И.А.ЗЫРЯНОВ,
студент ВятГГУ, г. Киров
Изобретательские задачи
Педпрактика. 10-й класс
У большинства детей в
школе уроки физики не вызывают особого интереса:
слово «физика» ассоциируется со сложными
задачами и формулами. Да и знания, полученные на
уроках, довольно трудно применить на практике, а
это порождает непонимание смысла изучения
предмета. В качестве варианта решения данной
проблемы, а также с целью формирования
логического мышления и анализа, можно предложить
набор «изобретательских задач». Обычно мы их
давали или в конце урока, или в «оставшиеся пять
минут», или как домашнее задание. Например, в
оставшиеся свободными 5–7 мин урока в 10-м классе
можно успеть решить одну-две задачи.
Так как любая работа должна
иметь смысл, интерес детей можно стимулировать
оценкой. Если задача была задана на дом, то за
пять различных решений задачи – оценка «5», за
каждые два дополнительных решения – ещё одна
оценка «5». Если задача была дана в классе, то
оценка ставилась самым активным ученикам.
Как заставить закипеть
воду во внутреннем сосуде? Оба сосуда наполнены
водой.
– Накрыть крышкой сосуд 2.
Тем самым повысить давление, а следовательно,
температуру кипения воды в нём.
– Подсолить воду в сосуде 2
– также повысится температура кипения.
– Прокипятить воду в сосуде 2
несколько раз, давая ей остыть между кипячениями.
Тем самым мы удалим из воды примеси (они выпадут в
осадок), а следовательно, и центры
парообразования, следовательно, повысим
температуру кипения воды.
– Поместить на дно сосуда 2
ультразвуковой генератор.
– Поместить в воду медный
стержень так, чтобы он упирался в днища обоих
сосудов. В этом случае мы получим проводник
тепла.
– Подождать, пока вода в
сосуде 2 выкипит.
– Налить в сосуд 2
жидкость, кипящую при температуре выше 100 °С.
Как оторвать гвоздь от
магнита?
– Нагреть магнит. Тем самым мы
разориентируем домены в магните.
– Нагреть гвоздь. Тем самым мы
разориентируем домены в
гвозде.
– Воспользоваться рычагом из
дерева или немагнитного металла.
– Намотать на гвоздь провод и
пропустить ток. Тем самым превратить гвоздь в
магнит одной полярности с концами подковы.
– Резко дёрнуть гвоздь.
– Положить железный стержень
выше гвоздя. Тем самым мы «закоротим» линии
магнитной индукции и ослабим магнитное поле на
концах магнита.
– Постучать по магниту.
Деформация приведёт к нарушению упорядоченной
ориентации доменов в магните.
Какие действия необходимо
произвести, чтобы колба сломалась?
– Накачать воздух в колбу. Как
известно, арку легко сломать, если давить
изнутри.
– Поместить всю систему под
колокол, заткнув трубочку, и откачать из колокола
воздух. Тем самым мы создадим избыточное
давление в колбе, и она лопнет, как в предыдущем
случае.
– Налить воду в колбу и
заморозить. Колба лопнет, т.к. вода при охлаждении
расширяется.
– Неравномерно нагреть колбу.
Половину колбы охлаждаем, а вторую нагреваем.
Колба из-за разности теплового расширения
треснет.
– Направить на колбу звуковую
волну. Звук заставит стенки колбы совершать
колебательные движения, при резонансе колба
лопнет.
– Положить сверху ещё
несколько кирпичей.
– Стукнуть по кирпичу.
Как, не прикасаясь к
стоящей на столе кружке, удалить из неё воду?
– Подождать, пока вода
испарится.
– Нагреть кружку, чем ускорить
испарение.
– Опустить в кружку ложку и
заморозить. Затем достать ложку вместе со льдом.
Примечание. Сразу после
замерзания ложку достать невозможно, поэтому
края кружки надо будет немного нагреть.
