Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №14/2006
Поурочное планирование. 9 кл.

Поурочное планирование

Н.М.Шахмаев, А.В.Бунчук. Физика-9 (68 ч, 2 ч/нед.)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Четверть

Сроки Тема Колич. часов № ЛР Колич. КР
I 01.09 – 30.10 1.Основы кинематики 14 1 1
II 09.11 – 29.12 2. Законы движения
3. Силы в механике
7
9
3
2,4
III 11.01 – 23.03   Силы в механике (продолжение)
4. Законы сохранения в механике
5. Гидро- и аэростатика
2
17
3

5,6
1
1
IV 01.04 – 25.05    Гидро- и аэростатика (продолжение)
6. Механические колебания и волны
   Обобщение, экскурсии, резервное время
4
9
3
7
8

1
Итого 01.09 – 25.05 6 тем. 68 8 4

Т е м а 1. ОСНОВЫ КИНЕМАТИКИ (14 ч)

УРОК 1/1. Основные понятия кинематики

ОСУ. Что изучает кинематика. Физические тела. Механическое движение. Система отсчёта: тело отсчёта, система координат, система отсчёта времени. Относительность движения. Как изучают движение. Основные этапы изучения физических явлений: наблюдение явления, выдвижение гипотезы, эксперимент, анализ результатов, объяснение и предсказание явлений и закономерностей.

Д е м о н с т р а ц и и. Примеры движущихся тел: скатывание шарика по жёлобу и качение по столу, полёт бумажного самолёта. Опыт с трубкой Галилея по рис. 9 учебника.

ДЗ. § 1; задания1–6 (с. 13). Подготовить сообщения о Птолемее и Аристотеле, Копернике*.

УРОК 2/2. Материальная точка. Поступательное движение тел. Путь и перемещение

ОСУ. Материальная точка. Обоснование возможности применения понятия материальной точки при изучении движения тел. Поступательное движение. Траектория движения. Прямолинейное и криволинейное движение. Относительность формы траектории. Путь. Перемещение. Векторные и скалярные величины. Проекция вектора перемещения на координатную ось.

Д е м о н с т р а ц и и. Примеры поступательного движения. Примеры траекторий прямолинейного и криволинейного движения.

ДЗ. § 2; задания 1–6 (с. 18); § 3; задания 1–5 (с. 20); [Л] № 106, 108,110. «Самое важное в главе 1» (с. 20–21).

УРОК 3/3. Прямолинейное равномерное движение. Скорость

ОСУ. Равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Единицы скорости. Понятие о системе единиц. Приборы для измерения скорости. Относительность скорости.*

Д е м о н с т р а ц и и. Равномерное движение тележки с капельницей. Спидометр.

ДЗ. § 4; задания 1–6 (с. 26); [Л] № 119, 121.

УРОК 4/4. Перемещение при прямолинейном равномерном движении

ОСУ. Формула перемещения. Уравнение движения материальной точки. Примеры решения задач.

ДЗ. § 5; задания 1, 4 (с. 29); [Л] № 128, 130.

УРОК 5/5. Графическое представление движения

ОСУ. Графическое изображение зависимости координаты и скорости от времени. Определение проекции перемещения по графику скорости.

ДЗ. § 6; задания 1–6 (с. 31); [Л] № 147, 149, 151*. «Самое важное в главе 2» (с. 32).

УРОК 6/6. Прямолинейное неравномерное движение. Скорость при неравномерном движении

ОСУ. Неравномерное движение. Средняя скорость. Сравнение значений скоростей движения некоторых тел (по табл. 1, с. 34). Мгновенная скорость. Примеры решения задач.

Д е м о н с т р а ц и и. Движение тележки с капельницей вверх и вниз по наклонной плоскости.

ДЗ. § 7; задания 1–4 (с. 37–38); [Л] № 136, 145.

УРОК 7/7. Ускорение. Равноускоренное движение

ОСУ. Ускорение. Единица ускорения. Равноускоренное движение. Значения ускорений некоторых тел (по табл. 2, с. 39–40). Примеры решения задач.

