Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №13/2006
Поурочное планирование. 11-й класс

Поурочное планирование

11-й класс (68 ч, 2 ч/нед.)

1-е полугодие

РАЗДЕЛ  IV. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (41 ч)

1. Электрические взаимодействия (10 ч)

УРОК 1/11. Природа электричества (цель – познакомить с природой электричества; рассказать о роли электрических взаимодействий в строении атома; познакомить с законом сохранения электрического заряда).

Д е м о н с т р а ц и и. 1. Электризация тел. 2. Взаимодействие наэлектризованных тел. 3. В/ф «Два вида электрических зарядов», «Устройство и действие электроскопа».

ОСУ. Природа электричества. Электризация тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрические взаимодействия и строение вещества.

ДЗ. [2]: § 1 (1.1–1.3). [4]: I – № 1.1, 1.2, 1.4, 1.7; II – № 1.3, 1.6, 1.8. Подготовиться к СР № 1.

УРОК 2/21. Взаимодействие электрических зарядов (цель – разъяснить физический смысл закона Кулона и указать границы его применимости).

Д е м о н с т р а ц и и. 1. Схема опыта Кулона. 2. В/ф «Взаимодействие заряженных тел»; «Делимость электрического заряда».

ОСУ. Точечный заряд. Закон Кулона. Единица электрического заряда. Элементарный электрический заряд.

ДЗ. [2]: § 2 (2.1, 2.2). [4]: I – № 1.5, 1.9, 1.15; II – № 1.8, 1.16–1.18; III – № 1.24, 1.25, 1.28. Подготовиться к СР № 2.

УРОК 3/33. Электрическое поле (цель – раскрыть материальный характер электрического поля. Дать понятие о напряжённости электрического поля).

Д е м о н с т р а ц и и. 1. Обнаружение электрического поля заряженного шара с помощью заряженной гильзы. 2. Отклонение стрелки электрометра, помещённого в электрическое поле заряда. 3. В/ф «Действие электрического поля на электрические заряды»; «Демонстрация однородного электрического поля».

ОСУ. Близкодействие и действие на расстоянии. Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Напряжённость поля точечного заряда. Принцип суперпозиции.

ДЗ. [2]: § 2 (2.3), 3 (3.1). [4]: I – № 1.13, 1.14; II – № 1.11, 1.19, 1.21, 1.22; III – № 1.23, 1.27, 1.29.

УРОК 4/41. Графическое изображение электрических полей (цель – ввести понятие силовых линий электрического поля. Привести примеры изображения электрических полей).

Д е м о н с т р а ц и и. 1. Линии напряжённости электрического поля. 2. Опыты с султанами, установленными на изолирующих штативах. 3. В/ф «Свойства силовых линий».

ОСУ. Линии напряжённости электрического поля. Графическое изображение электрических полей. Решение задач.

ДЗ. [2]: § 3 (3.2); [4]: № 1.12, 1.30. Подготовиться к СР № 3.

УРОК 5/53. Проводники в электростатическом поле (цель – научить объяснять с точки зрения электронной теории явления, происходящие в проводниках в электрическом поле).

Д е м о н с т р а ц и и. 1. Распределение заряда на поверхности проводника. 2. Электростатическая индукция. 3. Экранирующее действие проводников. 4. В/ф «Ориентация силовых линий относительно поверхности проводника»; «Проводник в электрическом поле».

ОСУ. Что такое проводники? Электрическое поле внутри проводника. Электростатическая защита.

ДЗ. [2]: § 4 (4.1).

УРОК 6/61. Диэлектрики в электростатическом поле (цель – научить объяснять с точки зрения электронной теории явления, происходящие в диэлектриках, помещённых в электрическое поле).

Д е м о н с т р а ц и и. 1. Распределение заряда на поверхности диэлектрика. 2. Поворот молекулы полярного диэлектрика в электрическом поле.

ОСУ. Что такое диэлектрики? Два вида диэлектриков. Поляризация диэлектриков.

ДЗ. [2]: § 4 (4.2); [4]: № 2.8–2.10.

УРОК 7/71. Потенциальная энергия заряда в электростатическом поле (цель – познакомить с энергетической характеристикой электростатического поля).

Д е м о н с т р а ц и я. Измерение разности потенциалов.

ОСУ. Работа при перемещении заряда в электростатическом поле. Потенциальность электростатического поля. Энергетическая характеристика электростатического поля. Единица разности потенциалов. Принцип суперпозиции.

ДЗ. [2]: § 5 (5.1, 5.2). [4]: I – № 2.1–2.4; II – № 2.11–2.14; III – № 2.15, 2.16, 2.19.

УРОК 8/81. Связь между разностью потенциалов и напряжённостью (цель – установить связь между силовой и энергетической характеристиками электростатического поля).

