Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №7/2006
Без физики армии создать нельзя. Танки

Е.П.СУХАНЬКОВА,
МОУ, СОШ № 12 им. Героя Советского Союза И.Н.Машкарина, г. Орёл
olga230@yandex.ru

Без физики армии
создать нельзя. Танки

Региональная экспериментальная площадка
«Информационные технологии в обучении в старших классах средней школы»

Этот физический вечер был проведён 16 февраля 2005 г. в честь 60-летия победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Такие вечера и конференции регулярно провожу по всем видам военной техники (авиация, флот, связь): исторические факты, технические данные, стихи, песни, фонограммы из альбома «40 лет Победы» фирмы «Мелодия». В приведённом ниже тексте перегружена историческая часть, но легче что-то вычеркнуть, чем искать по первоисточникам. Учащиеся 8–10-х классов выполняют исследовательские работы (с применением интерактивных технологий) с сентября по февраль, лучшие заслушиваются, остальные размещаются на выставке работ в кабинете физики.

Оформление: выставки книг о Великой Отечественной войне (выполнена с участием Л.П.Семакиной, городская библиотека им. А.С.Пушкина), творческих работ учащихся (рефераты, доклады, сочинения по физике), коллекций (открытки «Ордена и медали СССР», фотографии, марки, значки), плакатов, поделок учащихся (макеты карбюраторного и дизельного двигателей, определителя уровня топлива в бензобаке, мини-радиопередатчик, радиомаяк). На доске – строки из «Реквиема» Р.Рождественского:

Люди!

Покуда сердца

                стучатся, –

помните!

Какою

ценой

завоёвано счастье,

                пожалуйста,

                            помните!

Приглашены: участники ВОВ, сотрудник музея-диорамы «Орловская наступательная операция», племянник Героя Советского Союза танкиста И.Н.Машкарина, имя которого носит школа.

Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, диа- и мультимедиа-проекторы, компьютер, киноаппарат, видеокамера, видеокассеты «Т-34», «Т-40», кинофильм «Трактористы», слайд-фильм «Без физики армии создать нельзя. Т-34», компакт-диск «Огненная дуга» (разделы «Контрнаступление», «Освобождение Белгорода и Орла»), диафильм «Дизельный двигатель», плакаты («Брестская крепость-герой», «Дорога жизни», «Танки Курской битвы», «Битва за Москву», «Битва за Сталинград», «Курская битва», «Битва за Берлин», «60 лет Великой Победы»), оформленные учащимися газеты «Броня крепка», «Герои Великой Отечественной», «Учёные – фронту», «Крылья Победы», «Хроника развития техники военных лет», «Стрелковое оружие 1941–1945 гг.», кинофрагменты «Оборона Сталинграда», «Наступление Красной Армии летом и осенью 1943 г.», «Освобождение Польши», записи песен «Три танкиста», «Хотят ли русские войны?», танковая радиостанция «Север», поделки членов физического кружка, карточки викторины «Слагаемые Победы», таблицы баллов для жюри викторины и конкурса газет и плакатов, грамоты и дипломы для награждения победителей конкурсов, плакаты с изображением военной техники (из кабинета НВП), карты боевых операций ВОВ (из кабинета истории).

Танк Т-34

Танк Т-34 – боевая гусеничная бронированная машина. Основное оружие – пушка, вспомогательные пулемёты. Экипаж 3–6 человек, калибр пушки – от 105 мм, скорость более 60 км/ч, масса около 40 т, дальность хода на одной заправке до 500 км

Ход вечера

  • Ведущий. История человечества знала немало войн, больших и малых, внешних и внутренних. Подсчитано, что начиная с 3600 г. до н.э. и до нашего 2004 г. на Земле мирными были лишь 294 года из 5604! Но огненный смерч войны, обрушившийся на нашу страну в июне 1941 г., – самый грозный и страшный, он стал испытанием для всего советского народа. Президент АН СССР А.П.Александров вспоминает: «Великая Отечественная война для нас началась очень тяжело. Нам пришлось тогда перебазировать на восток многочисленные промышленные предприятия, все научные учреждения, пришлось всю научную работу направить в военное русло». О вкладе учёных-физиков в приближение Дня Победы над фашистами говорит такой факт: за выдающиеся научные работы в области оборонной техники в годы войны двадцати сотрудникам только одного МВТУ им. Н.Э.Баумана присуждены Государственные премии СССР. Свой вклад внесли в Победу и бойцы, и учёные, их на равных основаниях можно назвать солдатами минувшей войны.