ДЗ. § 8; задания 1–4 (с. 40); [Л] № 155, 158.

УРОК 8/8. Скорость равноускоренного движения

ОСУ. Мгновенная скорость равноускоренного движения. Уравнение скорости. График зависимости проекции скорости от времени. Примеры решения задач (с. 42–43).

ДЗ. § 9; задания 1–5 (с. 43–44); [Л] № 153, 156.

УРОК 9/9. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

ОСУ. Вывод формулы зависимости перемещения от времени для равноускоренного движения графическим методом.

У к а з а н и я. Прямолинейное равноускоренное движение описывается с помощью следующих величин: t, 0, , s, a. Для решения любой задачи на эту тему необходимо и достаточно задать значения любых трёх из этих величин.

ДЗ. § 10; задания 1–3 (с. 47); [Л] № 156, 158.

УРОК 10/10. Решение задач по теме «Основы кинематики»

ОСУ. Решение задач типа 6*, 8* (с. 44), 5* (с. 49), [Л] № 157, 165.

ДЗ. § 10; [Л] № 159, 160; задание по рабочей тетради.

УРОК 11/11. Свободное падение

ОСУ. Свободное падение как пример прямолинейного равноускоренного движения тела. Падение тел в воздухе и в разреженном пространстве. Ускорение свободного падения. Примеры решения задач.

Д е м о н с т р а ц и и. Опыт с трубкой Галилея.

ДЗ. § 11; задания 1–4 (с. 49); [Л] № 313*, 314*.

УРОК 12/12. ЛР № 1 «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении»

ОСУ. ЛР проводится по описанию в учебнике.

ДЗ. «Самое важное в главе 3»; задания 6, 7* (с. 49).

УРОК 13/13. Повторение темы «Основы кинематики»

ОСУ. Равномерное и равноускоренное движение. Свободное падение тел. Прямолинейное и криволинейное движение. Запись уравнений движения. Графическое представление движения. Решение задач [Л] № 132, 146*, 148, 154, 160*, 168.

ДЗ. Подготовка к КР № 1. Задание 3* (с. 29).

УРОК 14/14. КР № 1 по теме «Основы кинематики»

Примерное содержание КР

1. Автомобиль двигался 30 км со средней скоростью 15 м/с. Следующие 40 км он проехал за 1 ч. С какой средней скоростью автомобиль проехал все 70 км пути?

2. Группа школьников прошла: 400 м на север, 500 м на восток, 600 м на юг, 200 м на запад, 200 м на север и 300 м на запад. Изобразите траекторию передвижения группы и определите пройденный путь и перемещение.

3. По графику зависимости проекции скорости движения тела от времени определите вид движения. Найдите проекцию перемещения тела за 5 с.

Т е м а 2. ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ (7 ч)

УРОК 15/1. Первый закон Ньютона – закон инерции

ОСУ. Динамика. Законы Ньютона. Причины изменения скорости тел. Инерция. Движение по инерции. Первый закон Ньютона. Опыты, помогающие понять первый закон Ньютона.

Д е м о н с т р а ц и и. Движение бруска по поверхностям с разным коэффициентом трения (по рис. 50).

ДЗ. Законы движения (с. 57–58); § 14; задания 1–7 (с. 61); [Л] № 195, 200, 201. Подготовить сообщение об И.Ньютоне*.

УРОК 16/2. Взаимодействие тел. Масса тела

ОСУ. Взаимодействие тел. Ускорение тел при взаимодействии. Инертность – свойство тел. Примеры проявления инертности. Определение понятия массы как меры инертности тела. Метод измерения массы по отношению модулей ускорений взаимодействующих тел. Измерение массы взвешиванием. Единица массы.

Д е м о н с т р а ц и и. Искривление траектории движения шарика в магнитном поле. Движение тележек при их взаимодействии (по рис. 52, 53). Взаимодействие двух связанных тел, движущихся равномерно по окружности.

ДЗ. § 15; задания 1–7 (с. 65); [Л] № 192, 193, 211.