Д е м о н с т р а ц и и. 1. Эквипотенциальные поверхности. 2. В/ф «Действие громоотвода».

ОСУ. Связь между разностью потенциалов и напряжением. Единица напряжённости электрического поля. Эквипотенциальные поверхности. Отчего бывают грозы?

ДЗ. [2]: § 5 (5.3, 5.4). [4]: I – № 2.5, 2.17, 2.18; II – № 2.20, 2.21, 2.23; III – № 2.22, 2.24–2.26. Подготовиться к СР № 4.

УРОК 9/91. Электроёмкость (цель – познакомить с понятием электрической ёмкости проводника).

Д е м о н с т р а ц и и. 1. Неодинаковое изменение потенциала двух изолированных проводников различного размера при сообщении им равных зарядов. 2. Выравнивание потенциалов заряженных проводников различного размера.

ОСУ. Понятие электроёмкости. Единица электроёмкости. Конденсаторы.

ДЗ. [2]: § 6 (6.1); [4]: № 3.11–3.14.

УРОК 10/101. Электроёмкость плоского конденсатора (цель – познакомить с понятием электрической ёмкости проводника).

Д е м о н с т р а ц и и. В/ф «Электроёмкость плоского конденсатора»; «Энергия заряженного конденсатора».

ОСУ. Электроёмкость плоского конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля. Соединения конденсаторов.

ДЗ. [2]: § 6 (6.1, 6.2). [4]: I – № 3.3–3.7; II – № 3.10, 3.15, 3.16, 3.19, 3.20; III – № 3.22–3.24, 3.26, 3.27. Подготовиться к СР № 5.

2. Постоянный электрический ток (8 ч)

УРОК 1/113. Электрический ток. Сила тока (цель – углубить знания об электрическом токе; напомнить о действиях электрического тока).

Д е м о н с т р а ц и и. 1. Источники электрического тока. 2. Действия электрического тока.

ОСУ. Электрический ток. Сила тока. Действия электрического тока.

ДЗ. [2]: § 7 (7.1–7.3). [4]: I – № 4.1–4.3, 4.5, 4.6; II – № 4.7, 4.8, 4.11; III – № 4.21, 4.22.

УРОК 2/123. Закон Ома для участка цепи (цель – установить зависимость, связывающую силу тока в проводнике с напряжением на концах этого проводника).

Д е м о н с т р а ц и и. 1. Зависимость силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении участка цепи. 2. Зависимость силы тока от сопротивления проводника при постоянном напряжении.

ОСУ. Сопротивление и закон Ома для участка цепи. Единица сопротивления. Удельное сопротивление. Сверхпроводимость.

ДЗ. [2]: § 8 (8.1–8.3). [4]: I – № 4.10, 4.12, 4.13, 4.17; II – № 4.14–4.16, 4.21; III – № 4.20, 4.25, 4.26, 4.28. Подготовиться к СР № 6.

УРОК 3/133. Последовательное и параллельное соединения проводников (цель – закрепить и углубить знания о закономерностях в цепях с последовательным и параллельным соединениями проводников).

Д е м о н с т р а ц и и. 1. Измерение силы тока и напряжения в цепи с последовательно соединёнными проводниками. 2. Измерение силы тока и напряжения в цепи с параллельно соединёнными проводниками.

ОСУ. Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников.

ДЗ. [2]: § 9 (9.1–9.3). [4]: I – № 5.2, 5.3, 5.5; II – № 5.6, 5.9, 5.10; III – № 5.19–5.21.

УРОК 4/143. Измерения силы тока и напряжения (цель – закрепить и углубить теоретические и практические навыки измерения силы тока и напряжения).

Д е м о н с т р а ц и и. 1. Измерение силы тока. 2. Измерение напряжения.

ОСУ. Измерение силы тока. Измерение напряжения. Решение задач на смешанное соединение проводников.

ДЗ. [2]: § 9 (9.4). [4]: I – № 5.7, 5.8, 5.11, 5.12; II – № 5.13, 5.15, 5.16, 5.18; III – № 5.22–5.26. Подготовиться к СР № 7.

УРОК 5/153. Работа тока и закон Джоуля–Ленца (цель – выяснить, какие преобразования энергии происходят в проводнике, по которому протекает электрический ток. Ввести соотношение, связывающее количество теплоты, выделившееся в проводнике, с силой тока в нём и его сопротивлением).

Д е м о н с т р а ц и и. 1. Механическая работа электрического тока. 2. Нагревание проводников электрическим током. 3. Устройство и принцип действия электронагревательных приборов.

ОСУ. Работа тока. Закон Джоуля–Ленца.

