Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №13/2006
«Физика для базового уровня»

Л.Э.ГЕНДЕНШТЕЙН, Л.А.КИРИК, академик Ю.И.ДИК
genden@list.ru, kirik49@list.ru

«Физика для базового уровня»

Завершённая линия УМК. 10–11-й классы. По 68 ч/год, 2 ч/нед. в каждом

СОСТАВ УМК

1. Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика-10: Под ред. Орлова В.А. – М.: Илекса, 2005*, 2006*.

2. Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика-11: Под ред. Орлова В.А. – М.: Илекса, 2005*, 2006*.

3. Кирик Л.А., Дик Ю.И. Сборник заданий и самостоятельных работ для 10-го кл. – М.: Илекса, 2005*, 2006.

4. Кирик Л.А., Дик Ю.И. Сборник заданий и самостоятельных работ для 11-го кл. – М.: Илекса, 2005, 2006.

5. Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Гельфгат И.М. Тетради для лабораторных работ: 10-й кл. – М.: Илекса, 2005, 2006.

6. Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э. Тетради для лабораторных работ: 11-й кл. – М.: Илекса, 2005, 2006.

7. Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Методические материалы для учителя: 10-й кл. – М.: Илекса, 2005, 2006.

8. Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Методические материалы для учителя: 11-й кл. – М.: Илекса, 2005, 2006.

9. Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И., Кирик Л.А., Сиротенко Н.Г. Интерактивное приложение на компакт-диске: 10-й кл. – М.: Илекса, 2005.

10. Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И., Кирик Л.А., Сиротенко Н.Г. Интерактивное приложение на компакт-диске: 11-й кл. – М.: Илекса, 2006.

ИЗ ПРЕДИСЛОВИЙ К КНИГАМ УМК

К учебнику

  • Учебник предназначен для изучения физики на базовом уровне (2 ч/нед.) в соответствии со стандартом, утверждённым МОиН РФ в 2004 г.

  • Физика представлена как живая наука, являющаяся частью общей культуры: приведено много примеров проявления и применения физических законов в окружающей жизни, сведений из истории физических открытий. физические опыты описаны с большим количеством иллюстраций.

  • Чёткая структура учебника облегчает понимание учебного материала. В тексте выделено главное, а в конце параграфов и глав собраны выводы для обобщения, повторения и конспекта.

  • Изложение ведётся в виде диалога: многие разделы начинаются с вопросов, ответами на которые является содержание этих разделов.

  • Каждый параграф учебника рассчитан примерно на одну учебную неделю. Примерное поурочное планирование приведено в «Методических материалах для учителя».

  • В конце каждого параграфа приведены задания начального (минимального) уровня, обязательные для всех учащихся. Дополнительные задания, более высоких уровней, приведены в «Сборнике заданий и самостоятельных работ».

  • В учебнике содержится дополнительный материал для желающих узнать больше. Его можно использовать также при увеличении времени на изучение физики в вашей школе.

К сборнику заданий и самостоятельных работ

  • Книга состоит, по сути, из трёх сборников: заданий к каждому уроку («Хочешь понять лучше – попробуй решить!»), разноуровневых самостоятельных и разноуровневых контрольных работ (по 6 вариантов).

  • Задания (качественные, экспериментальные и расчётные) дифференцированы по трём уровням сложности – средний (решите устно), достаточный и высокий – и могут разбираться как в классе, так и дома. Они не являются обязательными для всех учащихся. Учитель должен поддерживать интерес к физике, а не наказывать «трудными» задачами. Задачи высокого уровня предназначены для тех, кто интересуется физикой.

  • Практически все темы начинаются с примера решения задачи и записи решения в тетрадь. Почти в каждом разделе отобран ряд ключевых задач, к которым в конце сборника даны решения (такие задачи отмечены знаком  ).

  • Самостоятельные работы предназначены для текущего оценивания знаний. Они включают в себя как качественные, так и расчётные задачи и дифференцированы по трём уровням сложности – начальный, средний и достаточный. в планировании, приведённом на с. 7–19 этого номера газеты, они обозначены соответственно как I, II и III.

  • Рекомендации для учителя

– Каждая самостоятельная работа рассчитана на 10–15 мин и предусматривает решение учеником только одного задания одного уровня.

– Учитель заранее сообщает дату проведения самостоятельной работы и предлагает ученику подготовиться к ней (просмотрев задания, выбрать себе уровень сложности). Это позволяет стимулировать сильных учащихся к решению трудных задач, а слабых приучает не бояться решать трудные задачи.

– Можно ввести систему «амнистирования». Если ученик переоценит свои возможности – возьмёт сложную задачу и не решит, то «2» не выставляется, если: а) учащийся потом дома правильно (с подробным объяснением) решит эту же задачу; б) сам подберёт и решит 2–3 задачи такого же типа; в) перед следующим после самостоятельной работы уроком сдаст учителю выполненную работу.

