Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №14/2006
Поурочное планирование. 8 кл.

Поурочное планирование

Н.М.Шахмаев, А.В.Бунчук. Физика-8 (68 ч, 2 ч/нед.)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Четверть

Сроки Тема Колич. часов № ЛР Колич. КР
I 01.09 – 30.10 1. Электрические заряды. Электрическое поле.
2. Электрический ток. Электрическая цепь.
9
7
1, 2 1
II 09.11 – 29.12 Электрический ток. Электрическая цепь (продолжение). 15 3–5 1
III 11.01 – 23.03 3. Электрический ток в средах.
4. Магнитное поле.
5. Электромагнитная индукция.
6
8
6
6
7
8

IV 01.04 – 25.05 6. Электромагнитные волны.
7. Атом.
8. Повторение.
   Обобщение, экскурсии, резервное время.
5
8
2
2
  1
1
1
Итого 01.09 – 25.05 8 тем. 68 8 5

Т е м а 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЗАРЯДЫ. ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ (9 ч)

УРОК 1/1. Электризация тел

ОСУ. Электризация тел. Электрический заряд. Свойства наэлектризованных тел. Взаимодействие заряженных тел. Два вида зарядов. Единица электрического заряда.

Демонстрации. Электризация эбонитовой и стеклянной палочек при трении. Притяжение и отталкивание заряженных тел. Опыты по рис. 1–9 учебника.

ДЗ. § 1; задания 1–9 (с. 9); [Л] № 1178, 1180–1182 .

УРОК 2/2. Проводники и непроводники электричества

ОСУ. Проводники электричества. Диэлектрики. Примеры проводников и непроводников электричества. Особенности электризации проводников и изоляторов. Учёт электризации тел при трении в быту и технике и способы её устранения. Электроскоп.

Д е м о н с т р а ц и и. Опыты по рис. 11 учебника. Наблюдение того, что металлы проводят электрические заряды, а диэлектрики – нет. Электроскоп, объяснение принципа его действия.

ДЗ. § 2; задания 1–8 (с. 12); [Л] № 1183–1189.

УРОК 3/3. Свойства электрических зарядов

ОСУ. Сложение зарядов. Делимость зарядов. Элементарный заряд. Заземление. Решение задачи на с. 16.

Д е м о н с т р а ц и и. Опыты по сложению и делимости зарядов по рис. 14–17 учебника.

ДЗ. § 3; задания 1–8 (с. 16).

УРОК 4/4. Строение атома

ОСУ. Строение вещества. Молекула, атом. Строение атомов. Планетарная модель Резерфорда. Ядро атома. Заряд ядра и число электронов в атоме. Примеры моделей атомов водорода, лития, бериллия.

Д е м о н с т р а ц и и. Таблица «Строение атома».

ДЗ. § 4; задания 1–6 (с. 20).

УРОК 5/5. Модель свободных электронов. Закон сохранения электрического заряда

ОСУ. Ионы. Свободные электроны. Закон сохранения заряда.

Д е м о н с т р а ц и и. Опыты, демонстрирующие закон сохранения заряда, по рис. 22 учебника.

ДЗ. § 5; задания 1, 2, 4–7 (с. 22–23); [Л] № 1218, 1219–1221.

УРОК 6/6. Устройство для накопления и получения электрических зарядов

ОСУ. Конденсатор. Устройство конденсаторов различных типов. Ёмкость конденсатора. Применение конденсаторов. Лейденская банка. Электрофорная машина.

Д е м о н с т р а ц и и. Вспышка лампочки при разрядке конденсатора. Различные типы конденсаторов. Лейденская банка. Электрофорная машина. Работа электрофорной машины с подключёнными и отключёнными конденсаторами.

ДЗ. § 7; задания 1–5 (с. 30).