УРОК 17/3. Сила. Второй закон Ньютона

ОСУ. Сила. Примеры сил. Единица силы. Сила – причина деформации и ускорения. Зависимость силы упругости от удлинения тела. Закон Гука. Экспериментальная иллюстрация взаимосвязи силы, действующей на тело, с возникающим ускорением. Второй закон Ньютона. Направление векторов силы и ускорения. Примеры решения задач.

Д е м о н с т р а ц и и. Ускоренное движение тележек под действием пружины (по рис. 54).

ДЗ. § 16; задания 1–7 (с. 68–69); [Л] № 318, 320. Подготовить сообщение о Р.Гуке.*

УРОК 18/4. Сложение сил

ОСУ. Равнодействующая сила. Сложение сил, направленных по одной прямой в одну сторону и в противоположные стороны. Сложение сил, направленных под углом друг к другу. Сложение векторов по правилам параллелограмма и треугольника. Проекции суммарного вектора на координатные оси.* Примеры решения задач.

Д е м о н с т р а ц и и. Опыты по нахождению равнодействующей двух сил при их различном взаимном расположении (по рис. 56, 57, 59, 61).

ДЗ. § 17; задания 1–6 (с. 74); [Л] № 370, 371, 392*.

УРОК 19/5. ЛР № 3 «Изучение упругих свойств пружины»

ОСУ. ЛР проводится по описанию в учебнике. Учёт погрешностей измерений при построении графика зависимости модуля силы упругости от удлинения пружины.

ДЗ. [Л] № 328, 331, 332, 335, 350.

УРОК 20/6. Третий закон Ньютона

ОСУ. Взаимосвязь законов Ньютона. Действие тел друг на друга. Третий закон Ньютона. Следствия, вытекающие из закона. Примеры решения задач.*

Д е м о н с т р а ц и и. Взаимодействие динамометров (по рис. 64). Взаимодействие магнита и железного бруска (на тележках), удерживаемых на горизонтальной поверхности динамометрами.

ДЗ. § 18; задания 1–3, 5 (с. 78); [Л] № 216, 217*, 218.

УРОК 21/7. Повторение по теме. Решение задач

ОСУ. Сила и движение. Законы для всех сил. Динамика Ньютона – первая теория механических явлений. Решение задач [Л] № 187, 203, 220*, 311, 322, 351, 376.

ДЗ. «Самое важное в главе 5»; задания 7* (с. 74), 4*, 6* (с. 78); [Л] № 197, 198, 321, 377.

Т е м а 3. СИЛЫ В МЕХАНИКЕ (11 ч)

УРОК 22/1. Равномерное движение материальной точки по окружности

ОСУ. Криволинейное движение. Примеры движения тел по окружности. Равномерное движение по окружности. Перемещение. Мгновенная скорость. Линейная скорость. Ускорение. Направление векторов скорости и ускорения при движении тела по окружности.

Д е м о н с т р а ц и и. Опыт с наждачным кругом по рис. 46, сбрасывание спичечного коробка с вращающегося диска.

ДЗ. § 12; задания 1–5 (с. 54); [Л] № 167.

УРОК 23/2. Период и частота вращения

ОСУ. Период, частота. Их единицы. Формулы, связывающие скорость и ускорение с периодом и частотой обращения. Примеры решения задач.

ДЗ. § 13; задания 1–7 (с. 55–56); «Самое важное в главе 4».

УРОК 24/3. Сила всемирного тяготения

ОСУ. Опытные факты, лежащие в основе закона (ускоренное падение тел на Землю, движение Луны по круговой орбите вокруг Земли, притяжение шариков на крутильных весах). Закон всемирного тяготения, условия его применимости. Гравитационная постоянная, её физический смысл. Расчёт массы космических тел.* Расчёт массы Солнца.*

ДЗ. § 19; задания 1–4 (с. 82); [Л] № 291, 298*.

УРОК 25/4. Сила тяжести

ОСУ. Сила тяжести – проявление силы всемирного тяготения. Центр тяжести. Ускорение свободного падения на Земле и других планетах. Примеры решения задач.