Ученик 11-го класса Савин Валентин

Ученик 11-го класса Савин Валентин (ныне курсант Академии Федеральной службы охраны) изучает устройство переносной радиостанции времён ВОВ во время экскурсии в музей истории связи Дома офицеров Военного института правительственной связи

  • Фонограмма сообщения Совинформбюро «О боях под Москвой» (Ю.Левитан). Демонстрация кинофрагмента «Оборона Сталинграда». Доклады «Сталинградская битва», «Знаменитая „Тридцатьчетвёрка”» (Ю.Булгакова, 9-й кл.).

  • Декламация (стихотворение М.Борисова).

Всей душой, сознанием упрямым

Ощущал солдат в суровый миг,

Как к артиллерийским панорамам

Вместе с ним народ его приник.

«Тигры» и «Пантеры» дымокурят,

«Юнкерсы» подбитые чадят...

Никакой другой в такую бурю

Не сумел бы выстоять солдат.

Этот бой – он мера нашей силы.

И врагам вовеки не пройти

По дорогам, где сыны России

Прохоровкой встали на пути!

  • Доклад «Курская битва. Сражение под Прохоровкой» (Ю.Шевченко, 9-й кл.). Презентация «Без физики армии создать нельзя. Т-34».

С докладом выступает ученик 10-го класса Панкратов Сергей

С докладом выступает ученик 10-го класса Панкратов Сергей

  • Сообщение («Бой Т-34», Панкратов С., 10-й кл.). Во время одного из боёв в составе Третьей ударной армии, недалеко от Локни Псковской области (показывает по карте), танк Т-34 механика-водителя Александра Васильевича Смирнова был подбит. На буксире танк оттранспортировали в расположение наших войск для ремонта. Специалисты установили: требуется замена двигателя, но лишнего не было. Остаться без машины? Это невозможно! Вдруг Александр Васильевич вспомнил, что на нейтральной полосе стоит одна из наших «тридцатьчетвёрок».

– Разрешите узнать, в чём дело. Вероятно, танк можно завести, – обратился он к командиру.

– Действуйте, – ответил командир.

Надев маскировочный халат и взяв две гранаты, Александр Васильевич пополз к танку. Полз долго: фашисты часто простреливали «нейтралку», в воздух то и дело взмывали вражеские осветительные ракеты. Вот наконец и танк. Вокруг него множество воронок, пустые гильзы от снарядов. Люк механика-водителя оказался закрытым изнутри. Вход оставался один – через люк башни. Именно так А.В.Смирнов проник в кабину. Попытался включить освещение – не работало, наощупь стал проверять приборы. Вдруг раздались автоматные очереди и крики фашистов, послышались удары прикладами по броне. Оказывается, они тоже решили захватить танк. Вот уже враги забрались на башню, пытаются открыть люк, но не могут. Тогда они подогнали к машине свой танк-тягач и закрепили тросы для буксировки. Нависшая угроза заставила бешено работать мысль, и Александра Васильевича осенило: а что, если попытаться завести танк с ходу? Взревел мотор фашистского тягача, «Тридцатьчетвёрка» медленно тронулась с места.

– Чувствую, мой танк пошёл под уклон, – вспоминает А.В.Смирнов. – Включаю задний ход, отпускаю сцепление. Мотор несколько раз провернулся, но не завёлся. Не отчаиваюсь, предпринимаю вторую попытку, на этот раз мотор заработал чётко. Трос натянулся, словно струна, на какое-то мгновение два танка остановились, замерли в противоборстве. Из-под их гусениц вместе с землёй вылетали снопы искр... Но вот, как бы нехотя, благодаря большей мощности советского танка вражеский медленно пополз назад. Фашистские водители поспешно покинули свою машину. А.В.Смирнов доставил в расположение наших войск и свой танк, и вражеский. За этот подвиг он был удостоен высокой награды Родины – ордена Отечественной войны II степени.