УРОК 7/7. Электрическое поле

ОСУ. Передача электрического взаимодействия на расстоянии. Существования электрического поля вокруг заряженных тел. Поле как особый вид материи. Свойства электрического поля. Силовое действие поля на заряд. Энергия поля.

Д е м о н с т р а ц и и. Обнаружение поля заряженного тела при помощи заряженной гильзы. Действие электрического поля на незаряженные тела (на заряженные частицы, находящиеся внутри тел) по рис. 36, 38 и 39 учебника. Вспышка лампы при разрядке конденсатора.

ДЗ. § 8; задания 1–6 (с. 33, 34); [Л] № 1201, 1203, 1204.

УРОК 8/8. Повторение темы «Электрические заряды. Электрическое поле»

ОСУ. Решение задач [Л] № 1174, 1182, 1194, 1198, 1207, 1218, 1223.

ДЗ. Подготовка к КР. «Самое важное в главе 1».

УРОК 9/9. КР № 1 по теме «Электрические заряды. Электрическое поле»

Пример заданий для КР

1. Положительно заряженной палочкой прикоснулись к незаряженному металлическому шару. Какой по знаку заряд получит шар? Движение каких частиц и в каком направлении происходит между палочкой и шаром?

2. Из каких частиц состоит атом любого вещества? Как расположены эти частицы?

3. Известно, что атом лития имеет три электрона. Начертите схемы положительного и отрицательного ионов лития.

4. Два небольших тела имеют равные по абсолютной величине заряды +q и –q. Сравните силы, действующие на тела со стороны электрического поля заряженного металлического шара. Ответ поясните.

5. Один шар имеет положительный заряд, другой – отрицательный. Как изменится масса шаров после их соприкосновения? Ответ поясните.

6. Заряд одного металлического шарика равен –9е, заряд другого такого же шарика равен 13e. Шарики привели в соприкосновение и раздвинули. Какой заряд будет у каждого из шариков после этого?

ДЗ. «Самое важное в главе 1».

Т е м а 2. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЦЕПЬ (22 ч)

УРОК 10/1. Электрический ток

ОСУ. Разбор результатов КР. Электрический ток. Условия существования тока. Источники тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь и её составные части. Условные обозначения элементов цепи.

Д е м о н с т р а ц и и. Опыты по рис. 40–42 учебника. Примеры источников тока: электрофорная машина, батарейки, фотоэлементы. Сборка простейшей цепи, состоящей из источника тока, ключа, лампы (светодиода) и соединительных проводов. Таблица условных обозначений элементов цепи.

ДЗ. § 9; задания 1–6 (с. 40, 41).

УРОК 11/2. Действия электрического тока

ОСУ. Фронтальный опыт по рис. 45 учебника: сборка простейшей электрической цепи (источник тока напряжением 4–5 В, лампочка, ключ, соединительные провода). Явления, сопровождающие прохождение тока по проводнику. Тепловое, химическое, магнитное, физиологическое действия тока.

Д е м о н с т р а ц и и. Опыты по действиям тока по рис. 49–54 учебника.

ДЗ. § 10; задания 1–5 (с. 44).

УРОК 12/3. Электрический ток в металлических проводниках

ОСУ. Повторение сведений о внутреннем строении металлов и о модели свободных электронов. Электронная теория проводимости металлов. Электронный газ. Движение электронного газа под действием электрического поля. Скорость движения электронов и скорость распространения электрического поля в проводнике.

ДЗ. § 11; задания 1–8 (с. 47).

УРОК 13/4. Сила тока

ОСУ. Физические величины, характеризующие электрический ток. Сила тока. Единица силы тока. Амперметр. Правила включения амперметра в цепь. Определение величины заряда, проходящего в проводнике. Единица заряда. Последовательное соединение элементов цепи. Фронтальный опыт: сборка цепи с последовательным соединением элементов.

Д е м о н с т р а ц и и. Амперметр. Правила включения амперметра в цепь.

