10-й класс (68 ч, 2 ч/нед.)1-е полугодие I. ФИЗИКА И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (2 ч) УРОК 1/11. Физика и методы познания мира (цель – дать представление о физической науке, физических явлениях, научном методе познания). ОСУ. Сохранили ли вы способность удивляться и задавать вопросы? Что такое научный метод познания? Что и как изучает физика? ДЗ. [1]: с. 1–6. УРОК 2/21. Современная физическая картина мира (цель – познакомить с применимостью физических законов и теорий, с современной физической картиной мира). ОСУ. Границы применимости физических законов и теорий. Современная физическая картина мира. Где используются физические знания и методы. Основоположники науки о движении тел.ДЗ. [1]: с. 7–9. II. МЕХАНИКА (32 ч) 1. Кинематика (7 ч) УРОК 1/31. Система отсчёта. Траектория, путь и перемещение (цель – познакомить с основной задачей механики и понятиями: материальная точка, система отсчёта, траектория, путь и перемещение). Д е м о н с т р а ц и и. 1. Примеры механического движения. 2. Относительность покоя и движения. 3. Определение координаты, пройденного пути, траектории материальной точки. 4. В/ф «Системы отсчёта в механики»; «Путь и перемещение» (из ВФ «Основы кинематики»). ОСУ. Основная задача механики. Система отсчёта. Материальная точка. Траектория, путь и перемещение.ДЗ. [1]: § 1 (1.1, 1.2). [3]: I – № 1.1, 1.2, 1.8; II – № 1.9, 1.11, 1.13, 1.16; III – № 1.19–1.21. УРОК 2/42. Основные характеристики движения тел (цель – обобщить и закрепить учебный материал, изученный на предыдущем уроке). ОСУ. Относительность движения. Как зависит форма траектории от выбора системы отсчёта? Решение задач на закрепление изученного материала. ДЗ. [1]: § 1 (1.3). [3]: I – № 1.11–1.13; II – № 1.14, 1.17, 1.18; III – № 1.23–1.25. Подготовиться к CР № 1. УРОК 3/53. Прямолинейное равномерное движение (цель – познакомить с характерными особенностями прямолинейного равномерного движения. Сформулировать понятие скорости как одной из характеристик равномерного движения тела). Д е м о н с т р а ц и и. 1. Равномерное прямолинейное движение. 2. В/ф «Равномерное прямолинейное движение» (из ВФ «Основы кинематики»). ОСУ. Мгновенная скорость. Векторные величины и их проекции. Сложение скоростей. Прямолинейное равномерное движение. ДЗ. [1]: § 2 (2.1–2.3). [3]: I – № 1.5, 1.7, 1.8; II – № 1.10, 1.20, 1.25; III – № 1.26–1.28. УРОК 4/63. Прямолинейное равноускоренное движение (цель – познакомить с характерными особенностями прямолинейного равноускоренного движения. Дать понятие об ускорении как основной физической величине, характеризующей неравномерное движение). Д е м о н с т р а ц и и. 1. Равноускоренное движение шарика по наклонной плоскости. 2. В/ф «Равноускоренное движение» (из ВФ «Основы кинематики»). 3. Падение тел в воздухе и в разреженном пространстве. ОСУ. Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение. Скорость и перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Свободное падение. ДЗ. [1]: § 3 (3.1, 3.2). [3]: I – № 2.5–2.8; II – № 2.12–2.14, 2.19; III – № 2.20, 2.35, 2.36. УРОК 5/72. Решение задач на уравнения прямолинейного равноускоренного движения (цель – обобщить знание закономерностей прямолинейного равноускоренного движения). ДЗ. [1]: § 5 (5.2). [3]: I – № 2.9–2.11; II – № 2.22, 2.25–2.28; III – № 2.33, 2.34, 2.38, 2.39. Подготовиться к СР № 2. УРОК 6/83. Криволинейное движение (цель – познакомить с природой криволинейного движения, физическими величинами, характеризующими это движение). Д е м о н с т р а ц и и. 1. Движение тела, брошенного горизонтально. 