  • Ведущий. Война явилась труднейшей проверкой духовных, физических и творческих сил всего советского народа, каждого человека. И поколение наших отцов и дедов с честью выдержало суровые испытания... Закалённые в боях, познавшие горечь отступлений и радость побед, они сокрушали врага под Курском и Орлом, на Днепре и в Сталинграде, в лесах Белоруссии и на полях Прибалтики. Советский солдат, очистив от врага родную землю, прошёл как освободитель стран Восточной и Юго-Восточной Европы. Свыше 7 млн воинов армии и флота были удостоены правительственных наград, 11 тысяч – звания Героя Советского Союза, 104 удостоены этого звания дважды. Наши солдаты побеждали не только храбростью и упорством, но и высоким воинским мастерством, знанием сложной военной техники. Ведь победить может только тот, кто любит своё оружие, в совершенстве им владеет и умеет применить его в любой, самой сложной боевой обстановке. Звание Героя Советского Союза было присвоено танкисту Ивану Николаевичу Машкарину, имя которого носит наша школа. Слово предоставляется его внучатому племяннику Александру Евгеньевичу Машкарину, который тоже посвятил свою судьбу армии.

  • А.Е.Машкарин. Иван Николаевич родился в деревне Бутово Урицкого района. В 1941 г. ему исполнилось 20 лет, к этому времени он уже 2 года служил в армии, а перед самым началом Великой Отечественной войны успешно окончил Орловское танковое училище. 22 июня в 4 ч утра без объявления войны фашистская Германия начала бомбить территорию Украины и Белоруссии, двинула полчища к пограничному городу-крепости Бресту, перешла границу и вторглась на территорию нашего государства, встретив ожесточённое сопротивление советских людей. Иван Николаевич был назначен командиром танкового батальона на Южном фронте. Всего этот волевой и бесстрашный командир принял участие в 140 сражениях с противником: защищал Украину, сражался под Ржевом и Орлом, практически на всех фронтах – Юго-Западном, Западном, Центральном, 4-м Украинском. Первым он крушил оборону противника и на танке врывался в освобождённые города, прокладывая путь пехоте, ведя за собой свой ударный батальон. В конце 1943 г. в результате наступательных операций на Украине наши войска вышли к Каркинитскому заливу и Сивашу. Перед форсированием Сиваша, как и всегда, командир провёл беседы с экипажем каждого танка, воодушевляя воинов. Танкисты верили майору Машкарину – о его мужестве и храбрости свидетельствовали высокие правительственные награды: ордена Ленина, Красного Знамени, Богдана Хмельницкого, Красной Звезды. Батальон успешно форсировал Сиваш и сосредоточился на указанных позициях. Упорно продвигаясь вперёд и отбивая контратаки, наши войска подступали к вражеским позициям, стремительной атакой боевые машины Машкарина прорывали оборону. Как всегда, впереди был танк командира. Он уничтожил в этой схватке шесть вражеских пушек, четыре пулемёта, два миномёта. 11 апреля 1944 г. отважный воин погиб на крымской земле. Предлагаю почтить память Ивана Николаевича Машкарина и память всех советских воинов, отдавших свои жизни ради мира и счастья будущих поколений, минутой молчания. Прошу всех встать... Прошу садиться. В первых числах мая 1944 г. командир танковой бригады представил майора Ивана Николаевича Машкарина к награде: «За мужество и отвагу, проявленные в боях против немецких захватчиков, за личную храбрость майор товарищ Машкарин достоин высшей правительственной награды – присвоения звания Героя Советского Союза»*. (*Архив МО СССР, Ф. 33, оп. 793756, д. 30, л. 280.)

  • Ведущий. Школьники вашей школы чтят память Ивана Николаевича: на школе установлена мемориальная доска, 11 апреля в вестибюле у портрета героя несёт службу Почётный караул, об отважном командире рассказывают экспозиции школьного музея, у истоков которого стояли наш учитель географии, ветеран ВОВ Н.И.Карташов, пионервожатая М.М.Ретровская и глава первого ученического Совета музея Л.П.Кузнецова.