ДЗ. § 12; задания 1–5, 8, 9 (с. 51); [Л] № 1262, 1263.

УРОК 14/5. ЛР № 1 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках»

ОСУ. ЛР проводится по описанию в учебнике. Перед началом работы – инструктаж по технике безопасности.

ДЗ. Задания 6, 7, 11 (с. 51); [Л] № 1261, 1264.

УРОК 15/6. Электрическое напряжение

ОСУ. Работа поля. Единица работы поля. Электрическое напряжение. Единица напряжения. Вольтметр. Правила включения вольтметра в цепь. Измерение напряжения.

Д е м о н с т р а ц и и. Опыты по рис. 63, 64 учебника. Вольтметр. Правила включения вольтметра в цепь.

ДЗ. § 13; задания 4–6 (с. 56, 57).

УРОК 16/7. ЛР № 2 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

ОСУ. ЛР проводится по описанию в учебнике. Перед началом работы – инструктаж по технике безопасности.

ДЗ. Задания 1–3, 8, 9 (с. 56, 57).

УРОК 17/8. Электрическое сопротивление

ОСУ. Сопротивление. Единица сопротивления. Зависимость сопротивления проводника от его размеров и материала, из которого он изготовлен. Удельное сопротивление. Единицы удельного сопротивления. Резисторы. Реостаты.

Д е м о н с т р а ц и и. Опыты по рис. 69, 70, 74 учебника. Резисторы. Реостаты. Регулирование силы тока в цепи с помощью реостата.

ДЗ. § 14; задания 1–5, 10, 11 (с. 61, 62).

УРОК 18/9. Решение задач

ОСУ. Разбор решения задачи, приведённой в тексте § 14. Решение задач типа [Л] № 1302, 1323–1326.

ДЗ. Задания 6–9 (61, 62); [Л] № 1317, 1322.

УРОК 19/10. Закон Ома

ОСУ. Установление на опыте зависимости силы тока от напряжения и сопротивления. Закон Ома. Вольт-амперная характеристика. Единица сопротивления.

Д е м о н с т р а ц и и. Опыты по рис. 77 учебника.

ДЗ. § 15; задания 1–5 (с. 63); [Л] № 1285.

УРОК 20/11. Следствия из закона Ома. Решение задач

ОСУ. Расчёт сопротивления с использованием закона Ома. Разбор решения задачи, приведённой в конце § 16. Решение задач [Л] № 1289, 1295, 1300, 1318, 1320.

ДЗ. § 16; задания 1–5 (с. 68, 69).

УРОК 21/12. ЛР № 3 «Регулирование силы тока реостатом и измерение его сопротивления с помощью амперметра и вольтметра»

ОСУ. Проводится по описанию в учебнике. Перед началом работы – инструктаж по технике безопасности.

ДЗ. Задание 6 (с. 69); [Л] № 1328, 1333.

УРОК 22/13. Последовательное соединение проводников

ОСУ. Свойства последовательного соединения. Сила тока, напряжение в последовательной цепи. Сопротивление последовательно соединённых проводников. Разбор решения задач, приведённых в конце § 17.

Д е м о н с т р а ц и и. Свойства последовательного соединения элементов цепи. Опыты по рис. 85, 86 учебника.

ДЗ. § 17; задания 1–6 (с. 73, 74); [Л] № 1346, 1348.

УРОК 23/14. Параллельное соединение проводников

ОСУ. Параллельное соединение проводников и его свойства. Напряжение и сила тока в потребителях, соединённых параллельно. Расчёт сопротивления параллельного разветвления. Уменьшение общего сопротивления цепи при параллельном соединении проводников. Сопротивление вольтметра и его влияние на изменение силы тока в цепи.

Д е м о н с т р а ц и и. Монтажная и принципиальная электрическая схемы. Свойства параллельного соединения элементов цепи. Опыты по рис. 95 и 96 учебника.