2. Опыты со струёй воды, направленной горизонтально. 3. Направление линейной скорости при движении по окружности. 4. Линейная и угловая скорости при равномерном движении по окружности. ОСУ. Траектория тела, брошенного горизонтально. Время и дальность полёта тела, брошенного горизонтально. Особенности криволинейного движения. Основные характеристики равномерного движения по окружности. Ускорение при равномерном движении по окружности. ДЗ. [1]: § 4 (4.1, 4.2), 5 (5.3). [3]: I – № 3.1, 3.2, 3.7–3.9; II – № 3.11, 3.12, 3.14, 3.15. 3.17; III – № 3.24–3.26. Подготовиться к СР № 3. УРОК 7/92. Решение задач на движение по параболе и движение по окружности (цель – закрепить усвоение изученного материала. Научить применять знания при решении соответствующих задач). ДЗ. [1]: § 4 (4.1, 4.2), 5 (5.3). [3]: I – № 3.5, 3.6, 3.10, 3.16; II – № 3.18–3.22; III – № 3.27–3.29, 3.31. 2. Динамика (6 ч) УРОК 1/101. Первый закон Ньютона (цель – раскрыть содержание первого закона Ньютона. Ввести понятие инерциальной системы отсчёта). Д е м о н с т р а ц и и. 1. Движение тел по инерции. 2. В/ф «Явление инерции» (из ВФ «Законы Ньютона»). ОСУ. Что изучает динамика. Как был открыт первый закон механики. Первый закон Ньютона. Принцип относительности Галилея. ДЗ. [1]: § 3 (3.1–3.3). [3]: I – № 4.1, 4.2; II – № 4.3, 4.4; III – № 4.21.УРОК 2/111. Место человека во Вселенной (цель – сформировать умения применять первый закон Ньютона к объяснению соответствующих явлений и процессов в природе и технике). ОСУ. Когда Земля считалась неподвижной. Самый знаменитый выбор системы отсчёта. Какой системой отсчёта удобнее пользоваться. Земля как центр познания Вселенной. ДЗ. [1]: § 7 (7.1, 7.2). [3]: I – № 4.13; II – № 4.14; III – № 4.23. УРОК 3/121. Взаимодействие тел. Сила упругости (цель – дать представление о содержании понятия силы. Познакомить с видами сил в механике). Д е м о н с т р а ц и и. 1. Искривление траектории движения шарика в магнитном поле. 2. Взаимодействие двух тележек. 3. Измерение сил с помощью динамометра. ОСУ. Взаимодействие и силы. Три вида сил в механике. Сила упругости. Виды деформации. Закон Гука. Динамометр. Измерение сил. ДЗ. [1]: § 8 (8.1–8.3). [3]: I – № 4.7; II – № 4.9; III – № 4.25.УРОК 4/131. Второй закон Ньютона (цель – познакомить с зависимостью между ускорением, приобретаемым телом, и действующей на него силой). Д е м о н с т р а ц и и. 1. Зависимость ускорения тела от действующей на него силы. 2. В/ф «Масса тела» (из ВФ «Законы Ньютона»). ОСУ. Зависимость ускорения тела от действующей на него силы. Масса тела. Второй закон Ньютона. Примеры применения второго закона Ньютона. ДЗ. [1]: § 9 (9.1, 9.2). [3]: I – № 4.5, 4.6; II – № 4.16–4.18; III – № 4.26–4.28. УРОК 5/141. Третий закон Ньютона (цель – раскрыть содержание третьего закона Ньютона. Углубить знания о взаимодействии тел). Д е м о н с тр а ц и и. 1. Опыты, иллюстрирующие третий закон Ньютона. В/ф «Третий закон Ньютона» (из ВФ «Законы Ньютона»). ОСУ. Третий закон Ньютона. Свойства сил, связанных третьим законом Ньютона. Примеры проявления третьего закона Ньютона в природе. ДЗ. [1]: § 10 (10.1, 10.2). [3]: I – № 4.8, 4.10; II – № 4.15, 4.19, 4.20; III – № 4.24, 4.30, 4.32. Подготовиться к СР № 4.