В.В.ТАЛЫШЕВ,школа № 1360 (1079), г. Москва leraise777@mail.ru Создание адаптивной образовательной средыПедагогические технологии: модульная, модульно-блочная, проектнаяВ последние годы проводится огромное количество исследований, связанных с проверкой и выявлением качества среднего образования. Связано это с тем, что многие страны не удовлетворены результатами школьного образования. По данным Третьего международного исследования (Third International Mathematics and Science Study – TIMSS), которое охватило учащихся пятидесяти стран мира, было выявлено, что самый высокий уровень естественно-математической грамотности среди учеников 7–8-х классов у школьников Сингапура, Южной Кореи, Японии, Гонконга, Тайваня, Чешской Республики и Фламандской части Бельгии.Для сравнения были выделены три уровня результатов тестов. 1-й уровень – самые высокие результаты, показанные десятой частью всех учащихся, принимавших участие в исследовании; 2-й уровень – результаты, показанные лучшей четвертью; 3-й уровень – показанные лучшей половиной. Среди российских школьников в 1999 г. в 1-ю группу по математике попали 10%, во 2-ю – 30%, в 3-ю – 72%. По данным Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), в 2003 г. около 70% российских учащихся демонстрируют математическую грамотность международного уровня, из них около 7% достигают высоких показателей. В лидирующих странах эти цифры соответственно 90–95% и 22–28%. Также отмечается, что среди наших школьников более 10% не достигают нижней границы математической грамотности, тогда как у стран-лидеров их не более 2%. В отношении естественнонаучной грамотности высокие результаты показывают 14% российских школьников (в лидирующих странах 28–33%), низкие – 18%, (у лидеров 6–10%). Подробнее с результатами исследования можно познакомиться на сайте www.centeroko.ru. Итак, уровень образования российских школьников сравним с международным, однако по трети заданий гораздо ниже: наши попадают в среднюю группу, что заставляет задуматься над причинами. Часто ставила наших школьников в тупик нетрадиционная постановка вопроса: учащиеся не могли применить знания на практике и в нетрадиционной ситуации, не могли использовать их для приобретения новых знаний. А именно эти умения демонстрировали учащиеся лидирующих стран. Были сделаны следующие выводы: недостаточный уровень естественнонаучной грамотности; неумение применять знания, полученные при изучении естественнонаучных дисциплин. Исходя из этого можно определить качества, которыми должен обладать учащийся: – гибко адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям, самостоятельно приобретая необходимые знания и применяя их на практике при решении разнообразных проблем; – самостоятельно критически мыслить, видеть трудности и искать пути их преодоления, используя современные технологии; чётко осознавать, где и каким образом приобретённые знания могут быть применены на практике; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить; – грамотно работать с информацией; – быть коммуникабельным, уметь работать в коллективе; – самостоятельно работать над собственным развитием. Как же можно добиться повышения уровня образования? Взгляды педагогов разных стран здесь очень близки: лишь через личностно-ориентированные технологии, ибо обучение, ориентированное на «среднего ученика», на усвоение и воспроизведение знаний, умений и навыков, не отвечает современным требованиям. Необходимо создать образовательную среду, где личность ученика находится в центре внимания педагога, где ученик самостоятельно решает поставленные учителем задачи, а учитель выступает лишь в роли консультанта – специалиста, координирующего и корректирующего работу ученика. Главное стратегическое направление развития системы школьного образования – это решение проблемы личностно-ориентированного образования. Традиционная парадигма образования УЧИТЕЛЬ–УЧЕБНИК–УЧЕНИК должна быть заменена на новую: УЧЕНИК–УЧЕБНИК–УЧИТЕЛЬ. Именно так построена система образования в лидирующих странах. Школа должна создать адаптивные условия для формирования личности, обладающей качествами, о которых говорилось выше. И это задача не содержания образования, а технологий обучения. Среди разнообразных новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям являются:
Модульный урок даёт возможность решить задачу уровневой дифференциации, способствует осознанному подходу учащихся к обучению, даёт возможность сориентироваться в предложенном материале и выбрать уровень сложности по своим знаниям, а также формирует стремление к освоению более сложного материала темы. Кроме того, модульный урок позволяет дать материал не только в большем объёме, но также углубить и расширить знания, умения и навыки по данной теме. Рассмотрим примерную логическую структуру содержания урока по модульной технологии.