ДЗ. § 18; задания 1–8 (с. 79, 80).

УРОК 24/15. ЛР № 4 «Проверка свойств параллельного соединения проводников»

ОСУ. ЛР проводится по описанию в учебнике. Перед началом работы – инструктаж по технике безопасности.

ДЗ. § 18; [Л] № 1355, 1361.

УРОК 25/16. Решение задач

ОСУ. Параллельное соединение проводников и его свойства. Разбор решения задач, приведённых в конце § 18, а также задач [Л] № 1344, 1356.

ДЗ. Задания 9–12, 16 (с. 80, 81); [Л] № 1370, 1377, 1385, 1386.

УРОК 26/17. Работа и мощность электрического тока

ОСУ. Работа тока. Единица работы тока. Формулы для расчёта работы тока. Мощность тока. Единица мощности тока. Мощность приборов. Электрический счётчик – прибор для измерения потреблённой электрической энергии. Разбор решения задачи, приведённой на с. 86 в конце § 19.

Д е м о н с т р а ц и и. Опыты по рис. 109, 110 учебника. Измерение мощности тока в нагревательном приборе. Электрический счётчик.

ДЗ. § 19, 20; задания 1–5 (с. 85) и 1–5 (с. 89).

УРОК 27/18. ЛР № 5 «Измерение работы и мощности тока»

ОСУ. ЛР проводится по описанию в учебнике. Перед началом работы – инструктаж по технике безопасности.

ДЗ. Задания 6, 7 (с. 85) и задание 6 (с. 89).

УРОК 28/19. Количество теплоты, выделяемое в проводнике с током

ОСУ. Тепловое действие тока и его применение. Закон Джоуля–Ленца. Нагревательные элементы, лампа накаливания, плавкие предохранители. КПД установки с электрическим нагревателем. Расчёт КПД. Короткое замыкание. Причины перегрузки цепи. Разбор решения задачи, приведённой на с. 96 в конце § 21.

Д е м о н с т р а ц и и. Нагревание током проводника. Приборы, использующие тепловое действие тока: электроплитка, лампа, патрон лампы, утюг, паяльник, кипятильник и т. п. Предохранители, «пробки».

ДЗ. § 21; задания 1–3, 5–8 (с. 95, 96).

УРОК 29/20. Решение задач

ОСУ. Разбор решения задач, приведённых в конце § 21. Решение [Л] № 1400, 1404, 1426, 1434, 1447, 1448, 1457.

ДЗ. § 21; задания 4, 10–13 (с. 96); [Л] № 1401, 1411, 1456.

УРОК 30/21. Повторение темы «Электрический ток. Электрическая цепь»

ОСУ. Решение задач [Л] № 1268, 1277, 1280, 1327, 1360, 1384, 1390.

ДЗ. «Самое важное в главе 2»; подготовка к КР.

УРОК 31/22. КР № 2 по теме «Электрический ток. Электрическая цепь»

Примерное содержание заданий КР

1. Электрическая плитка и лампа накаливания соединены последовательно и подключены к источнику тока напряжением 220 В. Сопротивление плитки 40 Ом, лампы – 400 Ом. Определите напряжение на зажимах плитки и лампы. Начертите схему цепи.

2. Две проволочные спирали сопротивлением 2 Ом и 6 Ом соединены параллельно и подключены к источнику тока. В какой спирали сила тока больше и во сколько раз?

3. Нихромовый провод длиной 10 м и площадью поперечного сечения 0,5 мм2 включён в сеть напряжением 220 В. Найдите силу тока и мощность тока в проводе. Удельное сопротивление нихрома 1,1 Ом . мм2/м.

4. Сопротивление нагревательного элемента электрического кипятильника 100 Ом, сила тока в нём 2 А. Какое количество теплоты выделится в кипятильнике за 5 мин работы?