– Если в самом начале самостоятельной работы учитель заметил, что большинство учащихся выбрали начальный уровень, а достаточный уровень – всего несколько человек, то он получает явный сигнал: учебный материал усвоен слабо. Учитель может отменить самостоятельную работу и вернуться к плохо усвоенному уроку.

– Учитель сам выбирает самостоятельные работы: какие он даёт на уроке, а какие – на дом.

  • Рекомендации для ученика

– При подготовке к любой самостоятельной работе рекомендуется сначала внимательно разобраться с теоретическим материалом по учебнику, затем закрепить свои знания, решая задачи из раздела «Хочешь понять лучше – попробуй решить!».

– Если при выполнении домашнего задания возникают проблемы с решением задач, обратите внимание на задачи, отмеченные знаком   , – это ключевые задачи, к которым в конце сборника даны решения.

– Самостоятельные работы, как правило, не предназначены для решения дома. Подготовиться к работе означает внимательно просмотреть тексты задач и прикинуть, какие из них вам по силам. На уроке вы сообщаете учителю ваш уровень знаний на сегодняшний день (начальный, средний или достаточный), а учитель даст вам номер варианта задачи соответствующего уровня сложности.

– Если вы переоценили свои силы – взяли трудную задачу и не решили – не отчаивайтесь. Дома, в спокойной обстановке разберитесь, в чём причина неудачи, и решите эту же задачу. Кроме того, сами из любых сборников подберите 2–3 задачи такого же уровня (только не из «решебников»!), решите и перед началом следующего урока сдайте учителю. Вы будете «амнистированы»!

– Если у вас пока нет большой любви к физике и вам не даются трудные задачи, то не расстраивайтесь: для начала выберите задачи начального уровня. Решая самые простые задачи, вы постепенно приобретёте уверенность в своих силах.

– Если вы успешно решили лёгкую задачу на уроке (начальный уровень), то попросите у учителя более трудную задачу (например, среднего уровня). Если на уроке не успели, то обратитесь к учителю с просьбой дать вам возможность решить более трудную задачу во внеурочное время.

  • К методическим материалам для учителя

Мы исходим из того, что цель обучения – не запоминание учеником фактов и формулировок, а понимание основных физических явлений и их связей с окружающим миром. А понимание – это, как известно, не одноразовый акт с однозначным результатом («понял–не понял»), а многоэтапный процесс, не имеющий конца. Любое явление реального мира очень сложно и связано с большим числом других явлений, поэтому существует много уровней его понимания. На каждом уровне осознаются новые черты явления, новые связи, обобщения, аналогии, различия, обнаруживаются новые закономерности, рождаются новые понятия, новые вопросы. Наша педагогическая задача – раскрывать перед учеником эту потенциальную бесконечность, вовлекая его в процесс познания, а не «формулировать истину в окончательном виде», отсекая этим интерес к дальнейшему познанию.

Для понимания исключительно важна также цельность восприятия. Если в голове ученика не сложилась цельная картина учебного раздела, которую он может окинуть мысленным взором, то понимания нет, даже если ученик пересказывает текст учебника дословно (особенно, если дословно!).

Наконец, понимание всегда индивидуально. Оно состоит во «встраивании» нового в уже известное, но «уже известное» у каждого своё, и к тому же механизмы восприятия у каждого ученика свои. Основной «учебной единицей» мы предлагаем считать один параграф, который рассчитан в среднем на одну учебную неделю — 2 урока (с учётом уроков, необходимых для повторения и обобщения материала, а также для контроля и резерва учебного времени).

К тетради для лабораторных работ

Лабораторные работы приведены для уровней А и В. Уровень А предназначен для тех, кто изучает физику на базовом уровне в соответствии со стандартом 2004 г. (2 ч/нед.), утверждёнными МОиН РФ. Уровень В включает дополнительные задания (в основном по оценке погрешностей измерения) и может использоваться при увеличении времени на изучение физики. Если ученик выполнил лабораторную работу уровня А, успел разобраться с методами оценки погрешностей измерения (дома, при подготовке к лабораторной работе), то в оставшееся до конца урока время он может по своему желанию выполнить работу уровня В.

В приложении приведены методы оценки погрешностей измерений, знакомящие с абсолютной и относительной погрешностями; оценкой абсолютной погрешности прямых и косвенных измерений.

Предлагаемые лабораторные работы по усмотрению учителя можно выполнять: сразу после изучения данной темы; в конце учебной четверти (или полугодия); в конце учебного года (в форме физического практикума).

Какие из предложенных работ выполнять (и когда) зависит, в первую очередь, от возможностей физического кабинета.

________________________

*Допущены МОиН РФ в качестве учебников для общеобразовательных учебных заведений, где физика не является профильным предметом (базовый уровень), но могут использоваться и при 3 (4) ч/нед. С 2006 г. гриф «допущено» присваивается только учебникам.

.  .