Д е м о н с т р а ц и и. Нахождение центра тяжести тела произвольной формы (по рис. 68).

ДЗ. § 20; задания 1–11 (с. 85–86).

УРОК 26/5. ЛР № 2 «Установление зависимости силы тяжести, действующей на тело, от его массы»

ОСУ. ЛР проводится по описанию в учебнике. Повторение правил взвешивания при использовании рычажных весов. Учёт погрешностей измерений при построении графика зависимости силы тяжести от массы.

ДЗ. [Л] № 295, 309, 347.

УРОК 27/6. Искусственные спутники Земли

ОСУ. Запуск искусственного спутника. Первая космическая скорость. Значение освоения космоса.

ДЗ. § 21; задания 1–4 (с. 88); [Л] № 302, 303, 305*; подготовить сообщения о космических исследованиях околоземного пространства и Солнечной системы, о Ю.Гагарине.*

УРОК 28/7. Вес тела. Невесомость

ОСУ. Понятие веса. Различие понятий силы тяжести и веса тела*. Расчёт веса тела. Невесомость. Возникновение невесомости при свободном падении тела. Примеры состояния невесомости. Изменение веса тела при ускоренном движении*.

Д е м о н с т р а ц и и. Падение груза, укреплённого на динамометре (по рис. 73).

ДЗ. § 22; задания 1–7 (с. 92); [Л] № 341.

УРОК 29/8. Сила трения

ОСУ. Трение покоя. Переменный характер силы трения покоя, её максимальное значение. Зависимость максимальной силы трения покоя от силы нормального давления. Коэффициент трения покоя. Направление силы трения покоя. Трение покоя и движение тел. Трение скольжения. Формула для расчёта силы трения скольжения. Коэффициент трения скольжения для различных материалов. Роль трения. Примеры решения задач.

Д е м о н с т р а ц и и. Зависимость силы трения скольжения от силы нормального давления (реакции опоры), материала трущихся тел и состояния их поверхностей, площади соприкосновения тел. Шариковый и роликовый подшипники.

ДЗ. § 23; задания 4, 6, 7 (с. 101); [Л] № 421, 423.

УРОК 30/9. ЛР № 4 «Измерение коэффициента трения скольжения»

ОСУ. ЛР проводится по описанию в учебнике.

ДЗ. Задания 1–3, 5, 8* (с. 101); [Л] № 433*, 435.

УРОК 31/10. Повторение тем «Законы движения» и «Силы в механике». Решение задач

ОСУ. Движение тела можно рассчитать с помощью законов Ньютона, если известны силы, действующие на тело. Виды сил в механике. Нахождение сил. Результаты действия сил на тело. Решение задач [Л] № 295, 296, 307, 309, 319, 326, 328, 330, 382, 415, 419, 422, 435.

ДЗ. «Самое важное в главе 5», «Самое важное в главе 6» (с. 78, 103, 104). Подготовка к КР № 2.

УРОК 32/11. КР № 2 по темам «Законы движения» и «Силы в механике»

Примерное содержание КР

1. С горки соскальзывают санки. Изобразите силы, действующие на санки, и назовите их. Определите ускорение мяча массой 0,5 кг, когда на него действует сила 50 Н.

2. Автомобиль движется по горизонтальному участку пути. Какой путь он пройдёт до полной остановки при экстренном торможении, если коэффициент трения колёс о дорогу 0,5, а время торможения 4 с?

3. Космонавт находится в состоянии невесомости в космическом корабле, движущемся по круговой орбите вокруг Земли. Какие силы действуют на космонавта?

4. Тележка массой 2 кг с помощью резинового шнура прикреплена к краю стола. Тележку потянули, растянув шнур, и отпустили. С какой силой действует шнур на тележку в тот момент, когда растяжение шнура равно 10 см? Жёсткость резины 100 Н/м. Чему равно ускорение тележки в этот момент? Трением тележки о стол пренебречь.