5. На рисунке приведены вольт-амперные характеристики двух резисторов. От чего зависит наклон прямых к оси напряжений? Каково сопротивление каждого резистора? Резисторы включили в цепь параллельно. Какова сила тока в каждом резисторе, если напряжение на них равно 6 В?

Т е м а 3. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В СРЕДАХ (6 ч)

УРОК 32/1. Электрический ток в полупроводниках

ОСУ. Полупроводники. Место полупроводников в периодической системе элементов. Односторонняя проводимость полупроводников. Диод. Включение диода в прямом и обратном направлениях. Зависимость сопротивления полупроводников от температуры, освещённости.

Д е м о н с т р а ц и и. Опыты по рис. 129, 132, 133, 136–138 учебника.

ДЗ. § 23; задания 1–6 (с. 111).

УРОК 33/2. Полупроводниковые приборы: диоды, фоторезисторы, терморезисторы, светодиоды

ОСУ. Свойства и применение термисторов и фоторезисторов. Их использование в современной технике. Решение задачи, приведённой на с. 111 в конце § 23.

ДЗ. § 23; задания 7–9 (с. 111, 112).

УРОК 34/3. ЛР № 6 «Исследование свойств полупроводникового диода

ОСУ. ЛР проводится по описанию в учебнике.

ДЗ. На рисунке приведены две схемы с лампочками и диодами. Какая из лампочек будет гореть? Ответ объясните.

УРОК 35/4. Электрический ток в жидкостях

ОСУ. Жидкости, не проводящие электрические заряды. Электрический ток в электролитах. Электролитическая диссоциация. Ионная проводимость. Перенос вещества.

Д е м о н с т р а ц и и. Ток в электролитах. Опыты по рис. 141–144 учебника.

ДЗ. § 24; задания 1–7 (с. 115, 116).

УРОК 36/5. Электрический ток в газах

ОСУ. Газы и их смеси – диэлектрики в естественном состоянии. Объяснение изолирующих свойств газов с точки зрения их молекулярного строения. Ионизация. Сравнение механизма проводимости газов и растворов электролитов. Газовый разряд. Примеры газовых разрядов. Использование газовых разрядов.

Д е м о н с т р а ц и и. Изолирующие свойства воздуха. Протекание тока в воздухе в присутствии ионизатора. Свечение газов при протекании тока. Опыты по рис. 145, 146, 149 учебника.

ДЗ. § 25; задания 1–6 (с. 119).

УРОК 37/6. Повторение темы «Электрический ток в средах»

ОСУ. Сравнение носителей заряда в металлах, электролитах, полупроводниках и газах. СР. Примерные вопросы:

1. Почему при сооружении заземления провод нужно закапывать во влажный слой почвы (закапывать его в сухой песок недостаточно)?

2. Чистая дистиллированная вода и поваренная соль являются изоляторами. Почему же через раствор соли в воде проходит электрический ток?

3. Что такое электролит?

4. При охлаждении газа его способность проводить ток уменьшается. Как это объяснить? Куда деваются ионы?

5. Почему электрометр, помещённый вблизи пламени горелки, разряжается очень быстро?

6. Возможен ли искровой разряд в вакууме?

7. В закрытом ящике находятся полупроводниковый диод и резистор. Провода от концов приборов выведены наружу. Как определить, какие провода соединены с диодом?

ДЗ. «Самое важное в главе 3».

Т е м а 4. МАГНИТНОЕ ПОЛЕ (8 ч)

УРОК 38/1. Первоначальные сведения о магнитных явлениях

ОСУ. Первые сведения о магнитах. Свойства постоянных магнитов. Северный и южный полюсы магнитов. Компас. Применение магнитов. Намагничивание предметов. Ферромагнетики.

Д е м о н с т р а ц и и. Опыты с магнитами, магнитными стрелками. Намагничивание металлических предметов. Опыты по рис. 159, 160, 162 учебника.

ДЗ. § 27; задания 1–6 (с. 129, 130); [Л] № 1472–1475.