УРОК 6/152. Три закона Ньютона. Обобщающий урок (цель – систематизировать и обобщить знания по теме «Законы Ньютона». Показать границы применения этих законов). ДЗ. [1]: § 6. 9, 10. 3. Силы всемирного тяготения (5 ч) УРОК 1/161. Закон всемирного тяготения (цель – познакомить с законом всемирного тяготения, раскрыть физический смысл гравитационной постоянной). Д е м о н с т р а ц и я. ВФ «Закон всемирного тяготения». ОСУ. Закон всемирного
тяготения. Гравитационная постоянная. Когда
можно применять формулу УРОК 2/171. Развитие представлений о тяготении (цель – познакомить с основными проявлениями закона всемирного тяготения). Д е м о н с т р а ц и я. В/ф «Тяготение служит людям». ОСУ. Как был открыт закон всемирного тяготения. Какова причина тяготения. Открытие новых планет. ДЗ. [1]: § 15 (15.1). [3]: I – № 5.6–5.10; II – № 5.13–5.15, 5.20; III – № 5.22–5.25. Подготовиться к СР № 5. УРОК 3/183. Сила тяжести. Движение под действием силы тяжести (цель – дать представление о понятии «сила тяжести». Познакомить с природой этой силы. Научить рассчитывать первую и вторую космические скорости). Д е м о н с т р а ц и и. 1. Падение тел. 2. Демонстрация свободного падения тел. ОСУ. Сила тяжести и ускорение свободного падения. Как может двигаться тело, если на него действует только сила тяжести? Движение по окружности под действием силы тяжести. Первая и вторая космические скорости. ДЗ. [1]: § 12 (12.1, 12.2). [3]: I – № 6.1–6.4, 6.10; II – № 6.12, 6.15–6.17; III – № 6.19, 6.27, 6.30, 6.31. УРОК 4/191. Вес тела. Невесомость (цель – дать представление о понятии «вес тела», раскрыть содержание понятий невесомости и перегрузок). Д е м о н с т р а ц и и. 1. Определение веса покоящегося тела. 2. Состояние невесомости. 3. ВФ «Невесомость». ОСУ. Вес тела. Вес тела, движущегося с ускорением. Чем отличается вес от силы тяжести? Невесомость. Перегрузки. ДЗ. [1]: § 13 (13.1, 13.2). [3]: I – № 6.5–6.9; II – № 6.11, 6.14, 6.18, 6.20; III – № 6.22, 6.24, 6.28, 6.32. Подготовиться к СР № 6. УРОК 5/203. Движение планет и искусственных спутников Земли (цель – научить рассчитывать орбитальную скорость спутников). ОСУ. Расчёт орбитальной скорости спутников. Какова роль сил тяготения в эволюции Вселенной? Закон всемирного тяготения и объяснение некоторых явлений природы. ДЗ. [1]: § 15 (15.1). [3]: I – № 7.1–7.5; II – № 7.6, 7.9, 7.10, 7.11; III – № 7.15, 7.16–7.19, 7.22. Подготовиться к СР № 7. 4. Применение законов динамики (4 ч) УРОК 1/211. Силы трения (цель – выяснить природу сил трения; рассмотреть способы их уменьшения и увеличения). Д е м о н с т р а ц и и. 1. Трение покоя и скольжения. 2. Измерение сил трения. 