Несмотря на то, что модульный урок при подготовке требует большой затраты времени (обдумывание темы и хода урока, подбор материала, оформление). При систематической работе он облегчает работу учителя: происходит накопление материала, что ведёт к уменьшению времени подготовки. Рассмотрим, как можно использовать данную технологию. Возьмём, к примеру, урок физики в 8-м классе по теме «Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива». Урок проводится в конце изучения темы «Тепловые явления», материал – не сложный для самостоятельного изучения, у учащихся к этому времени уже имеется багаж знаний по теме и отработан навык решения задач. Составим примерную логическую структуру содержания урока: 1. Постановка целей урока. 2. Входной контроль (повторение изученного по теме). Первые 5–7 мин можно посвятить проверке качества усвоения материала, для этого провести письменную работу по карточкам с разноуровневыми заданиями или устный опрос. 3. Изучение теоретического материала по новой теме. Самостоятельная работа учащихся с использованием учебника и карты учащегося. 4. Закрепление материала. Ответы на вопросы и решение задач. 5. Самопроверка. Решение задач. 6. Осмысление (рефлексия). Ученик возвращается к целям, поставленным в начале урока. 7. Экспертный контроль. Ответы на вопросы учителя, небольшая по объёму проверочная работа. Необходимый раздаточный материал представлен далее.
Метод проектов может быть индивидуальным и групповым, но в любом случае он предполагает использование разнообразных учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить проблему и показать результаты в виде презентации. Основные требования к использованию метода проектов: – наличие значимой проблемы, требующей исследовательского поиска для её решения; – практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов; – самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся; – структурирование содержательной части; – использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий: определение проблемы и вытекающих из неё задач, выдвижение гипотез и путей решения проблемы, обсуждение методов исследования, обсуждение способов представления конечных результатов, сбор и систематизация информации, анализ данных, структурирование информации, изготовление и оформление продукта проекта, выбор формы презентации, подведение итогов, оформление результатов, презентация, самоанализ и самооценка, выводы, выдвижение новых проблем исследования. Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Учитель может определить тематику с учётом учебной ситуации по своему предмету, профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. Также тематика проектов может быть предложена самими учащимися, которые могут ориентироваться на собственные творческие и прикладные интересы. Полезно, если тема проекта касается теоретического вопроса школьной программы с целью дифференциации процесса обучения. Очень часто темы проектов относятся к практическому вопросу, актуальному в повседневной жизни и требующему привлечения знаний учащихся по нескольким предметам, что, в свою очередь, приводит к интеграции знаний. По доминирующей деятельности ученика можно выделить такие виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Продукт проектной деятельности может быть представлен в виде газеты, игры, реферата, выставки, макета, модели, мультимедийного продукта, оформления кабинета, публикации, сценария, сказки, праздника, учебного пособия, справочника, видеофильма и т.д. Каждый проект следует документально оформить. В паспорт проекта должны войти: название проекта, ФИО и должность руководителя проекта; название учебного предмета, в рамках которого проводится проект, а также смежных предметов; состав проектной группы; тип проекта; цель проекта; необходимое оборудование; предполагаемый результат; этапы работы. По окончании работы собирается проектная папка, куда входят паспорт проекта; промежуточные отчёты; вся собранная информация; материалы к презентации.
Все перечисленные педагогические технологии являются в большой степени адаптивными и должны использоваться педагогами в своей работе. Это позволяет индивидуализировать учебный процесс, разнообразить его, сделать интересным для его участников. Новые педагогические технологии используются учителями всё чаще, что позволяет предположить то, что в будущем школа отдаст предпочтение именно им, наиболее адаптивным и личностно ориентированным. Литература Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2005. Полат Е.С. Педагогические технологии XXI века. – Тула, 1997. Чечель И.Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям. – М.: МИПКРО, 2001. Валерий Васильевич Талышев – выпускник Тульского ГПУ им. Л.Н.Толстого 2000 г., учитель физики и математики школы № 1360 (1079). Педагогический стаж 6 лет, первая квалификационная категория. |