5. Скорость некоторой материальной точки на вращающемся диске равна 0,3 м/с, а её центростремительное ускорение 0,9 м/с2. Определите расстояние от этой точки до оси вращения. Каков период обращения диска?

Т е м а 4. ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ (17 ч)

УРОК 33/1. Импульс

ОСУ. Импульс силы. Единица импульса силы. Импульс тела. Единица импульса тела. Соотношение между импульсом силы и импульсом тела. Новая формулировка второго закона Ньютона. Примеры действия силы в течение разных интервалов времени. Примеры решения задач.

Д е м о н с т р а ц и и. Опыты, демонстрирующие зависимость результата действия силы от времени взаимодействия и массы тел (по рис. 83, 84, 85).

ДЗ. § 25; задания 1–7 (с. 108–109); [Л] № 214.

УРОК 34/2. Закон сохранения импульса

ОСУ. Сохранение значений некоторых физических величин в процессе движения. Понятие замкнутой системы тел*. Внутренние силы*. Примеры замкнутых систем*. Закон сохранения импульса. Вывод формулы закона на основе второго и третьего законов Ньютона*. Примеры решения задач.

ДЗ. § 26; задания 1, 2, 6, 7 (с. 112–113); [Л] № 212, 219.

УРОК 35/3. Решение задач

ОСУ. Решение задач на определение скорости тел при их взаимодействии с использованием закона сохранения импульса: [Л] № 215, 221, 222.

ДЗ. Задания 3*, 4, 5*, 8, 9 (с. 112–113).

УРОК 36/4. Реактивное движение

ОСУ. Движение тел при взаимодействии. Отдача при выстрелах, движение реактивных самолётов и ракет. Реактивное движение. Применение закона сохранения импульса для определения скорости реактивного движения. Расчёт скорости ракеты. Идея и практика использования ракет для космических полётов. К.Э.Циолковский и С.П.Королёв.

Д е м о н с т р а ц и и. Реактивное движение воздушного шарика.

ДЗ. § 27; задания 1–8 (с. 116); «Самое важное в главе 7»; подготовить сообщения о К.Э.Циолковском, С.П.Королёве*.

УРОК 37/5. Работа силы

ОСУ. Понятие энергии. Работа постоянной силы. Анализ формулы работы для различных направлений силы и перемещения. Единица работы.

Демонстрации. Определение работы при подъёме бруска на высоту 1 м, определение работы при перемещении этого бруска по горизонтальной поверхности на 1 м (считать, что при равномерном движении Fтяги = Fтрения).

ДЗ. § 28; задания 1–7 (с. 120); [Л] № 688.

УРОК 38/6. ЛР № 5 «Определение работы сил тяжести, упругости и трения»

ОСУ. ЛР проводится по описанию в учебнике.

ДЗ. Задание 15 (с. 128); [Л] № 686, 689, 691.

УРОК 39/7. Взаимосвязь работы и энергии

ОСУ. Связь между работой силы и изменением скорости движения тела. Кинетическая энергия. Теорема о кинетической энергии.

ДЗ. § 29 (1 часть); задания 1–5 (с. 127); 13 (с. 128).

УРОК 40/8. Потенциальная энергия

ОСУ. Работа силы тяжести. Независимость работы силы тяжести от формы траектории*. Потенциальная энергия взаимодействия тела и Земли. Нулевой уровень потенциальной энергии*. Работа силы упругости. Потенциальная энергия упруго деформированного тела.

Д е м о н с т р а ц и и. Совершение работы падающим телом. Движение шарика при выстреле из пружинного пистолета.

ДЗ. § 29 (2 часть); задания 6–12, 14, 16, 17 (с. 127–128).

УРОК 41/9. Закон сохранения механической энергии

ОСУ. Взаимное превращение кинетической и потенциальной энергий. Полная механическая энергия. Переход кинетической энергии тела в потенциальную при свободном подъёме и падении тела*. Закон сохранения механической энергии в замкнутой системе тел. Работа силы трения и механическая энергия. Переход механической энергии во внутреннюю. Закон сохранения полной энергии. Примеры решения задач.