ДЗ. [2]: § 10 (10.1). [4]: I – № 6.7, 6.8, 6.10; II – № 6.11–6.13, 6.20, 6.21; III – № 6.22, 6.26, 6.28, 6.29, 6.30.

УРОК 6/161. Мощность электрического тока (цель – закрепить умение рассчитывать мощность, потребляемую электрическими приборами).

Д е м о н с т р а ц и я. Измерение мощности в электрической цепи с помощью амперметра и вольтметра.

ОСУ. Мощность тока. Решение задач.

ДЗ. [2]: § 10 (10.2). [4]: I – № 6.2, 6.4–6.6, 6.9; II – № 6.14, 6.15, 6.17, 6.18; III – № 6.24, 6.25, 6.27, 6.31, 6.32. Подготовиться к СР № 8.

УРОК 7/171. Закон Ома для полной цепи (цель – рассмотреть условия протекания тока в замкнутой цепи, выяснить роль источника тока).

Д е м о н с т р а ц и я. Закон Ома для полной цепи.

ОСУ. Источник тока. Сторонние силы. ЭДС источника тока. Закон Ома для полной цепи.

ДЗ. [2]: § 11 (11.1, 11.2). [4]: I – № 7.1, 7.2; II – № 7.11, 7.17; III – № 7.9.

УРОК 8/181. Следствия из закона Ома для полной цепи (цель – рассмотреть, как изменяются сила тока в цепи и напряжение на полюсах источника в зависимости от внешнего сопротивления цепи R).

Д е м о н с т р а ц и и. 1. Напряжение на полюсах замкнутого источника тока. 2. Напряжение на полюсах разомкнутого источника тока. 3. Короткое замыкание источника тока.

ОСУ. Сила тока. Напряжение на полюсах источника тока. Решение задач.

ДЗ. [2]: § 11 (11.2, 11.3). [4]: I – № 7.5–7.8; II – № 7.12, 7.13, 7.15, 7.16, 7.18; III – № 7.19, 7.20, 7.22, 7.24, 7.25. Подготовиться к СР № 9.

3. Магнитные взаимодействия (4 ч)

УРОК 1/193. Взаимодействие магнитов и токов (цель – познакомить с взаимодействиями постоянных магнитов друг с другом, магнитов и проводников с токами, проводников с токами).

Д е м о н с т р а ц и и. 1. Взаимодействие постоянных магнитов. 2. Взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки. 3. В/ф «Опыт Эрстеда»; «Взаимодействие параллельных токов».

ОСУ. Простейшие магнитные свойства вещества. Взаимодействие проводников с током. Единица силы тока. Постоянные магниты и гипотеза Ампера.

ДЗ. [2]: § 12 (12.1–12.4). [4]: I – № 8.1–8.3; II – № 8.4–8.6.

УРОК 2/201. Магнитное поле (цель – сформировать представление о магнитном поле как виде материи).

Д е м о н с т р а ц и и. 1. Магнитные спектры прямого и кругового проводников с током. 2. В/ф «Магнитное поле прямого тока»; «Магнитное поле кругового тока»; «Магнитное поле соленоида».

ОСУ. Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Действие магнитного поля на рамку с током. Модуль вектора индукции магнитного поля.

ДЗ. [2]: § 13 (13.1). [4]: I – № 8.7–8.9; II – № 8.12, 8.13; III – № 8.21, 8.22.

УРОК 3/211. Сила Ампера и сила Лоренца (цель – рассмотреть действие магнитного поля на проводник с током и на движущиеся заряженные частицы).

Д е м о н с т р а ц и и. 1. Действие магнитного поля на проводник с током. 2. Действие магнитного поля на движущиеся частицы. 3. В/ф «Влияние магнитного поля на проводник с током»; «Влияние магнитного поля на движущиеся заряды».

ОСУ. Сила Ампера и закон Ампера. Сила Лоренца.

ДЗ. [2]: § 13 (13.2). [4]: I – № 8.10, 8.16; II – № 8.17, 8.18, 8.20, 8.23, 8.24; III – № 8.26–8.28. Подготовиться к СР № 10.

УРОК 4/221. Линии магнитной индукции (цель – познакомить с графической моделью магнитного поля, линиями магнитной индукции).

Д е м о н с т р а ц и и. 1. Линии магнитной индукции прямолинейного проводника с током. 2. Линии магнитной индукции постоянного магнита. 3. Линии магнитной индукции катушки с током.

ОСУ. Графическое изображение магнитных полей. Сравнение электрического и магнитного взаимодействий.

ДЗ. [2]: § 13 (13.3); [4]: № 8.14, 8.15, 8.25. Подготовиться к СР № 11.

4. Электромагнитное поле (11 ч)

УРОК 1/233. Электромагнитная индукция (цель – познакомить с явлением электромагнитной индукции; показать значение этого явления для физики и техники).

