Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №9/2006
Предпрофильная подготовка в летнем научно-исследовательском лагере

О.В.ПОРОШИН,
МОУ лицей № 39, г. Озёрск, Челябинская обл.
licey39@mail.ru

Предпрофильная подготовка в летнем научно-исследовательском лагере

Профильное образование без предпрофильной подготовки малоэффективно. Под предпрофильной подготовкой я понимаю комплекс мероприятий, призванный, с одной стороны, сформировать у ребёнка целостное представление об изучаемых науках, их взаимосвязи и месте, занимаемом ими в нашем обществе, а с другой стороны, дающий ему возможность попробовать себя везде и в разных качествах (исследователь, учёный, инженер и т.д.), чтобы иметь реальное представление о своих возможностях, склонностях и пристрастиях.

Когда начинать предпрофильную подготовку? Я думаю, что эту работу следует проводить в первый год изучения предмета (для физики это 7-й класс). Первые впечатления – самые яркие, поэтому необходимо их закрепить, если они хорошие, или исправить, если они плохие.

В какое время и в какой форме её следует проводить, чтобы получить максимальный эффект? Здесь, я думаю, лучше всего подойдёт время летнего отдыха учеников. Ни в коем случае нельзя отказываться от этой работы в течение года, но если накануне нового учебного года организовать такой лагерь, где ребятам была бы дана возможность познакомиться поближе с учебными предметами, проявить и раскрыть себя в различных видах деятельности, то это могло бы дать объективный материал для анализа учителям-предметникам и стать хорошей стартовой площадкой для учеников.

Мы попытались воплотить все эти идеи в профильном отряде при городском школьном лагере в период первой смены. Чем были обусловлены время и место проведения лагеря? Первая смена – это июнь, т.е. период, когда ученики 7–8-х классов находятся в городе и никуда не уезжают. При этом в городские лагеря их не берут, потому что они большие, а в трудовые отряды не берут, потому что маленькие. Когда мы предложили родителям наших семиклассников занимать детей до обеда, то встретили полное одобрение. С другой стороны, июнь наиболее свободный для учителей месяц – они закончили экзаменационный марафон, но в отпуск ещё не ушли.

Почему именно городской лагерь? Наши дети каждый год ездят в различные выездные летние школы. Приезжают оттуда очень довольные и своими результатами, и качеством преподавания. Но эти школы рассчитаны на детей, изучающих предмет уже несколько лет (там в основном происходит углубление знаний, уже полученных на уроках). Кроме того, школы эти уже узко специализированы по предметам и поэтому вряд ли могут помочь с определением профиля. Но самый главный аргумент в пользу именно городского лагеря – здесь взаимодействуют и общаются именно те, кто будет работать вместе в будущем году. Учителя видят учеников в таких ситуациях, которые на уроке создать трудно или невозможно. Ученики общаются с учителями в дружественной и неформальной обстановке. Ребята общаются с одноклассниками в процессе совместной работы, что способствует укреплению коллектива. Всё вместе работает на будущее.

Основные принципы, на которых основывалась работа в нашем лагере:

– на занятиях ребята знакомятся с материалами, которые не изучались и не будут изучаться на уроках («за страницами учебника»), но могут способствовать более глубокому пониманию того, что уже изучено или будет изучаться. В прошлом году на занятиях по физике ребята знакомились с различными методами измерений, определения погрешностей и принципом плавания парусных судов. На занятиях по истории изучалась история развития
флота;

– по возможности занятия проводятся не в кабинете, а на улице, на природе, с привлечением наглядного природного материала. Так, занятия по физике в 2005 г. проходили на спортивной площадке, на берегу озера, в яхт-клубе и т.д.;

– одна и та же группа ребят обязательно посещает занятия по разным предметам;

– занятия строятся с учётом межпредметных связей (это просто сделать, если для разных предметов выбрать общую тему). Общей темой в 2005 г. была выбрана тема «Плавание судов»;

– занятия должны быть яркими, запоминающимися, чтобы их можно было просто вспомнить в течение года. Поэтому мы проводили экскурсии, ребята своими руками изготавливали приборы и модели, использовались компьютеры и видеотехника.

В лагере ученики должны познакомиться с такими формами учебной деятельности, с которыми они не сталкиваются на уроке (исследования, подготовка и защита доклада, оппонирование докладчику, работа с научной литературой, работа в библиотечном каталоге и т.д.). Это происходило при подготовке доклада, который каждый ребёнок должен был сделать, и его защите.

Так как мы проводили эксперимент, то набрали всего один отряд из семнадцати семиклассников. Хотелось бы сказать, что в итоге мы пришли к выводу, что в отряд и должно входить 10–15 детей, увеличение количества учащихся резко снижает эффективность работы.

В 2005 г. за работу лагеря отвечали два учителя-предметника: автор, учитель физики, и учитель истории Сергей Витальевич Кузнецов (поэтому лагерь получился физико-историческим). Психологическое сопровождение выполняла психолог лицея Ольга Фёдоровна Титченко, за что ей огромное спасибо, роль классного воспитателя исполняла Лидия Павловна Крылова.