3. Способы уменьшения и увеличения сил трения. ОСУ. Сила трения покоя. Природа силы трения. Сила трения скольжения и сила трения качения. Способы уменьшения и увеличения силы трения. Всегда ли сила трения покоя препятствует движению? ДЗ. [1]: § 14 (14.1–14.3). УРОК 2/222. Решение задач (цель – выяснить уровень усвоения изученного материала. Научить применять свои знания при решении соответствующих задач). ДЗ. [1]: § 14 (14.4). УРОК 3/231. Движение тел по наклонной плоскости (цель – познакомить с алгоритмом решения задач при движении тел по наклонной плоскости). ОСУ. Подъём тела по наклонной плоскости. Соскальзывание тела с наклонной плоскости. Равновесие тела на наклонной плоскости. ДЗ. [1]: § 15 (15.2). УРОК 4/241. Движение тел по окружности (цель – познакомить с алгоритмом решения задач для движения тел по окружности). ОСУ. Методика решения задач на динамику движения по окружности. Движение атомобиля по выпуклому мосту. Вращение тела на нити. ДЗ. [1]: § 15 (15.3). 5. Законы сохранения в механике (8 ч) УРОК 1/251. Импульс. Закон сохранения импульса (цель – познакомить с понятиями импульс тела и импульс силы. Дать представление о сущности закона сохранения импульса). Д е м о н с т р а ц и и. 1. Взаимодействие двух шаров, двух тележек. 2. Сохранение импульса при взаимодействии тел. 3. ВФ «Закон сохранения импульса». ОСУ. Передача движения от одного тела к другому при их взаимодействии. Импульс тела и импульс силы. Закон сохранения импульса.ДЗ. [1]: § 16 (16.1, 16.2). [3]: I – № 8.1–8.5; II – № 8.11, 8.12, 8.15, 8.16, 8.19; III – № 8.22, 8.24, 8.26, 8.27. УРОК 2/263. Реактивное движение (цель – ознакомить учащихся с практическим использованием закона сохранения импульса. Рассказать о достижениях отечественной космонавтики. Научить применять свои знания при решении конкретных задач. Д е м о н с т р а ц и и. 1. Движение реактивной тележки. 2. В/ф «Реактивное движение»; «Освоение космоса» (из ВФ «Закон сохранения импульса»). ОСУ. Реактивное движение. Принцип действия ракеты. Освоение космоса. Решение задач. ДЗ. [1]: § 17 (17.1, 17.2). [3]: I – № 8.6–8.10; II – № 8.13, 8.14, 8.18, 8.20; III – № 8.21, 8.23, 8.25, 8.28. Подготовиться к СР № 8. УРОК 3/273. Механическая работа и мощность (цель – раскрыть физический смысл понятий работы и мощности). Д е м о н с т р а ц и я. Определение работы при перемещении бруска. ОСУ. Что такое механическая работа? Работа силы, направленной вдоль перемещения тела. Работа силы, направленной под углом к перемещению тела. Понятие мощности. Выражение мощности через силу и скорость. ДЗ. [1]: § 18 (18.1, 18.2). УРОК 4/283. Работа силы тяжести, силы упругости и силы трения (цель – дать представление об особенностях работы силы тяжести, силы упругости и силы трения. Научить определять работу переменной силы). Д е м о н с т р а ц и и. 1. Работа силы тяжести по поднятию тела по наклонной плоскости. 2. Работа силы упругости при деформации пружины. 3. Работа силы трения при движении бруска. ОСУ. Работа силы тяжести. Работа силы упругости. Работа силы трения. ДЗ. [1]: § 18 (18.1, 18.2), 20 (20.1). УРОК 5/291. Механическая энергия. Закон сохранения механической энергии (цель – раскрыть сущность понятия энергии и закона сохранения энергии в механических процессах). Д е м о н с т р а ц и и. 1. Энергия тела, поднятого на некоторую высоту над землёй. 2. Энергия деформированной пружины. 3. Зависимость кинетической энергии тела от его массы и скорости. 4. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно ОСУ. Связь между работой и энергией. Механическая энергия. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии. ДЗ. [1]: § 19 (19.1–19.3). [3]: I – № 9.1–9.5; II – № 9.11–9.14; III – № 9.19–9.21. УРОК 6/302. Решение задач на закон сохранения энергии (цель – расширить представление об области использования закона сохранения энергии. Научить применять знания при решении задач). ДЗ. [1]: § 20 (20.1, 20.2). [3]: I – № 9.6–9.10; II – № 9.15–18; III – № 9.22–9.24. Подготовиться к СР № 9. УРОК 7/312. Обобщающий урок по теме «Механика» (цель – обобщить знания по разделу; подготовить к тематическому оцениванию знаний). ДЗ. Подготовиться к тематическому оцениванию знаний. УРОК 8/324. Тематическое оценивание по разделу «Механика» (цель – контроль и оценивание знаний, умений и навыков учащихся по изученному разделу). 2-е полугодие III. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА (27 ч) 6. Молекулярно-кинетическая теория (14 ч) УРОК 1/331. Основные положения молекулярно-кинетической теории (цель – познакомить с основными положениями молекулярно-кинетической теории и их опытными подтверждениями). Д е м о н с т р а ц и и. 1. ВФ «Молекулы и молекулярное движение». 2. Механическая модель броуновского движения. 3. Диффузия в газах и жидкостях. ОСУ. Основные положения МКТ. Опытные подтверждения МКТ. Основная задача МКТ. ДЗ. [1]: § 24 (24.1, 24.2). [3]: I – № 12.1–12.5; II – № 12.6–12.8, 12.11; III – № 12.15, 12.16. УРОК 2/341. Масса и размеры молекул. Количество вещества (цель – познакомить с величинами, характеризующими молекулы: порядок размеров и масса, количество вещества, постоянная Авогадро; познакомить с методами их измерения). ОСУ. Оценка размеров молекул. Количество вещества. Относительная молекулярная масса. Молярная масса. Постоянная Авогадро.ДЗ. [1]: § 25 (25.1, 25.2). [3]: I – № 12.12–12.14; II – № 12.17–12.20; III – № 12.25, 12.29–12.31. УРОК 3/351. Температура в молекулярно-кинетической теории газов (цель – углубить и расширить понятия о температуре. Ввести понятие абсолютной температуры). Д е м о н с т р а ц и и. 1. Измерение температуры. 2. ВФ «Молекулы и молекулярное движение». ОСУ. Температура и тепловое равновесие. Измерение температуры. Термометры. Абсолютная температура. Соотношение между шкалой Кельвина и шкалой Цельсия. ДЗ. [1]: § 26 (26.1, 26.2). [3]: I – № 12.9, 12.10; II – № 12.21–12.24; III – № 12.26, 12.27, 12.32. УРОК 4/361. Изопроцессы в газах (цель – установить зависимость между двумя макропараметрами газа при неизменном третьем). Д е м о н с т р а ц и и. 1. Зависимость давления от объёма при постоянной температуре. 2. Зависимость объёма газа от температуры при постоянном давлении. 3. Зависимость давления газа от температуры при постоянном объёме. ОСУ. Изопроцессы. Изобарный процесс. Изохорный процесс. Изотермический процесс. ДЗ. [1]: § 27 (27.1). [3]: I – № 13.1– 13.4; II – № 13.11–13.14; III – № 13.25, 13.26, 13.30. УРОК 5/372. Решение задач на изопроцессы (цель – сформировать умение и навыки решать задачи на изопроцессы в газах). ДЗ. [1]: § 27 (27.1). [3]: I – № 13.5–13.9; II – № 13.15, 13.21–13.23; III – № 13.24, 13.31–13.33. УРОК 6/382. Решение задач на графики изопроцессов (цель – повторить, углубить и закрепить знания учащихся о газовых законах при решении графических задач). ДЗ. [1]: § 27 (27.1), 29 (29.1). [3]: I – № 13.10, 13.16; II – № 13.17–13.20; III – № 13.28, 13.29, 13.34, 13.35. УРОК 7/393. Уравнение состояния газа (цель – получить зависимость между макроскопическими параметрами (p, V, T), характеризующими состояние газа).