Д е м о н с т р а ц и и. 1. Явление электромагнитной индукции (3–4 опыта). 2. В/ф «Примеры электромагнитной индукции».

ОСУ. История открытия явления электромагнитной индукции. Опыты Фарадея. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции.

ДЗ. [2]: § 14 (14.1); [4]: № 9.1–9.4, 9.22.

УРОК 2/241. Закон электромагнитной индукции (цель – ввести понятие вихревого электрического поля; познакомить с энергетической характеристикой вихревого электрического поля).

Д е м о н с т р а ц и и. 1. Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока. 2. В/ф «Закон электромагнитной индукции»; «Токи в сплошных проводниках. Маятник Фуко».

ОСУ. Причины возникновения индукционного тока. Вихревое электрическое поле. Применение вихревого электрического поля. Закон электромагнитной индукции.

ДЗ. [2]: § 14 (14.2, 14.3). [4]: II – № 9.18–9.22; III – № 9.24, 9.30, 9.32, 9.35.

УРОК 3/251. Правило Ленца (цель – научить определять направление индукционного тока. На примере правила Ленца сформировать представление о фундаментальности закона сохранения энергии).

Д е м о н с т р а ц и и. 1. Демонстрация правила Ленца. 2. В/ф «Правило Ленца».

ОСУ. Направление индукционного тока. Правило Ленца и закон сохранения энергии.

ДЗ. [2]: § 15 (15.1). [4]: II – № 9.17, 9.23, 9.29; III – № 9.31, 9.33, 9.34. Подготовиться к СР № 12.

УРОК 4/263. Явление самоиндукции (цель – расширить представление о явлении электромагнитной индукции; разъяснить сущность явления самоиндукции).

Д е м о н с т р а ц и и. 1. Явление самоиндукции при размыкании и замыкании цепи. 2. Использование самоиндукции для зажигания люминесцентной лампы. 3. В/ф «Явление самоиндукции»; «Зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы тока в цепи и индуктивности проводника».

ОСУ. Явление самоиндукции. ЭДС самоиндукции. Индуктивность. Применение и учёт самоиндукции в технике.

ДЗ. [2]: § 15 (15.2, 15.2).

УРОК 5/271. Энергия магнитного поля (цель – вывести формулу для расчёта энергии магнитного поля тока и разъяснить физический смысл этой формулы).

Д е м о н с т р а ц и и. В/ф «Использование самоиндукции в технике»; «Энергия магнитного поля катушки».

ОСУ. Энергия магнитного поля тока. Расчёт энергии магнитного поля.

ДЗ. [2]: § 15 (15.4).

УРОК 6/281. Производство, передача и потребление электроэнергии (цель – познакомить с одним из основных направлений научно-технического прогресса – развитием энергетики).

Д е м о н с т р а ц и я. В/ф «Модель линии электропередачи».

ОСУ. Основные свойства электрической энергии. Основные этапы производства, передачи и потребления электроэнергии. Производство электроэнергии. Передача электроэнергии. Потребление электроэнергии.

ДЗ. [2]: § 16 (16.1, 16.2). [4]: II – № 10.1–10.3, 10.5; III – № 10.7, 10.20.

УРОК 7/291. Трансформатор (цель – изучить назначение, устройство и принцип действия трансформатора).

Д е м о н с т р а ц и и. 1. Устройство и работа трансформатора. 2. В/ф «Устройство и принцип действия трансформатора».

ОСУ. Назначение трансформаторов. Устройство и принцип работы трансформатора. Коэффициент трансформации. Экологический кризис.

ДЗ. [2]: § 16 (16.2). [4]: I – № 10.4, 10.6, 10.8, 10.9; II – № 10.10, 10.11, 10.18; III – № 10.15, 10.16, 10.17, 10.19.

УРОК 8/301. Электромагнитное поле (цель – сформировать представление об электромагнитном поле; разъяснить условия его существования).

ОСУ. Электромагнитное взаимодействие. Электромагнитное поле.

ДЗ. [2]: § 17 (17.1). [4]: I – № 9.5–9.7; II – № 9.8–9.10; III – № 9.36–9.39.

УРОК 9/311. Электромагнитные волны (цель – объяснить механизм возникновения электромагнитных волн).

Д е м о н с т р а ц и я. Схема опыта Герца по обнаружению электромагнитных волн.

ОСУ. Электромагнитные волны. Опытное подтверждение существования электромагнитных волн. Излучение электромагнитных волн. Давление света.

ДЗ. [2]: § 17 (17.2). [4]: I – № 9.12–9.14; II – № 9.15, 9.16, 9.26, 9.27; III – № 9.28, 9.40. Сделать дома СР № 13.