Д е м о н с т р а ц и и. Превращение энергии при падении тела, при выстреле из пружинного пистолета.

ДЗ. § 30; задания 1–7 (с. 133).

УРОК 42/10. Решение задач

ОСУ. Решение задач типа: [Л] № 830, 831, 833, 836, 838.

ДЗ. § 30; [Л] № 837, 840; задачи из рабочей тетради.

УРОК 43/11. Равновесие и потенциальная энергия

ОСУ. Состояние равновесия. Условие равновесия тела (материальной точки). Статика. Устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесие. Условие устойчивости положения равновесия тела.

Д е м о н с т р а ц и и. Виды равновесия (по рис. 98–100).

ДЗ. § 31; задания 1–7 (с. 135).

УРОК 44/12. Простые механизмы

ОСУ. Момент силы. Единица момента силы. Рычаг. Условие равновесия рычага. «Золотое правило» механики*.

Д е м о н с т р а ц и и. Рычаг. Устройство и применение различного вида ножниц, кусачек, рычажных весов и т.п.

ДЗ. § 32 (1 часть); задания 1–8 (с. 142–143); подготовить сообщения об использовании простых механизмов*.

УРОК 45/13. ЛР № 6 «Проверка условия равновесия рычага»

ОСУ. ЛР проводится по описанию в учебнике.

ДЗ. [Л] № 740–742, 751, 752.

УРОК 46/14. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия

ОСУ. Ворот. Неподвижный блок. Подвижный блок. Наклонная плоскость. Примеры применения простых механизмов. Потери энергии при использовании механизмов. КПД механизмов. Полезная работа. Полная работа. Примеры решения задач.

Д е м о н с т р а ц и и. Изменение направления действия силы с помощью неподвижного блока. Действие подвижного блока.

ДЗ. § 32 (2 часть), 33; задания 9–11 (с. 143), 1–4 (с. 146); [Л] № 768, 772*, 798.

УРОК 47/15. Решение задач

ОСУ. Решение задач типа: [Л] № 748, 750, 762, 764, 773, 792.

ДЗ. § 32; [Л] № 791, 794, 798; задачи из рабочей тетради.

УРОК 48/16. Повторение темы

ОСУ. Замкнутая система тел. Закон сохранения импульса. Работа и энергия. Закон сохранения энергии. Решение задач [Л] № 222, 674, 833, 837, 732, 765.

ДЗ. «Самое важное в главе 7» (с. 116–117); «Самое важное в главе 8» (с. 146–147); [Л] № 221, 673, 836, 764.

УРОК 49/17. КР № 3 по теме «Законы сохранения в механике»

Примерное содержание КР

1. Тележка массой 50 кг движется в горизонтальном направлении со скоростью 2 м/с. С тележки соскакивает человек со скоростью 4 м/с относительно тележки в направлении, противоположном её движению. Масса человека 70 кг. Какова скорость тележки после того, как человек с неё спрыгнул?

2. Мячик бросили вертикально вверх. Каков знак работы силы тяжести: а) при подъёма мячика; б) при его падении? Ответ поясните.

3. Тело массой 1 кг свободно падает с некоторой высоты. В момент падения на Землю его кинетическая энергия равна 98 Дж. С какой высоты падает тело?

4. Определите кинетическую энергию шарика в момент вылета из ствола пружинного игрушечного пистолета, если жёсткость пружины равна 200 Н/м, а до выстрела она была сжата на 5 см. Трением можно пренебречь.

5. Объясните, зачем используют неподвижный блок. Даёт ли он выигрыш в силе? в работе? в пройденном расстоянии?

Т е м а 5. ГИДРО- И АЭРОСТАТИКА (7 ч)

УРОК 50/1. Давление внутри покоящейся жидкости

ОСУ. Специфические свойства жидкостей и газов. Силы давления жидкости на стенки сосуда. Гидростатическое давление. Единица давления. Формула гидростатического давления. Сообщающиеся сосуды. Уровень однородной жидкости в сообщающихся сосудах. Жидкостный манометр.