  • Демонстрация кинофрагмента «Наступление Красной армии летом и осенью 1943 г.».

  • Декламация («Рассказ танкиста» А.Твардовского).

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,

Из тех, что главарями у детей,

Из тех, что в городишках прифронтовых

Встречают нас, как дорогих гостей,

Машину обступают на стоянках.

Таскать им воду вёдрами – не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют...

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит – не выглянуть из башен, –

И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился, – столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

– Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушки. Я разведал...

Я подползал, они вон там, в саду...

– Да где же, где?.. – А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. – Влезай сюда, дружище! –

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка – мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырём.

Подъехали. – Вот здесь. – И с разворота

Заходим в тыл и полный газ даём.

И эту пушку, заодно с расчётом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душили гарь и копоть:

От дома к дому шёл большой пожар,

И, помню, я сказал: – Спасибо, хлопец! –

И руку, как товарищу, пожал...

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.

  • Выступление ветерана ВОВ Н.М.Весёлкина. Ученица Е.Салихова исполняет песню «Три танкиста».

Ведущий («Первый салют» А.Твардовского).

В привычных сумерках суровых

Полночным залпам торжества,

Рукоплеща победе новой

Внимала матушка-Москва!

И говор праздничный орудий

В сердцах взволнованных людей

Был отголоском грозных буден,

Был громом наших батарей!

И каждый дом и переулок,

И каждым камнем вся Москва

Распознавала в этих гулах

Орёл и Белгород слова!

  • Просмотр фрагментов фильмов «Трактористы», «Танк Т-34».

  • Ведущий. С 1942 г. у нас впервые начали формироваться танковые армии из 2–3 танковых корпусов, отдельной танковой бригады, нескольких стрелковых дивизий. Такая армия имела до 50 тыс. человек личного состава, до тысячи танков и самоходных артиллерийских установок (САУ), до 800 орудий и миномётов, более 5 тыс. автомобилей. К январю 1945 г. в Красной Армии насчитывалось около 14 тыс. тяжёлых, средних и лёгких танков и САУ.

Михаил Ильич Кошкин

Памятник-танк Михаилу Ильичу Кошкину

Памятник-танк Михаилу Ильичу Кошкину – конструктору танка Т-34 и героям-танкистам Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. от благодарных потомков-земляков

Оружие нашей победы на берлинской улице

Оружие нашей победы на берлинской улице: слева тяжёлый танк ИС-2, за ним артиллерийская установка ИСУ-152, по центру – Т-34, чуть ближе – тягач «Сталинец-2» буксирует гаубицу, на переднем плане – танк ИС

Советские танки были лучшими бронемашинами Второй мировой войны. Они внесли решающий вклад в успех всех крупных сражений. Обладая высокой манёвренностью и ударной силой, они взламывали вражескую оборону, вели стремительное наступление, рассекали и окружали группировки противника, с ходу громили его резервы. Так было в битве под Сталинградом и в сражениях на Курской дуге, в правобережной Украине и Белоруссии, в операциях на Висле и Одере, в битве за Берлин и при освобождении Праги. Советские танкисты явили миру примеры храбрости и геройства. Символом их вечной славы возвышаются многочисленные танки-памятники и на Орловщине. в Орле, у памятника-танка в сквере Танкистов, действует Пост № 1, рядом с которым в Почётном карауле несли службу учащиеся нашей школы: Савин Валентин, Царёв Михаил, Старцев Дмитрий, Костяков Александр, Наумов Владимир, Матвеева Дарья, ставшие впоследствии курсантами Военного института правительственной связи, Широпятов Александр – ныне студент Московского высшего военного училища радиоэлектроники космических войск. Имя дважды Героя Советского Союза, нашего земляка, генерал-полковника танковых войск Д.А.Драгунского известно далеко за пределами Родины. Одним из создателей прославленного танка Т-34 был наш земляк из г. Бежицы Орловской (ныне – Брянской) области генерал-майор инженерно-танковых войск, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Государственных премий Александр Александрович Морозов.

