Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №13/2006
Программа курса

ПРОГРАММА КУРСА

Л.Э.Генденштейн, Ю.И.Дик, Л.А.Кирик, В.А.Коровин. 10–11-й классы (по 70 ч/год, 2 ч/нед. в каждом)

I. ФИЗИКА И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (2 ч)

Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

II. МЕХАНИКА (30 ч)

Кинематика (7 ч)

Механическое движение. Относительность механического движения. Равноускоренное движение. Ускорение свободного падения. Равномерное движение по окружности (без вывода формулы для центростремительного ускорения). Закон инерции. История открытия Галилеем закона инерции. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Работы Коперника, Бруно, Галилея.

Динамика (6 ч)

Взаимодействия и силы. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

Силы всемирного тяготения (5 ч). Закон всемирного тяготения. История открытия закона всемирного тяготения. Движение планет и искусственных спутников Земли. Первая и вторая космические скорости.

Применение законов динамики (4 ч)

Силы трения. Движение тел по наклонной плоскости. Движение тел по окружности.

Законы сохранения в механике (8 ч)

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Освоение космоса. Вклад российских учёных в развитие космонавтики. Работа и энергия. Мощность. Механическая энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии в механике. История открытия закона сохранения энергии.

Границы применимости классической механики.

Д е м о н с т р а ц и и. Зависимость траектории от выбора системы отсчёта. Падение тел в воздухе и в вакууме. Явление инерции. Сравнение масс взаимодействующих тел. Второй закон Ньютона. Измерение сил. Сложение сил. Зависимость силы упругости от деформации. Силы трения. Условия равновесия тел. Реактивное движение. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

III. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА  (26 ч)

Молекулярно-кинетическая теория (14 ч). Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытные обоснования. Размеры, массы и скорости молекул. Взаимодействие атомов и молекул. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории (без вывода). Идеальный газ. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твёрдых тел.

Основы термодинамики (12 ч)

Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики. Способы изменения внутренней энергии. Количество теплоты. Второй закон термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Принципы действия тепловых двигателей, холодильников и кондиционеров. Экологический и энергетический кризисы. Охрана окружающей среды.

Фазовые переходы. Влажность, насыщенный и ненасыщенный пар. Объяснение круговорота воды в природе.

Д е м о н с т р а ц и и. Механическая модель броуновского движения. Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объёме. Изменение объёма газа с изменением температуры при постоянном давлении. Изменение объёма газа с изменением давления при постоянной температуре. Кипение воды при пониженном давлении. Устройство психрометра и гигрометра. Явление поверхностного натяжения жидкости. Кристаллические и аморфные тела. Объёмные модели строения кристаллов. Модели тепловых двигателей.

ЛР и резерв учебного времени (12 ч)

1. Измерение ускорения тела при равноускоренном движении. 2. Изучение движения тела, брошенного горизонтально. 3. Определение жёсткости пружины. 4. Определение коэффициента трения скольжения. 5. Изучение закона сохранения механической энергии. 6. Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника. 7. Изучение одного из изопроцессов. 8. Проверка уравнения состояния идеального газа. 9. Измерение относительной влажности воздуха. 10. Определение коэффициента поверхностного натяжения.

11-й КЛАСС

IV. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (41 ч)

1. Электрические взаимодействия (10 ч)

Электрический заряд. Роль электрических взаимодействий в строении вещества. Закон Кулона. Закон сохранения электрического заряда. Сравнительная характеристика гравитационного и электрического взаимодействий.

Электрическое поле. Напряжённость и напряжение электрического поля. Силовые линии. Примеры электрических полей (поле одного и двух точечных зарядов, однородно заряженной сферы, плоскости, двух плоскостей). История введения понятия о поле. Атмосферное электричество.

Работа электрического поля при перемещении заряда. Разность потенциалов. Электроёмкость. Конденсатор. Энергия электрического поля.

2. Постоянный электрический ток (8 ч)

Электрический ток. Действия электрического тока. Законы постоянного тока. Работа и мощность тока. Закон Джоуля–Ленца. ЭДС источника тока. Закон Ома для полной цепи.

3. Магнитные взаимодействия (4 ч)

Взаимодействие магнитов и токов. Магнитное поле тока. Вектор магнитной индукции. Действие магнитного поля на проводник с током и на движущиеся заряженные частицы. Принцип работы электродвигателя. Сравнение электрического и магнитного взаимодействий.

4. Электромагнитное поле (11 ч)

Явление электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Производство, передача и потребление электроэнергии. Альтернативные источники энергии.

Электромагнитные волны. Теория Максвелла. Передача информации с помощью электромагнитных волн. Перспективы электронных средств связи.

5. Оптика (8 ч)

Природа света. Законы геометрической оптики. Линзы, построение изображений в линзах. Глаз и оптические приборы. Световые волны. Интерференция и дифракция света. Соотношение между волновой и геометрической оптикой.

Цвет. Дисперсия света. Окраска предметов. Инфракрасное излучение. Ультрафиолетовое излучение.

Д е м о н с т р а ц и и. Электрометр. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия заряженного конденсатора. Электроизмерительные приборы. Магнитное взаимодействие токов. Отклонение электронного пучка магнитным полем. Магнитная запись звука. Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока. Свободные электромагнитные колебания. Осциллограмма переменного тока. Генератор переменного тока. Излучение и приём электромагнитных волн. Отражение и преломление электромагнитных волн. Интерференция света. Дифракция света. Получение спектра с помощью призмы. Получение спектра с помощью дифракционной решётки. Поляризация света. Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Оптические приборы.

ЛР и резерв учебного времени (3 ч)

1. Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. 2. Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током. 3. Изучение явления электромагнитной индукции. 4. Изучение устройства и работы трансформатора. 5. Определение показателя преломления стекла. 6. Наблюдение интерференции и дифракции света. 7. Измерение длины волны с помощью дифракционной решётки.

V. КВАНТОВАЯ ФИЗИКА. ФИЗИКА АТОМНОГО ЯДРА. ЭЛЕМЕНТЫ АСТРОФИЗИКИ (24 ч)

6. Кванты и атомы (8 ч)

Равновесное тепловое излучение. Ультрафиолетовая катастрофа. Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Применение фотоэффекта.

Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома. Постулаты Бора. Атомные спектры. Спектральный анализ. Лазеры.

Элементы квантовой механики. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Волновая природа электронов.

7. Атомное ядро и элементарные частицы (11 ч)

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Радиоактивность. Правило смещения. Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции. Дефект массы и энергия связи ядра. Цепные ядерные реакции. Ядерная энергетика. Синтез ядер. Термоядерные реакции и энергия Солнца и других звёзд.

Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Элементарные частицы. Фундаментальные частицы и фундаментальные взаимодействия.

Д е м о н с т р а ц и и. Фотоэффект. Линейчатые спектры излучения. Лазер. Счётчик ионизирующих частиц.

8. Строение и эволюция Вселенной (5 ч)

Солнечная система. Размеры Солнечной системы. Природа тел Солнечной системы. Солнце и другие звёзды. Взрывы и эволюция звёзд. Эволюция звёзд разной массы. Источники энергии звёзд. Новые и Сверхновые. Галактика. Виды галактик. Происхождение и эволюция Вселенной. Расширение Вселенной. Будущее Вселенной.

ЛР и резерв учебного времени (2 ч): 1. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров. 2. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям. 3. Моделирование радиоактивного распада.

__________________

Приведённый текст уточняет программу, утверждённую МОиН, по форме, не отличаясь от неё по существу. Курсивом указан материал для ознакомительного изучения или для изучения при увеличении числа учебных часов.

.  .