Д е м о н с т р а ц и я. Зависимость между объёмом, давлением и температурой газа. ОСУ. Уравнение состояния газа. Вывод уравнения Клапейрона. Закон Авогадро. Уравнение Клапейрона–Менделеева. ДЗ. [1]: § 27 (27.2). [3]: I – № 14.1–14.3, 14.5; II – № 14.9–14.12; III – № 14.19–14.22. УРОК 8/402. Решение задач по теме «Уравнение состояния газа» (цель – закрепить знания об уравнении состояния идеального газа. Познакомить с методом поэлементного решения задач). ДЗ. [1]: § 27 (27.2), 29 (29.2). [3]: I – № 14.6–14.8; II – № 14.13, 14.14, 14.16, 14.18; III – № 14.23, 14.24, 14.25, 14.27. УРОК 9/413. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа (цель – выяснить механизм давления идеального газа и его зависимость от микропараметров). Д е м о н с т р а ц и и. 1. Модель давления газа. 2. ВФ «Молекулы и молекулярное движение». ОСУ. Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа. Связь давления со средней кинетической энергией молекул. ДЗ. [1]: § 28 (28.1). [3]: I – № 15.1, 15.2, 15.4, 15.5; II – № 15.14, 15.15, 15.16, 15.18; III – № 15.25, 15.29, 15.31. УРОК 10/423. Температура и средняя кинетическая энергия молекул газа (цель – углубить и расширить знания о температуре). Д е м о н с т р а ц и я. В/ф «Молекулы и молекулярное движение». ОСУ. Температура — мера средней кинетической энергии молекул. Постоянная Больцмана. Зависимость давления газа от концентрации его молекул и температуры. От чего зависит суммарная энергия молекул газа? ДЗ. [1]: § 28 (28.2). [3]: I – № 15.8–15.11; II – № 15.12, 15.22–15.24; III – № 15.28, 15.32–15.34. УРОК 11/433. Измерение скоростей молекул газа (цель – ознакомить с одним из методов определения скорости движения молекул — методом молекулярных пучков, т.е. опытом Штерна). Д е м о н с т р а ц и и. 1. Модель опыта Штерна. 2. В/ф «Опыт Штерна». ОСУ. Опыт Штерна. Средняя скорость теплового движения молекул. ДЗ. [1]: § 28 (28.3), 29 (29.3). [3]: I – № 15.3, 15.6, 15.7; II – № 15.13, 15.17, 15.19–15.21; III – № 15.26, 15.27, 14.30, 14.35. УРОК 12/441. Состояния вещества (цель – опираясь на знание основных положений МКТ, выяснить происхождение макроскопических свойств вещества в трёх агрегатных состояниях. Раскрыть основные свойства кристаллических и аморфных тел). Д е м о н с т р а ц и и. 1. Сохранность формы твёрдого тела. 2. Неизменяемость объёма воды при переливаниях. 3. Свойство газа занимать весь предоставленный ему объём. 4. Набор кристаллических тел. 5. Набор моделей кристаллических решёток. ОСУ. Сравнение газов, жидкостей и твёрдых тел. Кристаллические и аморфные тела. ДЗ. [1]: § 30 (30.1, 30.2). [3]: I – № 16.1–16.5, 16.8; II – № 16.9–16.12; III – № 16.25–16.27.УРОК 13/451. Состояния вещества (цель – познакомить с особенностями жидкого состояния, с явлениями смачивания и капиллярности). Д е м о н с т р а ц и и. 1. Обнаружение поверхностного натяжения жидкости. 2. Явления смачивания и несмачивания. 3. Капиллярные явления. ОСУ. Поверхностное натяжение жидкостей. Смачивание. Капиллярные явления. ДЗ. [1]: § 30 (30.3). [3]: I – № 16.13–16.18; II – № 16.20–16.24, 16.28, 16.30; III – № 16.25, 16.28, 16.30–16.34. УРОК 14/462. Обобщающий урок по теме «Молекулярная физика» (цель – обобщить и систематизировать знания по данной теме, подготовить к тематическому оцениванию). 