Д е м о н с т р а ц и и. Зависимость давления жидкости на дно сосуда от высоты столба жидкости и её плотности (по рис. 114). Гидростатический парадокс. Сообщающиеся сосуды. Жидкостный манометр. Схема действия шлюзов.

ДЗ. § 34; задания 1–8 (с. 153); [Л] № 518, 536, 538.

УРОК 51/2. Атмосферное давление

ОСУ. Атмосфера Земли. Условия её существования. Атмосферное давление. Опыты, подтверждающие существование атмосферного давления. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Ртутный барометр. Миллиметры ртутного столба. Нормальное атмосферное давление*. Барометр-анероид. Насосы*.

Д е м о н с т р а ц и и. Опыты, подтверждающие существование атмосферного давления (по рис. 124, 125). Устройства, использующие атмосферное давление: пипетка, шприц, насос, вантуз и т.п. Барометр-анероид.

ДЗ. § 35; задания 1–7 (с. 160); [Л] № 549, 559, 577; подготовить сообщения об устройствах, использующих атмосферное давление*.

УРОК 52/3. Закон Паскаля и его применение

ОСУ. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Гидравлические механизмы. Выигрыш в силе, получаемый при использовании гидравлических механизмов. Гидравлический подъёмник*. Гидравлический пресс*. Примеры решения задач.

Д е м о н с т р а ц и и. Опыты с шаром Паскаля.

ДЗ. § 36; задания 1–8 (с. 166–167); [Л] № 498, 499, 500. Подготовить сообщение о Б.Паскале*.

УРОК 53/4. Закон Архимеда и его применение

ОСУ. Легенда об Архимеде. Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Вывод формулы закона для тела прямоугольной и произвольной* форм. Значение, точка приложения и направление выталкивающей силы.

Д е м о н с т р а ц и и. Опыты по измерению выталкивающей силы (по рис. 140).

ДЗ. § 37 (1-я часть); задания 1–6, (с. 174–175); [Л] № 625, 634; подготовить сообщение об Архимеде*.

УРОК 54/5. ЛР№ 7 «Измерение выталкивающей силы»

ОСУ. ЛР проводится по описанию в учебнике.

ДЗ. Задания 8–10, 16 (с. 175–176); [Л] № 646, 650.

УРОК 55/6. Условия плавания тел. Воздухоплавание*

ОСУ. Плавание тел. Соотношение силы тяжести и выталкивающей силы; плотности тела и жидкости. Нахождение объёма выступающей части тела над жидкостью*. Плавание судов. Ватерлиния. Водоизмещение судна. Воздухоплавание*. Подъёмная сила*. Примеры решения задач.

Д е м о н с т р а ц и и. Наблюдение особенностей плавания тел в жидкостях (парафин плавает в воде, но тонет в керосине; сырая картофелина плавает в солёной воде, но тонет в пресной). Ареометр. Плавание коробки из фольги. Изменение осадки модели судна при увеличении груза на нём (при насыпании песка в коробку).

ДЗ. 37 (2-я часть); задания 11–15 (с. 176); [Л] № 656, 657, 658; «Самое важное в главе 9»; подготовить сообщения о воздухоплавании*.

УРОК 56/7. Решение задач

ОСУ. Решение задач типа: [Л] № 613, 617, 621, 624, 630, 644.

ДЗ. § 37; задачи из рабочей тетради.

Т е м а 6. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (9 ч)

УРОК 57/1. Колебания. Период и частота колебаний. График колебаний

ОСУ. Колебательное движение. Примеры колебаний в природе и технике. Модели колебательных систем: нитяной и пружинный маятники. Свободные колебания. Амплитуда, период, частота колебаний. Единица частоты. Графическое представление колебаний. Синусоида. Опытное получение графической зависимости смещения маятника от времени. Определение кинематических характеристик по графику колебаний.

