Н.В.ЩЕРБАКОВА,
школа № 17, г. Прокопьевск, Кемеровская обл.
Летние задания для 7–8-го классов
Качество школьного образования
предопределяет развитие страны, и при
модернизации этого образования нужно исходить
из прогнозов развития страны на ближайшее
будущее. В частности, следует учитывать, что
вскоре во все сферы жизни войдут компьютеры, что
миллионы профессий будут связаны с новой
техникой. «Выжимание» естественных предметов из
учебного плана под лозунгом «гуманизации
образования» ведёт к сокращению прежде всего их
наиболее ценной части: наблюдения явлений,
опытов, лабораторных работ, практикума (в том
числе и практикума по решению задач). Усилить
исследовательский характер изучения физики
можно путём организации домашних заданий в
летних лагерях с последующим обсуждением с
преподавателем их результатов. Привожу
возможные наблюдения и темы для бесед.
I. На озере
1. Бросая в воду щепочки, убедитесь в
отсутствии переноса вещества в волне.
Пронаблюдайте отражение кольцевых волн от
плавающей доски, интерференцию и дифракцию волн.
2. Купаясь в речке с илистым дном,
определите, где ноги сильнее вязнут: у берега или
там, где глубже. Почему?
3. Почему товарища легче поднять в воде,
чем на берегу? Что произойдёт с водорослями, если
воду из водоёма спустить? Почему полено
всплывает, а кирпич тонет?
4. Пронаблюдайте форму мениска возле
края разных плавающих тел. Попробуйте объяснить.
Эксперимент
1. Имея секундомер и метровую
линейку, определите дальность броска камня в
воду. (С помощью секундомера определяем
промежуток времени t от момента падения
камня в воду до момента, когда первая волна
достигнет берега, и промежуток времени между
двумя дошедшими до берега волнами – период
колебаний волны T. С помощью линейки
измеряем расстояние между двумя гребнями –
длину волны L.)
2. Оцените на глаз приблизительную
глубину озера у берега. Измерьте истинную
глубину. Объясните расхождение результатов.
II. На реке
1. Сделайте из дерева маленькую лодочку
обтекаемой формы и протащите её на нитке по воде.
Позади лодочки не будет завихрений. Опустите в
воду палку – за ней образуются завихрения.
Обсуждаем смысл обтекаемых форм рыб, гоночных
автомобилей, самолётов и т.д. Почему щука плавает
в воде значительно быстрее многих других рыб? Для
чего некоторые рыбы при быстром движении
прижимают к телу плавники? Почему мелкие рыбки
ходят стайкой, форма которой напоминает каплю?
2. Когда вы открываете глаза под
водой, очертания предметов на дне кажутся вам
размытыми. Но если вы воспользуетесь подводной
маской, где между глазами и стёклами воздух, то
всё станет видно очень чётко. Как это объяснить?
Эксперимент
1. Определите скорость течения реки.
(Сделайте из дерева маленькую лодочку и пустите
её по течению. Измерьте время, за которое она
пройдёт заранее известный путь. Рассчитайте
скорость.)
2. Срежьте с берёзы ветку, обмакните
её срезом в воду – вы увидите на срезе большую
каплю воды. Понаблюдайте за ней: не пройдёт и
минуты, как она исчезнет. Повторите опыт
несколько раз, убедитесь, что капли всё время
исчезают. Куда же девается эта вода? (Вспомните
про капиллярные явления.)
III. В лесу
1. Пронаблюдайте тени от деревьев в
солнечный день. (Прямолинейность
распространения света.)
2. В густом лесу всегда можно
встретить поваленные деревья, а в открытом поле,
где ветер сильнее, деревья валятся реже. (В тени
леса нижние ветви деревьев отмирают, и вся крона
вверху. Центр тяжести дерева из-за этого
смещается вверх, оно становится менее
устойчивым.)
3. Что более устойчиво: ель или сосна?
(Ель растёт в сыром грунте, и корни её на
поверхности. Сосна растёт на сухой почве, её
корни уходят вглубь.)
4. Почему в лесу трудно определить,
откуда идёт звук?
5. Почему лес шумит? Почему лиственный и
хвойный леса шумят по-разному?
6. Почему на опушке леса хорошо
слышно эхо?
7. Послушайте звуки полёта птицы,
мухи, комара. Почему высота звуков разная?
8. Почему роса на листьях растений
собирается в капли, а не растекается по всему
листу?
9. Почему аромат цветов мы чувствуем
на расстоянии?
Эксперимент
1. В солнечный день с помощью линейки
определите высоту дерева, не влезая на него. (По
длине тени.)
2. Сделайте из кедровой шишки
гигрометр. (Чешуйки шишек закрываются с
повышением влажности.)
IV. На пляже
1. Какую жару мы способны переносить?
(При постепенном нагревании наш организм в сухом
воздухе способен выдержать не только
температуру кипения воды, но и более высокую, до
160 °С. Доказали это английские физики Благден и
Чентри, проводившие ради опыта целые часы в
натопленной печи хлебопекарни.)
2. Зачем человек потеет? Почему
мокрому холоднее? Отчего при ветре холоднее? Для
чего нужен веер?
3. Почему во время жары лицо
краснеет?
Эксперимент
1. Определите с помощью термометра,
какой песок быстрее нагревается: влажный или
сухой.
2. С помощью очковой линзы зажгите
сено.
V. В походе
1. Почему идти в гору трудно?
(Необходимо совершать работу по поднятию своего
веса.)
2. Почему вытянутой рукой нельзя
удержать такой же груз, как согнутой?
(Рассмотрите работу руки как рычага, поднимите
рюкзак согнутой и вытянутой рукой.)
3. Почему человек, несущий на спине
груз, наклоняется вперёд? (Груз изменяет
положение центра тяжести, а он не должен выходить
за пределы площади опоры.)
4. Почему трудно стоять на одной
ноге?
5. Почему при ходьбе люди
размахивают руками?
6. Когда человек несёт рюкзак в
правой руке, он отклоняется влево и отставляет в
сторону свободную левую руку. Для чего это
делается?
Эксперимент
Вскипятите воду в картонной коробке.
(Из-за хорошей теплопроводности воды коробка не
загорится.)
VI. У костра
1. Почему пламя не гаснет само собой?
(Беседа о процессе горения, о тяге.)
2. Почему вода гасит огонь?
(Соприкасаясь с горящим предметом, вода
превращается в пар, отнимая при этом много тепла
у горящего тела. Образовавшиеся пары занимают
большой объём и оттесняют воздух, а без воздуха
горение невозможно.)
3. Почему дым поднимается вверх?
4. Почему дерево трещит в огне?
Почему свежесрубленное дерево меньше трещит, чем
сухое?
5. Какая порода дерева меньше трещит?
Эксперимент
Сжигая одинаковое количество дров из
деревьев разных пород, разогревайте каждый раз
одинаковое количество воды. Выясните, какая
древесина обладает большей удельной теплотой
сгорания.
Литература
Варикаш В.М., Кимбар Б.А.
Физика в живой природе. – Минск: Народна асвета,
1984.
Ланге В.Н.
Экспериментальные физические задачи на
смекалку. – М.: Наука, 1979.
Ланина И.Я. 100 игр по физике. –
М.: Просвещение, 1995.
Перельман Я.И. Занимательная физика. –
М.: Наука, 1979.
_____________________________
Наталья Викторовна Щербакова – учитель
физики высшей квалификационной категории,
педагогический стаж 23 года, почётный работник
общего образования.