7. Основы термодинамики (12 ч) УРОК 1/471. Внутренняя энергия (цель – дать молекулярно-кинетическую трактовку понятия внутренней энергии). Д е м о н с т р а ц и я. Способы изменения внутренней энергии. ОСУ. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии. Внутренняя энергия идеального газа.ДЗ. [1]: § 31 (31.1). [3]: I – № 17.1, 17.2, 17.3, 17.5; II – № 17.31–17.34; III – № 17.36, 17.38, 17.56. УРОК 2/483. Работа в термодинамике (цель – дать термодинамическую трактовку понятия работы). Д е м о н с т р а ц и я. Работа при изменении объёма газа. ОСУ. Вычисление работы при изобарном процессе. Геометрическое истолкование работы. Физический смысл молярной газовой постоянной. ДЗ. [1]: § 31 (31.2), 34 (34.1). [3]: I – № 17.8, 17.10–17.13; II – № 17.15, 17.16, 17.39, 17.40; III – № 17.44, 17.45, 17.57. УРОК 3/493. Первый закон термодинамики (цель – установить связь между изменением внутренней энергии системы, работой и количеством теплоты, переданной системе). ОСУ. Закон сохранения энергии. Первый закон термодинамики. ДЗ. [1]: § 31 (31.2). [3]: I – № 17.6, 17.7, 17.19; II – № 17.42, 17.43, 17.46, 17.47; III – № 17.58–17.60. УРОК 4/503. Следствия из первого закона термодинамики (цель – систематизировать и углубить знания о первом законе термодинамики в применении его к изопроцессам). Д е м о н с т р а ц и я. Изменение температуры воздуха при адиабатном расширении. ОСУ. Изотермический процесс. Изохорный процесс. Изобарный процесс. Адиабатный процесс. ДЗ. [1]: § 31, 34 (34.2). [3]: I – № 17.18, 17.20, 17.21; II – № 17.23, 17.24, 17.48, 17.50; III – № 17.61–17.63. УРОК 5/511. Тепловые двигатели (цель – раскрыть физические принципы действия тепловых двигателей). Д е м о н с т р а ц и я. Модели тепловых двигателей. ОСУ. При каких условиях за счёт внутренней энергии может быть совершена максимальная работа? Как понизить температуру газа перед сжатием? Принцип работы тепловых двигателей. КПД теплового двигателя. Как увеличить КПД теплового двигателя? ДЗ. [1]: § 32 (32.1). [3]: I – № 17.25–17.27; II – № 17.51–17.54; III – № 17.64–17.66. УРОК 6/523. Значение тепловых двигателей. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды (цель – познакомить с важнейшими направлениями теплотехники. Выяснить экологические проблемы, связанные с использованием тепловых двигателей). ОСУ. Как работает холодильная машина? Как работает кондиционер? Что такое тепловой насос? Как влияют тепловые двигатели на окружающую среду? Охрана окружающей среды. ДЗ. [1]: § 31 (31.2). [3]: I – № 17.28; II – № 17.55; III – № 17.67, 17.68. УРОК 7/533. Второй закон термодинамики (цель – дать понятие обратимых и необратимых процессов и, как следствие этого, сформулировать второй закон термодинамики). ОСУ. Обратимые и необратимые процессы. Второй закон термодинамики. Порядок и хаос.ДЗ. [1]: § 33 (33.1, 33.2); [3]: № 17.29, 17.30. УРОК 8/542. Обобщающий урок по теме «Термодинамика» (цель – обобщить и систематизировать знания по данной теме). ДЗ. Подготовиться к тематическому оцениванию знаний. УРОК 9/554. Тематическое оценивание по разделу «Молекулярная физика и термодинамика» (цель – контроль и оценивание знаний, умений и навыков учащихся по изученному разделу). УРОК 10/561. Фазовые переходы. Плавление и кристаллизация (цель – научить понимать суть процессов плавления и кристаллизации, показать постоянство температуры при плавлении и кристаллизации вещества). Д е м о н с т р а ц и и. 1. Модели кристаллических решёток. 