Танк (от лат. tankцистерна, бак) представляет собой боевую гусеничную, полностью бронированную самоходную машину. Один из первых в мире проектов такой машины был разработан в 1911 г. инженером В.Д.Менделеевым – сыном знаменитого учёного Д.И.Менделеева. В 1915 г. наш соотечественник А.А.Пороховщиков построил первый в мире танк «Вездеход», который имел длину 3,6 м, ширину 2 м и высоту (без башни) 1,5 м, обтекаемый корпус с бронёй толщиной 8 мм, был вооружён пулемётом. В качестве силовой установки использовался карбюраторный двигатель мощностью 14,7 кВт. Масса «Вездехода» составляла 4 т, он успешно прошёл испытания, однако царское правительство не сочло нужным развивать танкостроение. Производство отечественных танков началось в 1917 г., после революции, на заводе «Красное Сормово». Сормовские танки не уступали зарубежным: масса 7 т, толщина брони 8–16 мм, скорость 9 км/ч при запасе хода 60 км. двигатели мощностью 25 кВт поставлял Московский завод АМО (ныне автозавод им. И.А.Лихачёва). Гусеничный движитель обеспечивал давление на грунт 40 000 Па, что примерно лишь в два раза больше давления человека на грунт и в три раза меньше давления передних колёс легкового автомобиля. Танк был вооружён 37-мм пушкой и спаренным с ней пулемётом. (Заметим, что на зарубежных танках спаренное вооружение появилось лишь через 6 лет.) Вскоре для советских танков был разработан быстроходный дизельный 12-цилиндровый двигатель мощностью около 300 кВт со скоростью вращения коленчатого вала 1700 об/мин. Этот двигатель не имел сложной системы зажигания, не «капризничал», устойчиво работал на малых оборотах и при этом обеспечивал хорошую тягу. Поскольку танк работал на низкосортном топливе (керосин), он был на 36% экономичнее карбюраторного при меньшей пожароопасности. Благодаря этому запас топлива можно было увеличить до 1500 л, что обеспечило запас хода на одной заправке до 500 км.

  • Сообщение (по ходу просмотра диафильма «Дизельный двигатель», Романичева О., 10-й кл.). Двигатель – это сердце танка. В первом конкурсе на создание танков, объявленном в 1919 г., оговаривалось условие: двигатель должен работать на тяжёлом топливе. Это было принципиальным новшеством. Первый в мире двигатель на керосине был построен в России в 1889 г. Е.А.Яковлевым. Этот двигатель имел зажигание от калильной трубки и выпускался серийно на заводе, основанном изобретателем. В 1892 г. на Петербургском механическом заводе Э.Нобеля (ныне завод «Русский дизель») впервые в мире был создан двигатель с внутренним смесообразованием, известный ныне как дизельный двигатель, или просто дизель. Интересно, что свой вариант двигателя с воспламенением от сжатия сам Р.Дизель продемонстрировал впервые в 1897 г., т.е. на 8 лет позже. В научных журналах того времени (см., например, русский журнал «Теплоход» за 1911 г.) шла полемика о правомочности присвоения имени Дизеля уже давно известному и серийно выпускаемому типу двигателя. Двигатели Петербургского механического завода отличались исключительной надёжностью и долговечностью. Первый в мире дизельный теплоход был сделан в России – «Вандал» (1903 г.), второй – «Сармат» (1904 г.) – с двигателями той же фирмы проработал до конца ВОВ, перевозя военные грузы между Ленинградом и Кронштадтом.