– Опустить в стакан губку.
– Опустить в кружку трубочку
для коктейля и высосать воду.
– Опустить в кружку конец
длинной резиновой трубочки, второй её конец
опустить ниже уровня поверхности жидкости и
отсосать воздух из трубки, – вода вытечет.
– Опустить в кружку трубку,
другой конец которой поместить в сосуд с низким
давлением. Атмосферное давление загонит воду в
другой сосуд.
Как разлепить стаканы,
скреплённые атмосферным давлением (из них
откачан воздух)?
– Сместить стаканы друг
относительно друга, проворачивая один
относительно другого.
– Подождать некоторое время.
Система не полностью герметична, и воздух
всё-таки проникает через прокладку.
– Повысить температуру
стаканов, например, полить их кипятком. Давление
газа в стаканах повысится.
– Поместить систему под
колокол и откачать воздух. Давление в стаканах
станет больше, чем снаружи.
Как разделить ледяной куб
на две равные части?
– Распилить.
– Растереть в крошку и
разделить.
– Разрезать горячим ножом.
– Оттопить половину.
– Растопить куб, разделить
воду пополам, заморозить получившиеся половины.
Как добиться устойчивой
стойки стула на двух ножках?
– Поставить подпорку.
– Прибить ножки к полу.
– Подобрать экспериментально
угол наклона таким, чтобы установилось
равновесие. Под этим углом подрезать ножки стула,
чтобы увеличить площадь опоры.
– Вырезать углубления в полу
под углом и вставить в них ножки стула.
– Приклеить стул.
Как заставить
математический матник качаться только в одной
плоскости?
– Раскрутить груз вокруг
своей оси. В результате мы получим гироскоп, а,
как известно, плоскость вращения гироскопа не
изменяет своего положения в пространстве.
– Заставить качаться железный
груз в магнитном поле.
– Соорудить направляющую
конструкцию (две пластинки).
– Заставить качаться
металлический груз в статическом электрическом
поле (например, между двумя заряженными шарами).
– Точно настроить при запуске.
Как охладить воду в
бутылке?
– Положить бутылку в
холодильник.
– Положить (на) под лёд.
– Обернуть бутылку сырой
тряпкой и поместить в поток воздуха. При
испарении воды с поверхности тряпки последняя
будет охлаждаться, забирая тепло у бутылки с
водой.
– Обернуть бутылку сырой
тряпкой, поместить под колокол и откачать воздух.
Понизим тем самым давление, следовательно,
ускорим испарение.
– Поместить бутылку в сосуд с
более холодной водой, например, со льдом.
– Химически охладить.
Как соединить две пластины
из металла?
– Воспользоваться болтом и
гайкой.
– Воспользоваться заклёпками.
– Склеить.
– Спаять.
– Сварить. (Не все металлы
свариваются. – Ред.)
– Использовать точечную
электросварку.
– Зачистить и зашлифовать обе
соединяемые поверхности и плотно их прижать. (Так
осуществляют холодную сварку в космосе. – Ред.)
Как разогреть
металлический шар?
– Положить в печь.
– Ударить.
– Долго тереть.
– Продеформировать.
– Пропустить электрический
ток.
– Поместить в переменное
магнитное поле.
Как ускорить высыхание
сырой тряпки?
– Повесить на верёвке в сухом
тёплом помещении.
– Развернуть её максимально.
– Поместить в поток сухого
воздуха.
– Поместить между сухими
тряпками (газетами) и периодически их менять.
– Посыпать тряпку сухим
песком (опилками), периодически отряхивать и
посыпать снова новой порцией песка. Песок
впитывает в себя влагу.
– Поместить её вблизи мощного
источника высокочастотного электромагнитного
излучения. В результате действия токов Фуко
жидкость будет нагреваться.
Как убрать лишнюю часть
камня?
– Отколоть с помощью зубила и
молотка.
– Стереть.