УРОК 10/324. Тематическое оценивание по разделу «Электродинамика» (цель – контроль и оценивание знаний, умений и навыков учащихся по изученной теме).

УРОК 11/331. Передача информации с помощью электромагнитных волн (цель – ознакомить с практическим применением электромагнитных волн; раскрыть физический принцип радиотелефонной связи).

Д е м о н с т р а ц и и. 1. Модуляция электромагнитной волны. 2. Демодуляция электромагнитной волны. 3. В/ф «Изобретение радио»; «Физические основы радиопередачи».

ОСУ. Из истории изобретения радио. Принцип радиосвязи. Как создают электромагнитные волны высокой частоты? Распространение радиоволн. Перспективы электронных средств связи.

ДЗ. [2]: § 18. [4]: Сделать СР14; I – № 11.1–11.6; II – № 11.9, 11.11–11.14; III – № 11.15, 11.16, 11.18, 11.20, 11.22.

2-е полугодие

IV. «ЭЛЕКТРОДИНАМИКА» (окончание)

5. Оптика (8 ч)

УРОК 1/341. Законы геометрической оптики (цель – повторить содержание законов геометрической оптики, дополнив и углубив их).

Д е м о н с т р а ц и и. 1. Прямолинейное распространение света. 2. Отражение света. 3. Преломление света.

ОСУ. Основные понятия геометрической оптики. Прямолинейное распространение света. Отражение света. Преломление света. Полное внутреннее отражение. Изображение в плоском зеркале.

ДЗ. [2]: § 19. [4]: I – № 12.1, 12.2, 12.4, 12.6, 12.9, 12.10; II – № 12.13–12.15, 12.17, 12.18; III – № 12.24, 12.25, 12.28–12.30. Подготовиться к СР № 15.

УРОК 2/353. Линзы (цель – обобщить знания о линзах и их физических свойствах).

Д е м о н с т р а ц и и. 1. Прохождение света сквозь собирающую линзу. 2. Прохождение света сквозь рассеивающую линзу. 3. Получение изображений с помощью линз.

ОСУ. Линзы. Два вида линз. Ход пучков света через собирающую линзу. Ход пучков света через рассеивающую линзу. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы.

ДЗ. [2]: § 25 (25.1, 25.2). [4]: I – № 12.12–12.14; II – № 12.17–12.20; III – № 12.25, 12.29, 12.30, 12.31.

УРОК 3/361. Построение изображений с помощью линз (цель – сформировать практические умения применять знания о свойствах линз для нахождения изображений графическим методом).

ОСУ. Построение изображения точки с помощью двух лучей. Условия, при которых возникает то или иное изображение, и свойства каждого из них.

ДЗ. [2]: § 20 (20.3). [4]: I – № 13.6, 13.13–13.16; II – № 13.17, 13.19–13.22. Подготовиться к СР № 16.

УРОК 4/373. Глаз и оптические приборы (цель – познакомить со строением глаза как оптической системы. Показать, каким образом исследование оптических явлений способствовало развитию умений управлять ходом световых лучей и конструированию различных оптических приборов).

Д е м о н с т р а ц и и. 1. Модель глаза. 2. Лупа, микроскоп. 3. Модель телескопа.

ОСУ. Оптические свойства глаза. Исправление дефектов зрения. Фотоаппарат. Лупа. Микроскоп. Телескоп.

ДЗ. [2]: § 21 (21.1–21.3). [4]: I – № 13.10–13.12, 13.18; II – № 13.23–13.26.

УРОК 5/381. Интерференция света (цель – познакомить со способами получения системы когерентных волн; разъяснить условия наблюдения интерференции света).

Д е м о н с т р а ц и и. В/ф «Интерференция света от двойной щели»; «Интерференция света от бипризмы Френеля»; «Интерференция света в тонких плёнках»; «Кольца Ньютона».

ОСУ. Принцип независимости световых пучков. Интерференция волн. Когерентность. Интерференция света. Практическое применение интерференции света.

ДЗ. [2]: § 22 (22.1). [4]: I – № 14.1–14.3; II – № 14.9, 14.15; III – № 14.20, 14.21.

УРОК 6/391. Дифракция света (цель – ознакомить с явлением дифракции света и условиями её наблюдения).

Д е м о н с т р а ц и и. В/ф «Дифракция пучка света на нити»; «Дифракция пучка света на щели»; «Дифракция пучка света на дифракционной решётке».

ДЗ. [2]: § 22 (22.2, 22.3). [4]: I – № 14.4–14.7; II – № 14.8, 14.13, 14.14; III – № 14.19, 14.22–14.24. Подготовиться к СР № 17.