2. Наблюдение за процессами плавления и кристаллизации твёрдых тел. ОСУ. Агрегатные состояния вещества. Процесс плавления и кристаллизации твёрдых тел. Удельная теплота плавления. ДЗ. [1]: § 35 (35.1). [3]: I – № 18.2, 18.4–18.7; II – № 18.25–18.28, 18.34; III – № 18.35–18.37. УРОК 11/573. Фазовые переходы. Испарение и конденсация (цель – дать знания об особенностях физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное, и наоборот). Д е м о н с т р а ц и и. 1. Зависимость скорости испарения от площади свободной поверхности; температуры; движения воздуха. 2. Охлаждение жидкости при испарении. 3. Кипение воды при пониженном давлении. ОСУ. Испарение и конденсация. Молекулярная картина испарения. Кипение. Удельная теплота парообразования. ДЗ. [1]: § 35 (35.2). [3]: I – № 18.9, 18.10, 18.12–18.14; II – № 18.29, 18.30, 18.32, 18.33; III – № 18.38–18.40. УРОК 12/581. Влажность воздуха (цель – дать понятие о влажности воздуха и способах её измерения). Д е м о н с т р а ц и и. 1. Свойства насыщенных паров. 2. Переход ненасыщенных паров в насыщенные при уменьшении объёма. 3. Устройство и применение психрометра и гигрометра. ОСУ. Насыщенный и ненасыщенный пар. Абсолютная влажность. Относительная влажность. Зависимость влажности воздуха от его температуры. Способы определения влажности воздуха. ДЗ. [1]: § 35 (35.1). [3]: I – № 18.16, 18.17; II – № 18.18–18.20, 18.21; III – № 18.22–18.24. УРОКИ № 59–70. ЛР и/или резервные уроки Предлагаемые ЛР по усмотрению учителя можно выполнять: а) сразу после изучения темы; б) в конце учебной четверти (или полугодия); в) в конце учебного года (как физический практикум). Какие работы выполнять (и когда) зависит, в первую очередь, от возможностей физического кабинета. ЛР. 1. Измерение ускорения тела при равноускоренном движении. 2. Изучение движения тела, брошенного горизонтально. 3. Определение жёсткости пружины. 4. Определение коэффициента трения скольжения. 5. Изучение закона сохранения механической энергии. 6. Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника. 7. Изучение одного из изопроцессов. 8. Проверка уравнения состояния идеального газа. 9. Измерение относительной влажности воздуха. 10. Определение коэффициента поверхностного натяжения.______________________ Принятые условные обозначения и сокращения: – Индексом обозначен тип урока: 1 – урок изучения нового материала; 2 – урок закрепления знаний; 3 – комбинированный урок; 4 – урок контроля и оценивания знаний. – В квадратных скобках дан номер учебного пособия по списку УМК (см. «Физика для базовогоу ровня»). – Римскими цифрами обозначен уровень сложности самостоятельных заданий из сборника [2]: I – cредний; II – достаточный; III – высокий. Ученик cам выбирает задания своего уровня сложности. – Сокращения: ВФ – видеофильм; в/ф –
видеофрагмент; ДЗ – домашнее задание; КР –
контрольная работа; – Все видеофрагменты взяты из цикла «Школьный физический эксперимент на видеокассетах» (СГУ, г. Москва kasset@sgutv.ru, market@video.muh.ru). |