– Разогреть камень и резко
остудить. В результате резкого перепада
температур из-за теплового расширения камень
треснет.
– Охладить и резко нагреть.
– Отпилить.
– Расплавить.
Как быстрее наполнить
ведро под дождём?
– Поставить ведро под сток у
крыши дома. Там вода собирается с большой
поверхности крыши.
– Поставить воронку над
ведром.
– Опустить в ведро одним
концом полотно ткани, другой её конец подвесить.
Вода будет стекать с ткани в ведро (увеличится
площадь, с которой собирается вода).
– Поставить ведро под углом 45°
к направлению падения капель. (Хуже будет. – Ред.)
– Поместить в центр ведра
несколько одноимённых зарядов. В результате
траектория движения капель изменится.
Как поднять уровень воды в
колене U-образной трубки относительно другого?
– Из одного колена откачать
воздух и закрыть это колено пробкой.
– В одно колено накачать
воздух и закрыть это колено пробкой.
– Налить в одно колено более
лёгкую жидкость (например керосин).
– Поместить перегородку
(поршень) между коленами и перемещать его,
например, на нитке.
– Использовать явление
осмоса.
Как заставить вагон,
скатываемый с сортировочной горки, проехать
большее расстояние по инерции?
– Подтолкнуть.
– Загрузить вагон.
– Смазать рельсы маслом, тем
самым уменьшив коэффициент трения.
– Охладить рельсы. В атмосфере
всегда есть пары воды, на охлаждённых рельсах
появится конденсат, который и уменьшит трение.
Как обеспечить присутствие
молекул воды на высоте 1 см выше поверхности воды
в сосуде?
– Опустить в воду фитиль.
Молекулы воды поднимутся по капиллярам.
– Бросить в воду лёд: он
плавает в воде, следовательно, можно подобрать
такой кусок, который будет возвышаться над
поверхностью на 1 см, а лёд – это тоже вода.
– Опустить губку. Вода, как и в
случае с фитилём, поднимется.
– Нагреть воду.
– Ничего не делать. Вода
испаряется при любой температуре, следовательно,
над поверхностью, на любой или почти любой
высоте, есть хотя бы одна молекула H2O.
Как осветить небольшое
пространство?
– Зажечь спичку (свечу, факел).
– Зажечь фонариком.
– Зажечь электрический
разряд.
– Возбудить люминесценцию.
– Возбудить свечение
Черенкова (свечение воды при прохождении через
неё частиц со скоростью выше скорости света в
воде).
Как ускорить закипание
жидкости в чайнике?
– Увеличить мощность
нагревателя.
– Налить в чайник не воду, а
более легко кипящую жидкость (например ацетон).
– Теплоизолировать чайник,
например, обернуть плотной тканью и ватным
одеялом.
– Поместить чайник в зону
пониженного давления.
– Постоянно стучать по
чайнику, тем самым перемешивая воду.
Как остановить ход
пружинных часов, не повредив их внешнюю оболочку?
– Не прикасаться к часам
длительное время – сами остановятся.
– Сильно тряхнуть, уронить,
ударить.
– Опустить в жидкость и
заморозить.
– Поместить в жидкий азот.
– Поместить в переменное
магнитное поле.
– Нагреть.
Как повысить скольжение ботинок по
льду?
Варианты ответов
– Полностью стереть протектор на
подошве.
– Сделать лёд ровным, гладким.
– Сделать поверхность льда влажной.
– Полить лёд маслом.
– Приделать к ботинкам полозья (чтобы
получились коньки).
________________________
Илья Андреевич Зырянов, студент 4-го
курса ВятГГУ, давал этот материал в 2005 г. на
уроках и внеклассных мероприятиях, проходя
педпрактику в школе № 5 (г. Слободской, Кировская
обл., руководитель – засл. учитель РФ Виктор
Иванович Елькин elkin52@yandex.ru
). Ученикам задачи очень нравились, они с
удовольствием их решали.