УРОК 7/401. Цвет (цель – дать понятие о дисперсии света и объяснить её с точки зрения электромагнитной теории).

Д е м о н с т р а ц и и. В/ф «Явление дисперсии света»; «Сложение спектральных цветов».

ОСУ. Дисперсия света. Окраска предметов. Применение явления дисперсии.

ДЗ. [2]: § 23 (23.1–23.3). [4]: I – № 15.1–15.6; II – № 15.7–15.10, 15.14; III – № 15.16, 15.18, 15.21–15.23. Подготовиться к СР № 18.

УРОК 8/413. Невидимые лучи (цель – познакомить с видами электромагнитных излучений и их физическими свойствами).

Д е м о н с т р а ц и я. В/ф «Невидимые лучи».

ОСУ. Инфракрасное излучение. Ультрафиолетовое излучение. Видимое излучение.

ДЗ. [2]: § 23 (23.4). [4]: I – № 14.10–14.12, 14.16; II – № 14.17, 14.18, 14.25, 14.27, 14.28.

V. КВАНТОВАЯ ФИЗИКА. ФИЗИКА АТОМНРОГО ЯДРА. ЭЛЕМЕНТЫ АСТРОФИЗИКИ (24 ч)

6. Кванты и атомы (8 ч)

УРОК 1/421. Зарождение квантовой теории (цель – познакомить с историей зарождения квантовой теории).

Д е м о н с т р а ц и я. В/ф «Фотоэффект».

ОСУ. Противоречие между теорией и опытом. «Ультрафиолетовая катастрофа». Гипотеза Планка. Явление фотоэффекта.

ДЗ. [2]: § 24 (24.1, 24.2).

УРОК 2/431. Законы фотоэффекта (цель – закрепить знания учащихся о фотоэффекте и разъяснить содержание его законов).

Д е м о н с т р а ц и и. В/ф «Явление фотоэффекта»; «Опыт Столетова»; «Законы фотоэффекта».

ОСУ. Эксперимент по исследованию фотоэффекта. Законы фотоэффекта Объяснение фотоэффекта с помощью волновой теории света. Квантовое объяснение фотоэффекта.

ДЗ. [2]: § 25 (25.1, 25.2). [4]: I – № 16.1, 16.2, 16.5–16.7; II – № 16.10–16.12, 16.17, 16.20; III – № 16.14–16.16, 16.25, 16.28.

УРОК 3/443. Применение фотоэффекта (цель – закрепить знания изученного материала путём решения конкретных задач. Познакомить с практическим применением явления фотоэффекта).

Д е м о н с т р а ц и и. В/ф «Устройство и действие вакуумного фотоэлемента»; «Явление внутреннего фотоэффекта».

ОСУ. Решение задач. Применение фотоэффекта.

ДЗ. [2]: § 25 (25.3). [4]: I – № 16.13, 16.15, 16.16, 16.18, 16.19; II – № 16.14, 16.21–16.23, 16.26; III – № 16.29–16.32. Подготовиться к СР № 19.

УРОК 4/453. Строение атома (цель – рассказать о строении атома, познакомить с планетарной моделью атома по Резерфорду).

Д е м о н с т р а ц и и. 1. Таблицы: «Схема опыта Резерфорда»; «Планетарная модель атома». 2. В/ф «Опыт Резерфорда».

ОСУ. Модель атома Томсона. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Недостатки планетарной модели атома.

ДЗ. [2]: § 26 (26.1, 26.2). [4]: I – № 17.1, 17.3, 17.4; II – № 17.2, 16.5, 16.6, 16.8; III – № 17.9, 17.10.

УРОК 5/461. Теория атома Бора (цель – раскрыть пути выхода из кризиса классической физики).

ОСУ. Постулаты Бора. Следствия постулатов.

ДЗ. [2]: § 26 (26.3). [4]: I – № 17.11, 17.12; II – № 17.15, 17.16, 17.19; III – № 17.21–17.23.

УРОК 6/471. Атомные спектры (цель – познакомить со спектрами излучения и поглощения. Разъяснить роль спектрального анализа в науке и технике).

Д е м о н с т р а ц и и. 1. Таблица «Спектроскоп, спектрограф». 2. В/ф «Непрерывный и линейчатый спектры»; «Распределение энергии в спектре естественного света»; «Спектры поглощения».

ОСУ. Спектральные аппараты. Спектры излучения. Спектры поглощения. Спектральный анализ. Атомные спектры и теория Бора.

ДЗ. [2]: § 27 (27.1–27.3). [4]: I – № 17.13, 17.14; II – № 17.20, 17.24. Подготовиться к СР № 20.

УРОК 7/483. Лазеры (цель – ознакомить с принципом действия квантовых источников света).