УРОК 39/2. Магнитное поле постоянных магнитов

ОСУ. Магнитное поле. Действие магнитного поля на тела. Картина магнитного поля. Энергия магнитного поля.

Д е м о н с т р а ц и и. Обнаружение магнитного поля магнитной стрелкой. Опыты с железными опилками по рис. 165, 167, 168 учебника.

ДЗ. § 28; задания 7–10 (с. 130); задания 1–5 ?в конце § 28.

УРОК 40/3. Магнитное поле Земли

ОСУ. Гипотеза Гильберта. Магнитное поле Земли. Магнитные полюсы Земли. Магнитные бури.

Д е м о н с т р а ц и и. Знакомство с устройством компаса.

ДЗ. § 29; задания 1–8 (с. 134, 135).

УРОК 41/4. Магнитное поле тока. Опыт Эрстеда

ОСУ. Опыт Эрстеда. Магнитное поле прямого провода с током. Магнитное поле катушки с током. Правило правой руки для определения магнитных полюсов катушки с током. Намагничивание стальных предметов с помощью магнитного поля катушки с током*.

Д е м о н с т р а ц и и. Опыты по рис. 170–179 учебника.

ДЗ. § 30; задания 1–8 (с. 139, 140).

УРОК 42/5. ЛH № 7 «Намагничивание и размагничивание компасных стрелок»

ОСУ. ЛР ппроводится по описанию в учебнике.

ДЗ. [Л] № 1463, 1464; задания 9–11 (с. 140).

УРОК 43/6. Электромагнит. Электромагнитное реле

ОСУ. Усиление действия магнитного поля катушки с током железным сердечником. Электромагнит. Управление работой устройств с помощью слабых токов. Электромагнитное реле.

Д е м о н с т р а ц и и. Электромагнит. Выявление зависимости силы притяжения электромагнита от силы тока, числа витков в катушке и сердечника. Модель электромагнитного реле.

ДЗ. § 31; задания 1–4, 8 (с. 144); [Л] № 1469–1471.

УРОК 44/7. Применение электромагнитов

ОСУ. Электрический звонок. Телефонный наушник.

Д е м о н с т р а ц и и. Модель электрического звонка. Телефонный наушник.

ДЗ. § 31; задания 5–7 (с. 144).

УРОК 45/8. Действие магнитного поля на проводники с током и движущиеся заряженные частицы

ОСУ. Сила Ампера. Направление силы Ампера. Вращение рамки с током под действием магнитного поля. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Отклонение электронного луча в кинескопе с помомощью постоянного магнита. Действие магнитного поля на поток радиоактивного излучения.

Д е м о н с т р а ц и и. Действие магнитного поля на проводник и на рамку с током. Опыты по рис. 192–194 учебника. Отклонение электронного луча в кинескопе под действием поля магнита.

ДЗ. § 32; задания 1–6 (с. 147, 148). «Самое важное в главе 4».

Т е м а 5. ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ (6 ч)

УРОК 46/1. Электромагнитная индукция

ОСУ. История открытия электромагнитной индукции. Опыт Фарадея. Электромагнитная индукция. Индукционный ток. Причина возникновения индукционного тока.

Д е м о н с т р а ц и и. Опыты по рис. 204–208 учебника.

ДЗ. § 34; задания 1–4 (с. 155).

УРОК 47/2. ЛР № 8 «Исследование явления электромагнитной индукции»

ОСУ. ЛР проводится по описанию в учебнике.

ДЗ. Задания 5–8 (с. 155, 156).

УРОК 48/3. Применения электромагнитной индукции

ОСУ. Устройство индукционного генератора. Принцип действия микрофона. Воспроизведение магнитофонных записей. Что такое переменный ток. Индукционный генератор как источник переменного тока. Свойства переменного тока.