В целом работа лагеря строилась следующим образом. Между завтраком и обедом (с 9.00 до 12.30) ребята слушали две лекции – по истории и по физике – на общую тему «Плавание судов». На занятиях по физике мы продолжали разбирать закон Архимеда применительно к проблемам кораблестроения и не только. Вот примеры тем: «Способы экспериментального определения плотности твёрдых и жидких тел», «Изготовление ареометра и определение с его помощью плотности газировки», «Эксперимент по выяснению условий, влияющих на плавучесть тел», «Механика движения парусных судов». Закончился этот цикл занятий проведением парусной регаты – ребята дома, самостоятельно, из подручных средств (пластиковых бутылок, бумаги, пластилина и т.д.) изготовили парусники, и мы провели с ними полдня на озере, устроив настоящие парусные гонки. Кроме того, были ещё разобраны такие темы: «Измерение физических величин и понятие погрешности» и «Физические основы времени». Важность этих тем для понимания физики (да и не только её) вряд ли кто-то оспорит.

На уроках истории дети параллельно слушали интереснейшие лекции по истории развития отечественного и зарубежного флотов. Кроме того, ребята сходили на экскурсии на Станцию юных техников, где проходила выставка моделей кораблей, и в яхт-клуб, где им показали не только устройство пусть маленьких, но настоящих, кораблей, но и ознакомили с процессом их изготовления.

В начале смены ребятам были предложены темы рефератов, из которых нужно было выбрать одну и в течение лагерной смены подготовить доклад:

  • структура календаря древних египтян (солнечный календарь);

  • структура мусульманского календаря (лунный календарь);

  • структура славянского календаря;

  • структура китайского календаря;

  • структура календаря древних майя;

  • структура календаря древних римлян;

  • классификация и история развития кораблей античности;

  • классификация и история развития кораблей древних славян и викингов;

  • классификация и история развития европейского парусного флота;

  • классификация и история развития парового флота;

  • военный флот России в Первой мировой войне;

  • военный флот Германии в Первой мировой войне;

  • военный флот Англии в Первой мировой войне;

  • военный флот России во Второй мировой войне;

  • военный флот Германии во Второй мировой войне;

  • военный флот Англии во Второй мировой войне;

  • классификация и история развития подводных лодок;

  • подводные лодки в Первой мировой войне;

  • подводные лодки во Второй мировой войне;

  • значение и вклад в науку Архимеда;

  • значение и вклад в науку Паскаля;

  • значение и вклад в науку Торричелли;

  • значение и вклад в науку Джоуля;

  • значение и вклад в науку Ленца;

  • значение и вклад в науку Вольты;

  • значение и вклад в науку Ампера;

  • значение и вклад в науку Кулона;

  • значение и вклад в науку Ома.

Защита докладов проходила в три последних дня смены. Идея защиты рефератов, предложенная нашим психологом Ольгой Фёдоровной, оказалась очень удачной. Во-первых, ребята перестали быть пассивными слушателями лекций, т.к. большинство тем касалось опять же мореплавания. Они задавали вопросы, консультировались, спрашивали совета, просили литературу. Во-вторых, выяснилось, что дети, абсолютно все, не знают, что такое научный доклад, что в него должно входить, как правильно его писать, не умеют работать с библиотечными каталогами и научной литературой, не умеют искать нужную информацию в интернете (научить их в течение учебного года ни у кого нет времени). А в лагере мы проводили с ребятами специальные занятия о том, как написать научный доклад, несколько раз водили их в городскую библиотеку, учили работать с фондами, организовали регулярные занятия в школьном компьютерном классе. В-третьих, подготовить доклад – это одно, а вот защитить его перед большой аудиторией – это другое. Здесь и умение выделить самое главное из написанного, и способность чётко сформулировать актуальность, цели и задачи своей работы, и способность красиво оформить презентацию своей работы на компьютере, ну и, наконец, просто совладать со своим волнением перед слушателями. В-четвёртых, оказывается, внимательно слушать, задавать вопросы, правильно и корректно оппонировать, тоже надо учиться. Ну и, наконец, одним из важнейших результатов было то, что ребята сами видели перед собой реальный итог своей работы, могли его сравнивать с другими работами и делать для себя какие-то выводы. Для нас же, учителей, наблюдение за работой ребят над рефератами, подготовка к защите и сама защита дали столько пищи для размышлений, показали ребят с таких неожиданных сторон, открыли такое количество направлений в работе, какое не даёт, наверное, даже многолетнее общение с учениками во время уроков.

После 5-минутного выступления оппонента, который заранее знакомился с докладом, 5 мин вопросы задавали зрители из зала. Затем задавали вопросы члены комиссии, в которую входили все работники лагеря и гости. Потом председатель комиссии оценивал доклад и давал рекомендации по дальнейшей работе. Таким образом, создавалась атмосфера серьёзной, взрослой работы. По окончании защит, запланированных на этот день, проводился «разбор полётов»: психолог работала с ребятами, защищавшимися в этот день, учителя готовили к докладам тех, кому ещё только предстояло выступать. Главной целью было научить ребят чётко и кратко формулировать свои мысли (актуальность темы), правильно планировать свою работу (цели и задачи). Самым же трудным оказалось объяснить, что защита доклада – это не его пересказ, а рассказ о нём.

В заключение хотелось бы сказать, что практически все цели, которые мы ставили перед собой, были достигнуты. Мы ожидаем положительного эффекта от пребывания в этом лагере в течение будущего учебного года (доклады на городской научной конференции школьников, работа с заинтересованной группой ребят на специализированных факультативах и т.д.). А т.к. я уже говорил, что такую форму работы целесообразнее проводить со своими детьми в своей школе, то я думаю, что наш опыт будет полезен многим.

.  .