Д е м о н с т р а ц и и. 1. Школьный оптический квантовый генератор. 2. В/ф «Квантовые генераторы».

ОСУ. Спонтанное и вынужденное излучения. Квантовые генераторы. Трёхуровневый лазер. Применение лазеров.

ДЗ. [2]: § 28 (28.1–28.3).

УРОК 8/491. Корпускулярно-волновой дуализм (цель – познакомить с двойственностью свойств света).

ОСУ. Гипотеза де Бройля. Соотношение неопределённостей Гейзенберга. Принцип соответствия Бора. Выводы.

ДЗ. [2]: § 29 (29.1–29.3). [4]: I – № 18.1–18.4, 18.6; II – № 18.8, 18.12–18.14, 18.17; III – № 18.19–18.21, 18.23, 18.25.

7. Атомное ядро и элементарные частицы (11 ч)

УРОК 1/501. Атомное ядро (цель – познакомить с моделью ядра атома и с историей открытия протона и нейтрона).

Д е м о н с т р а ц и я. В/ф «Открытие нейтрона».

ОСУ. Открытие протона. Открытие нейтрона. Протонно-нейтронная модель атома. Нуклоны. Ядерные силы.

ДЗ. [2]: § 30 (30.1, 30.2). [4]: I – № 1 19.1–19.4, 19.6; II – № 19.11–19.15; III – № 19.17–19.20.

УРОК 2/511. Радиоактивность (цель – ознакомить с открытием явления естественной радиоактивности и свойствами радиоактивного излучения).

Д е м о н с т р а ц и и. 1. Таблица «Альфа-, бета- и гамма-лучи». 2. В/ф «Открытие естественной радиоактивности».

ОСУ. Открытие радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Радиоактивный распад.

ДЗ. [2]: § 31 (31.1, 31.2). [4]: I – № 20.1–20.4; II – № 20.9, 20.11.

УРОК 3/521. Радиоактивные превращения (цель – раскрыть природу радиоактивного распада и его закономерности).

ОСУ. Правило смещения. Радиоактивные семейства. Период полураспада. Закон радиоактивного распада.

ДЗ. [2]: § 31 (31.2). [4]: I – № 20.6–20.8; II – № 20.10, 20.12–20.14; III – № 20.15–20.18.

Подготовиться к СР № 21.

УРОК 4/531. Объяснение свойств ядер и характера их распада (цель – показать статистический характер закона радиоактивного характера. Объяснить причины нестабильности атомных ядер).

ОСУ. Закон радиоактивного распада как статистическая закономерность. Почему нет очень больших ядер? Почему нуклоны вылетают из ядра в виде a-частиц? Каковы скорости нуклонов в ядре?

ДЗ. [2]: § 31 (31.3). [4]: I – № 21.1–21.5, 21.7; II – № 21.8, 21.10–21.13; III – № 21.14–21.16, 21.18, 21.19. Подготовиться к CР № 22.

УРОК 5/541. Ядерные реакции (цель – ознакомить с возможностью преобразования ядер химических элементов).

Д е м о н с т р а ц и и. В/ф «Ядерные реакции» (из ВФ «Строение атома»).

ОСУ. Ядерные реакции. 2. Энергетический выход ядерных реакций.

ДЗ. [2]: § 32 (32.1). [4]: I – № 23.1–23.6.; II – № 23.9–23.13; III – № 23.7, 23.8, 23.20.

УРОК 6/551. Энергия связи. Дефект масс (цель – ввести понятие прочности атомных ядер. Выяснить физический смысл понятия «дефект масс»).

ОСУ. Что характеризует прочность ядер? Дефект масс. Удельная энергия связи. Реакции синтеза. Реакции деления.

ДЗ. [2]: § 32 (32.2, 32.3). [4]: I – № 22.1, 22.2, 22.4, 22.6, 22.8; II – № 22.9, 22.10, 22.12, 22.15; III – № 22.17, 22.18, 23.15, 23.18, 23.20. Подготовиться к СР № 23.

УРОК 7/563. Деление ядер урана (цель – ознакомить с новым видом ядерной реакции, позволяющей получить большое количество ядерной энергии).

Д е м о н с т р а ц и и. В/ф «Получение ядерной энергии» (из ВФ «Атом и атомное ядро»).

ОСУ. Цепные реакции деления. Управляемая цепная ядерная реакция.

ДЗ. [2]: § 33 (33.1). [4]: I – № 24.1–24.3, 24.5; II – № 24.9–24.12; III – № 22 24.17–24.19. Подготовиться к СР № 24.

УРОК 8/573. Ядерный реактор (цель – объяснить устройство и принцип действия ядерного реактора).

Д е м о н с т р а ц и и. В/ф «Ядерный реактор» (из ВФ «Атом и атомное ядро»).