Д е м о н с т р а ц и и. Устройство и действие генератора переменного тока (на модели). Микрофон. Опыт по рис. 216 учебника. Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле. График зависимости силы переменного тока от времени.

ДЗ. § 35, 36; задания 1–8 (с. 158); 1–6 (с. 160).

УРОК 49/4. Производство и передача электроэнергии

ОСУ. Способы производства электроэнергии, их преимущества и недостатки. Электростанции и их основные типы: тепловые, гидро-, атомные. Схема преобразования электроэнергии, её передача по ЛЭП. Пути уменьшения тепловых потерь энергии при передаче. Развитие энергетики и охрана окружающей среды.

М е т о д и ч е с к о е   у к а з а н и е. Целесообразно провести урок в виде конференции, заслушав заранее подготовленные сообщения учащихся по теме.

ДЗ. § 38, 39.

УРОК 50/5. Повторение тем «Магнитное поле», «Электромагнитные явления»

ДЗ. «Самое важное в главе 4», «Самое важное в главе 5».

УРОК 51/6. КР № 3 по темам «Магнитное поле», «Электромагнитные явления»

Примерное содержание КР

1. Как, используя компас, определить, есть ли в проводнике электрический ток? Ответ объясните. Где находятся магнитные полюсы Земли? Как это определить с помощью магнитной стрелки?

2. В каком месте Земли магнитная стрелка обоими концами показывает на юг?

3. Опишите все известные вам способы увеличения подъёмной силы электромагнита.

4. Стальная иголка притянулась к одному из полюсов магнита. Следует ли отсюда, что иголка намагничена?

5. Как изготовить электромагнит, подъёмную силу которого можно регулировать?

6. Над катушкой на пружинке подвешен магнит. Что произойдёт с магнитом, если по катушке пропустить ток? Что произойдёт при изменении направления тока в катушке?

7. Если внутрь алюминиевого кольца А, прикреплённого к подвижному коромыслу К, вдвигают постоянный магнит, то кольцо отталкивается от магнита, и коромысло поворачивается. Если тот же магнит вдвигают в алюминиевое кольцо В, имеющее разрез, то кольцо и коромысло остаются неподвижными. Объясните наблюдаемое явление.

Т е м а 6. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЛНЫ (5 ч)

УРОК 52/1. Электромагнитные колебания

ОСУ. Электрическое и магнитное поле. Энергия полей. Электромагнитные колебания. Электрический колебательный контур.

Д е м о н с т р а ц и и. Опыты по рис. 227–229 учебника.

ДЗ. § 40; задания 1–6 (с. 177, 178).

УРОК 53/2. Электромагнитные волны

ОСУ. Взаимосвязь переменных магнитного и электрического полей. Электромагнитное поле. Распространение электромагнитного поля в пространстве. Свет – один из видов электромагнитных волн. Источники электромагнитных волн. Опыты Герца. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы*.

ДЗ. § 41; задания 1–6 (с. 183).

УРОК 54/3. Передача информации с помощью электромагнитных волн

ОСУ. Принцип радиосвязи. Радиопередатчик и радиоприёмник. Длина волны и частота колебаний. Модуляция и демодуляция колебаний*. Применение радиоволн*. Радиолокация*.

Д е м о н с т р а ц и и. Блок-схема радиосвязи. Радиопередатчик и радиоприёмник.

ДЗ. § 42; задания 1–5 (с. 183).

УРОК 55/4. Спектры электромагнитных излучений*

ОСУ. Шкала электромагнитных излучений. Спектр солнечного света. Спектры излучения Луны, лампы накаливания и лампы дневного света. Сплошные спектры.

Д е м о н с т р а ц и и. Шкала электромагнитных излучений. Сплошной спектр солнечного света.

ДЗ. § 43*; задания 1–8 (с. 186).

УРОК 56/5. Спектры светящихся газов. Спектральный анализ*

ОСУ. Как заставить газ светиться. Полосатые и линейчатые спектры. Спектральный анализ. Спектры поглощения. Применение спектрального анализа.

