МЕТОДИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫИ.П.КУТКО,школа № 618 ЗелАО, г. Зеленоград (Москва) kutko@zelnet.ru Применение методов спектрального анализа для изучения космических объектовПроект сценария урока ФИЗИКА+АСТРОНОМИЯ. 11-й классЦель урока: продемонстрировать мощность метода спектрального анализа, используя знания учащихся о Солнце, звёздах, спектрах. Оформление: плакаты «Фраунгоферовы линии», «Спектральные линии водорода, гелия», «Строение Вселенной». Ход урока 1. Организационный момент (2 мин) 2. Активизация знаний учащихся по теме «Спектры» в ходе фронтальной беседы (5 мин) Назовите виды спектров. Дайте их краткую характеристику. Что такое спектры поглощения, как они получаются? Каково главное свойство линейчатых спектров? 3. Введение в задачу, её обсуждение (30 мин)
Ответ. В спектре излучения звезды HD82943 обнаружили линию, принадлежащую изотопу 6Li. Этот изотоп обычен для вещества планет и очень не характерен для звёзд (он быстро, за 30 млн лет, сгорает в пламени ядерных реакций). Значит, система действительно неустойчива, и звезда недавно поглотила планету.
Ответ. 4 июля 2005 г., как раз в День независимости США, зонд-бомбардировщик выстрелил в ядро кометы медным снарядом массой 370 кг. Удар привёл к образованию кратера диаметром 100 и глубиной 25 м, огромного по земным меркам и ничтожного по сравнению с кометой, так что за неё можно не беспокоиться. За кометой до, во время и после обстрела наблюдали несколько наземных и космических телескопов. И вот сейчас опубликованы результаты наблюдений космического телескопа Swift, работавшего в рентгеновском диапазоне длин волн. Результаты оказались довольно неожиданными. После удара снаряда заметно увеличилась интенсивность рентгеновского излучения ядра – к исходному уровню она вернулась только через 12 суток. Дело в том, что это рентгеновское излучение возникает при бомбардировке частицами солнечного ветра молекул воды, вылетающих с поверхности ядра кометы и образующих вокруг него некое подобие атмосферы. Чем больше воды выбрасывается из ядра, тем интенсивнее рентгеновское излучение. Учёные подсчитали, что до бомбардировки в окружающее пространство ежедневно выбрасывалось в среднем около 16 тыс т воды, а после взрыва – до 40 тыс. т. Другими словами, взрыв спровоцировал выброс из ядра кометы 250 тыс. т воды. Причём выброс этот оказался довольно продолжительным. Подробнее можно почитать на сайте http://www.astrogalaxy.ru/266.html.
Ответ. Медь, из неё сделана бомба. Дополнение учителя. В выброшенном после столкновения с зондом материале, помимо воды и углекислого газа, были зафиксированы ацетилен, аммиак, синильная кислота. Выяснилось также, что ядро кометы состоит из очень пористого материала, что позволяет поверхности нагреваться и остывать, почти не затрагивая глубинные слои. Неожиданностью стало наличие кратеров на поверхности ядра («Компьютерра», 2005, № 33).
Ответ. Объекты Вселенной не сохраняются неизменными, а находятся в процессе постоянного изменения, развития и взаимодействия.
15 января 2006 г. в пустыне Юты (США), закончив свой семилетний полёт, приземлилась капсула зонда stardust, которая привезла с обой из дальнего космоса частицы пыли. Учёные приступили к их исследованию. См. сайты www.computerra.ru, www.astrogalaxy.ru, http://nssdc.gsfc.nasa.gov/database/MasterCatalog?sc=1999-003A 6. Домашнее задание (2 мин) § 30 (4), 23 (2) по учебнику Е.П.Левитана «Астрономия» (1994 г.); повторить § 61, 62 по учебнику Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева «Физика» (1999 г.); § 83, 84 по учебнику тех же авторов изд. 2005 г. Резюме. В XIX в. на стыке двух наук – астрономии и физики – появился новый раздел астрономии – астрофизика. Важнейшим её инструментом стал спектральный анализ электромагнитных излучений. Учёные теперь могут классифицировать наблюдаемые небесные объекты. Несмотря на кажущееся однообразие звёздных спектров, содержащих в основном водород и гелий, существует множество отличий в деталях, вызванных разными физическими условиями на излучающей поверхности, и в первую очередь температурой поверхности, которая зависит от степени ионизации атомов. |