ОСУ. Основные элементы ядерного реактора. Реактор на медленных нейтронах. Реактор на быстрых нейтронах. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Перспективы и проблемы ядерной энергетики.

ДЗ. [2]: § 33 (33.2, 33.3). [4]: I – № 24.6–24.8; II – № 24.13–24.15; III – № 24.16, 24.20–24.22. Подготовиться к СР № 25.

УРОК 9/583. Классификация элементарных частиц (цель – расширить представление о строении вещества, дать понятие об элементарных частицах и их свойствах).

ОСУ. Три этапа в развитии физики элементарных частиц. Адроны и фундаментальные частицы.

ДЗ. [2]: § 34 (34.1, 34.2). Подготовиться к тематическому оцениванию знаний.

УРОК 10/591. Открытие позитрона. Античастицы (цель – познакомить с понятиями античастицы и антивещества).

ОСУ. Открытие позитрона. Аннигиляция. Античастицы и антивещество.

ДЗ. [2]: § 34 (34.2, 34.3). [4]: I – № 25.1–25.3, 25.5, 25.7; II – № 25.14, 25.16, 25.17, 25.19, 25.20; III – № 25.22–25.25, 25.27. Подготовиться к тематическому оцениванию знаний.

УРОК 11/604. Тематическое оценивание по разделу «Квантовая физика и физика атомного ядра» (цель – контроль и оценивание знаний, умений и навыков учащихся по изученному разделу).

8. Строение и эволюция Вселенной (5 ч)

УРОК 1/611. Размеры Солнечной системы (цель – разъяснить методы определения расстояний и размеров небесных тел).

Д е м о н с т р а ц и и. В/ф «Самая древняя наука»; «Небесная механика»(из Вф «Астрономия»).

ОСУ. Размер и форма Земли. Расстояние до Луны и размер Луны. Орбиты планет. Размеры Солнца и планет.

ДЗ. [2]: § 35.

УРОК 2/621. Природа тел Солнечной системы (цель – познакомить с природой небесных тел, составляющих Солнечную систему).

Д е м о н с т р а ц и и. В/ф «Планеты Земной группы»; «Планеты-гиганты»; «Малые тела Солнечной системы» (из ВФ «Астрономия»).

ОСУ. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Малые тела Солнечной системы.

ДЗ. [2]: § 36.

УРОК 3/631. Солнце и другие звёзды (цель – познакомить с рождением, жизнью и гибелью звёзд).

Д е м о н с т р а ц и и. В/ф «Свет Солнца»; «Жизнь и смерть звезды» (из ВФ «Астрономия»).

ОСУ. Солнце. Виды звёзд. Взрывы и эволюция звёзд. Эволюция звёзд разной массы.

ДЗ. [2]: § 37, 38.

УРОК 4/641. Галактики и Вселенная (цель – познакомить с типами галактик, а также с происхождением и эволюцией Вселенной).

Д е м о н с т р а ц и и. В/ф «Наша Галактика»; «Наблюдаемая Вселенная»; «Расширяющаяся Вселенная» (из ВФ «Астрономия»).

ОСУ. Наша Галактика. Другие галактики. Расширение Вселенной. Большой Взрыв. Будущее Вселенной.

ДЗ. [2]: § 35.

УРОК 5/652. Современная научная картина мира (цель – обобщить сведения о развитии физики и взглядов на научную картину мира).

УРОКИ № 66–70. ЛР

1. Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. 2. Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током. 3. Изучение явления электромагнитной индукции. 4. Изучение устройства и работы трансформатора. 5. Определение показателя преломления стекла. 6. Наблюдение интерференции и дифракции света. 7. Измерение длины волны с помощью дифракционной решётки. 8. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров. 9. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям. 10. Моделирование радиоактивного распада.

__________________________

Принятые условные обозначения и сокращения:

– Индексом обозначен тип урока: 1 – урок изучения нового материала; 2 – урок закрепления знаний; 3 – комбинированный урок; 4 – урок контроля и оценивания знаний.

– В квадратных скобках дан номер учебного пособия по списку УМК (см. «Физика для базовогоу ровня»).

– Римскими цифрами обозначен уровень сложности самостоятельных заданий из сборника [2]: I – cредний; II – достаточный; III – высокий. Ученик cам выбирает задания своего уровня сложности.

– Сокращения: ВФ – видеофильм; в/ф – видеофрагмент; ДЗ – домашнее задание; КР – контрольная работа;
ЛР – лабораторная работа; ОСУ – основное содержание урока; СР – самостоятельная работа.

– Все видеофрагменты взяты из цикла «Школьный физический эксперимент на видеокассетах» (СГУ, г. Москва kasset@sgutv.ru, market@video.muh.ru).

.  .