Д е м о н с т р а ц и и. Колебания нитяного и пружинного маятников. Примеры колеблющихся тел (маятник часов, поплавок в цилиндре с водой, крутильный маятник, ветви деревьев, сердце и т.п.). Колебания воронки с песком.

ДЗ. § 38; задания 1–6 (с. 182); [Л] № 854, 855, 859.

УРОК 58/2. Период колебаний нитяного маятника. ЛР № 8

ОСУ. ЛР проводится по описанию в учебнике. Измерение периода колебаний нитяного маятника. Формула Гюйгенса периода математического маятника.

ДЗ. § 39, 40; задания 6–7* (с. 189); [Л] № 871, 872.

УРОК 59/3. Период колебаний пружинного маятника

ОСУ. Опытное установление зависимости периода пружинного маятника от его свойств. Независимость периода колебаний от ускорения свободного падения. Формула периода. Практическое применение пружинного маятника. Измерение массы с помощью пружинного маятника.

Д е м о н с т р а ц и и. Колебания вертикального и горизонтального пружинных маятников.

ДЗ. § 41*; задания 1–6 (с. 191); [Л] № 878, 879.

УРОК 60/4. Превращения энергии при колебаниях. Вынужденные колебания. Резонанс

ОСУ. Потенциальная и кинетическая энергия тела при его колебательном движении. Превращения энергии при колебаниях. Связь амплитуды и максимальной скорости колебания тела. Влияние трения на уменьшение амплитуды колебаний. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Примеры вынужденных колебаний. Восполнение потерь механической энергии при вынужденных колебаниях. Частота вынужденных колебаний. Явление резонанса.

Д е м о н с т р а ц и и. Затухающие колебания нитяного маятника. Вынужденные колебания пружинного маятника (по рис. 166). Колебания связанных маятников разной длины (по рис. 167, 169). Явление резонанса.

ДЗ. § 42, 43; задания 1–6 (с. 193), 1–5 (с. 195); [Л] № 882, 888*.

УРОК 61/5. Механические волны

ОСУ. Распространение колебаний. Понятие волны. Примеры волновых процессов. Процесс образования волны*. Характерные особенности двух типов волн – продольных и поперечных*. Механизм их возникновения и распространения*. Упругая среда. Упругие волны. Примеры упругих волн. Звук.

Д е м о н с т р а ц и и. Образование волны в шнуре. Опыты с волновой машиной. Колебания струны. Камертон.

ДЗ. § 46; задания 1–6 (с. 206); [Л] № 891, 893, 894, 895.

УРОК 62/6. Свойства механических волн

ОСУ. Энергия волны. Перенос энергии волной. Скорость распространения волны. Длина волны. Связь длины волны с периодом и частотой. Примеры решения задач.

ДЗ. § 47; задания 1–6 (с. 208); [Л] № 892, 896; «Самое важное в главе 10».

УРОК 63/7. Решение задач

ОСУ. Решение задач типа [Л] № 896, 902–905.

ДЗ. § 47; задачи из рабочей тетради.

УРОК 64/8. Решение задач

ОСУ. Решение задач типа: [Л] № 631, 635, 649, 866, 874, 887, 251.

ДЗ. Подготовка к КР № 4; «Самое важное в главе 9», «Самое важное в главе 10».

УРОК 65/9. КР № 4 по темам «Гидро- и аэростатика» и «Механические колебания и волны»

Примерное содержание КР

1. По графику определите период, амплитуду и частоту колебаний.

2. Во сколько раз надо изменить длину нитяного маятника, чтобы период колебаний изменился в 2 раза?

3. Какую силу надо приложить, чтобы удержать под водой кусок пробки массой 80 г?

4. Какой частоте колебаний камертона соответствует в воздухе звуковая волна длиной волны 34 см при скорости звука 340 м/с?

5. Грузик массой 10 г совершает колебания на нити. Максимальная высота подъёма груза от положения равновесия 2 см. Определите полную механическую энергию маятника и наибольшую скорость движения грузика. Потенциальную энергию грузика отсчитывать от положения равновесия.

УРОКИ 66–68. Обобщение. Резервное время

.  .