы работает с учителями физики в округах г. Москвы, Коломны, Борисоглебска и др., в том числе в МИОО. Общий стаж работы 42 года, педагогический стаж 15 лет, стаж преподавания в вузе 25 лет. |