НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАНЯТИЯН.А.ЧЕРНОБЫЛОВА,школа № 1692, ЗелАО, г. Москва Восхождение на пик ЗнанийУрок-соревнование по теме «Взаимодействие тел». 7-й классЗадачи урока:
Мотивационная модель: две команды туристов восходят на пик Знаний. Уровень их подготовленности и обученности выясняется на «привалах». Правила игры. Выигравшая команда поднимается на следующий привал. Проигравшая остаётся на прежнем привале, но выполняет задания следующего. Карта – стандартная (гора с кружками-привалами). Жюри – ещё один учитель физики, двое успевающих учащихся. Ход урока 1. Фронтальный опрос
2. Игра
Все участники выполняют
задание письменно и получают за него оценку в
журнале. Капитаны выполняют задание на
прозрачной плёнке. Затем их ответы проецируются
на экран с помощью графопроектора и обсуждаются.
Выигрывает команда, капитан которой ответил
верно на все 1. Механическое движение – это изменение с течением времени... (положения тела относительно других тел). 2. Запишите формулу для определения средней скорости неравномерного движения . 3. Изобразите график пути равномерного движения (график). 4. Запишите единицу силы (Н). 5. Изобразите графически силу тяжести (график).
Выигрывает команда, ответившая правильно на большее число вопросов. 1. Почему мел оставляет след на классной доске? 2. Автомашина с прицепом должна перевезти тяжёлый груз. Куда его выгоднее поместить: в кузов или на прицеп? Почему? 3. Справедлива ли поговорка «Коси, коса, пока роса; роса долой – и мы домой»? 4. Почему трудно держать в руке живую рыбу? 5. Всегда ли трение скольжения больше трения качения?
По одному ученику от каждой команды дают письменное описание приборов по плану: название прибора; назначение; устройство; принцип действия; применение. Выполненное задание сдаётся на проверку. Команда-соперница может задать один вопрос по данному прибору. Ответ оценивается по 5-балльной системе. Приборы: весы; динамометр.
На двух полосках бумаги в столбик записаны по 10 формул (на определение силы тяжести, веса, пути, времени, скорости, массы, плотности, объёма, силы упругости, площади), в которых вместо одной какой-либо физической величины – пустой квадрат. Учитель вручает по полоске первым участникам каждой команды, они, заполнив, передают её следующему участнику и т.д., пока не заполнятся все пустые клетки. Выигрывает команда, которая за 2 мин запишет большее количество правильных формул.
Каждый участник получает по три задачи (рядом сидящие – разные варианты) и получает 5, 4 или 3 балла соответственно количеству решённых задач. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. ВАРИАНТ 1 1. Пружина под действием подвешенной к ней гири растянулась. Какая сила вызвала растяжение этой пружины? А) Сила тяжести; Б) вес тела; В) сила упругости. 2. Масса лежащего на земле шара 2 кг. Каков его вес? g = 10 Н/кг. 3. На тело по одной прямой и в одном направлении действуют две силы: 2 Н и 3 Н. Найдите равнодействующую силу. ВАРИАНТ 2 1. Какая сила удерживает тело на поверхности Земли? А) Сила упругости; Б) вес тела; В) сила тяжести. 2. Масса шара 5 кг. Определите силу тяжести, действующую на тело. g = 10 Н/кг. 3. На тело по одной прямой, но в разные стороны, действуют две силы: 4 Н и 2 Н. Найдите равнодействующую силу.
Участники команд задают по три
вопроса по теме команде-сопернице. Отвечают
ученики, первые поднявшие руку. За каждый
правильный ответ –
Команды получают по одинаковой сетке кроссворда, один ученик из каждой команды заполняет свою. В выделенном вертикальном столбце должна получиться физическая величина (масса). Время для решения – 3 мин. Ответ оценивается по 5-балльной системе. 1. Прибор для измерения сил. 2. Соревнование. 3. Физическая величина, показывающая, какой путь проходит тело в единицу времени. 4. Сила, являющаяся результатом сложения нескольких сил. 5. Результат решения экспериментальной задачи. Ответы: 1. Динамометр. 2. Олимпиада. 3. Скорость. 4. Равнодействующая. 5. Величина (физическая).
Команде задают по вопросу, если она не отвечает, то отвечает команда-соперница. 1. А.А.Блок. Двенадцать. Завевает ветер Белый снежок. Под снежком – ледок. Скользко, тяжко, Всякий ходок Скользит – ах, бедняжка! ? Почему лёд скользкий? 2. А.А.Блок. Всё чаще я по городу брожу... Запнулась запыхавшаяся лошадь, Уж силой ног не удержать седла, И утлые взмахнулись стремена, И полетел, отброшенный толчком... ? Объясните причину падения всадника.
Участник из каждой команды должен решить экспериментальные задания, результаты измерений занести в таблицу, записать вывод. Работа оценивается по 5-балльной системе. 1. Определите силу трения скольжения бруска с грузом по горизонтальным поверхностям: по гладкой и по шероховатой; сравните силу трения скольжения бруска в двух случаях: когда он скользит большей гранью и когда меньшей. Данные занесите в таблицу; запишите вывод. Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, груз (цилиндр металлический), лист фанеры с гладкой и шероховатой поверхностями. 2. Измерение веса цилиндра: а) в воздухе; б) в пресной воде; в) в солёной воде. Приборы и материалы: металлический цилиндр, динамометр, вода пресная, вода солёная, измерительный цилиндр.
3. Подведение итогов игры 4. Подведение итогов урока Нина Алексеевна Чернобылова – выпускница Тамбовского института химического машиностроения 1977 г., учитель физики первой квалификационной категории. Работала инженером в объединении «Алмаз». С 1991 г. преподаёт физику. Участник окружного конкурса «Учитель года-2000». Использует различные формы организации учебных занятий. Вырастила двоих детей: дочь закончила МАИ, сын – студент. Хобби – вязание, кулинария. |