Д е м о н с т р а ц и и. Полосатые и линейчатые спектры. Светофильтры.

ДЗ. § 44*; задания 1–8 (с. 189, 190). «Самое важное в главе 6».

Т е м а 7. АТОМ (8 ч)

УРОК 57/1. Радиоактивность

ОСУ. Открытие и первые исследования радиоактивности А.Беккерелем. Выделение энергии при радиоактивном излучении. Состав радиоактивного излучения. Поглощение -, -, и -лучей в веществе.

ДЗ. § 45; задания 1–6 (с. 193, 194).

УРОК 58/2. Открытие строения атома

ОСУ. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Устройство и принцип действия сцинтилляционного счётчика, счётчика Гейгера, камеры Вильсона. Опыты Резерфорда по рассеянию -частиц. Открытие ядра атома.

ДЗ. § 46; задания 1–9 (с. 197).

УРОК 59/3. Радиоактивный распад

ОСУ. Причины радиоактивного распада. Период полураспада.

ДЗ. § 47; задания 1–6 (с. 199); задача № 1665.

УРОК 60/4. Состав атомных ядер

ОСУ. Открытие нейтрона. Нуклоны: протоны, нейтроны. Ядерные силы. Устойчивость ядер. Число нуклонов и протонов в ядре атомов. Массовое и зарядовое число ядра.

ДЗ. § 51; задания 1–9 (с. 207); [Л] № 1655, 1658.

УРОК 61/5. Деление ядер. Ядерные реакции

ОСУ. Превращение одних химических элементов в другие. Ядерные реакции. Законы сохранения при ядерных реакциях. Примеры ядерных реакций. Реакции, с помощью которых были открыты протон и нейтрон.

ДЗ. § 52; задания 1–8, 10 (с. 210, 211).

УРОК 62/6. Использование ядерной энергии

ОСУ. Цепные ядерные реакции. Деление ядер урана. Неуправляемые и управляемые реакции. Критическая масса. Атомная бомба.

ДЗ. § 54; задания 1–8 (с. 217); [Л] № 1686.

УРОК 63/7. Действие радиоактивных излучений на человека

ОСУ. Доза излучения и её единица – рентген. Дозиметрия. Дозиметры. Действие излучений на человека.

ДЗ. § 57; задания 1–3 (с. 224).

УРОК 64/8. Повторение по теме «Атом». КР № 4.

ОСУ. Решение задач [Л] № 1641, 1647, 1656, 1667, 1671, 1684. Проверочная работа. Примерное содержание КР:

1. Каков состав атома? Из каких частиц состоит ядро атома? Укажите состав атома и ядра атома железа.

2. Напишите ядерную реакцию, которая происходит при бомбардировке ядра алюминия () -частицами и сопровождается выбиванием протона.

3. Чем термоядерные реакции отличаются от ядерных реакций? Приведите примеры термоядерных реакций на Земле и в космосе.

УРОК 65/1. Обобщающее повторение

УРОК 66/2. Итоговая КР № 5

Примерное содержание итоговой КР

1. Обмотка реостата изготовлена из никелиновой проволоки длиной 50 м и площадью поперечного сечения 2 мм2. Чему равна сила тока в обмотке реостата, если он включён в сеть напряжением 60 В? Какое количество теплоты выделится в обмотке за 2 мин? Удельное сопротивление никелина
0,4 Ом мм2/м.

2. Какие условия необходимы для прохождения тока через растворы? через газы?

3. Как определить, есть ли в проводнике ток, используя компас? Ответ объясните.

4. Каково строение атома? Из каких частиц состоит ядро атома? Укажите состав атома и ядра атома меди 64Cu29.

5. Определите неизвестный продукт Х ядерной реакции:

УРОКИ 67, 68. Резервное время

.  .