На том же заводе Э.Нобеля в 1911 г. начали выпускать V-образный двигатель на тяжёлом топливе, который представлял собой, даже с современной точки зрения, весьма совершенную конструкцию. Он был выполнен из стали, бронзы и алюминия и при массе 2 т развивал мощность 200 л.с. Разработка быстроходных дизельных двигателей для транспортных целей в 30-е гг. стала возможной благодаря тому, что ещё перед Первой мировой войной в некоторых вузах были организованы кафедры, готовившие специалистов по ДВС. Большой вклад в двигателестроение внесли сотрудники МВТУ. Проф. В.И.Гриневецкий, впоследствии ректор МВТУ, в 1907 г., на два десятилетия опередив учёных ведущих промышленных стран, опубликовал книгу о методике расчёта рабочих циклов двигателей внутреннего сгорания. Учеником школы В.И.Гриневецкого проф. Н.Р.Бриллингом в 1918 г. был организован Научный автомоторный институт (НАМИ), ставший родоначальником нескольких НИИ в области двигателестроения (НАТИ, ЦИАМ). В стенах этих институтов родились опытные образцы двигателей, с успехом применявшихся затем в авиа-, танко- и судостроении. К концу 20-х гг. в НАМИ были заложены научно-технические предпосылки для создания танковых двигателей. Конструкторские разработки в этом направлении начались уже в НАТИ в 1931 г. Создание двигателя было поручено главному конструктору отдела двигателей тяжёлого топлива А.В.Дьячкову. В короткие сроки, уже к 1932 г., были выпущены рабочие чертежи двигателя марки Д-300, и переданы для изготовления по ним опытных образцов на Харьковский паровозостроительный завод. При массе 1200 кг короткоходный V-образный 12-цилиндровый двигатель без наддува имел мощность 300 л.с., а по габаритам не должен был уступать тогдашним авиационным. Освоение двигателя со столь высокими характеристиками представляло в то время большие трудности, и работы на XПЗ затягивались. Они были переданы на Ленинградский опытный завод им. С.М.Кирова, и в 1935 г. был изготовлен один экземпляр. Его установили на танк БТ-5 и испытывали в течение года. Испытания прошли успешно, и танк с новым двигателем был показан наркому Г.К.Орджоникидзе. Опыт создания лёгких быстроходных авиационных двигателей с высокой культурой проектирования и производства был использован при постройке на ХПЗ более мощного варианта танкового двигателя БД-2 (400 л.с.). В его разработке приняли участие К.Ф.Челпан, Т.П.Чупахин, И.Я.Трашутин и др. В конце 1933 г. опытный образец был установлен для испытаний на танк БТ-5, и ещё несколько лет шли работы по повышению надёжности узлов, увеличению ресурса. В 1939 г. двигатель под маркой В-2 конструкции Т.П.Чупахина и Я.Е.Вихмана был запущен в серийное производство. Он и более мощные (600 л.с.) модификации устанавливались на танк БТ-7М, а также на все танки Т-34, КВ, ИС и самоходные орудия на их базе. Двигатели этого типа ставились на подавляющее большинство танков и САУ со всеми вытекающими отсюда выгодами производства и ремонта в военной обстановке – двигатели на машинах разного типа легко было заменять. Двигатель В-2 намного опередил своё время. Конструкция оказалась настолько удачной, что его модификации выпускаются до сих пор.

Дизельный V-образный двигатель завода Э.Нобеля

Дизельный V-образный двигатель завода Э.Нобеля (1911 г.). По техническим характеристикам он и сейчас почти не отстал от современных: компоновка, литровая мощность, отношение хода поршня к его диаметру, обороты, масса. Эти двигатели отличались исключительной надёжностью и долговечностью

Несмотря на все усилия, германским конструкторам не удалось поставить дизели на свои танки. Предпринимались попытки даже копировать В-2, но разгадать русскую технологию немцы не сумели. Дальность хода на одной заправке танка ИС составляла 220 км, а «Королевского тигра» – всего 120 км. Несравнимо большей была пожароопасность немецких танков. У части «Тигров» отсутствовали пулемёты, что делало их беспомощными перед пехотой в ближнем бою.

Вместе с конструкторами и учёными-физиками Победу ковали рабочие и инженеры танковых заводов, металлурги. В течение войны было сделано 102 500 танков и САУ, т.е. почти вдвое больше, чем в Германии. Что немаловажно, в условиях военного времени, танк Т-34 был приспособлен к массовому конвейерному производству и к быстрому ремонту в полевых условиях.

Германия же не смогла выработать единой политики развития бронетанковой техники, результатом чего явилось создание многочисленных (около 230) образцов танков и самоходных орудий. Постоянные замены одной неудачной конструкции на другую, разнотипность двигателей приводили к неоправданному распылению сил и в конечном итоге послужили причиной кризиса в танковом вооружении.

Прочно заняв в период Великой Отечественной войны лидирующее место, советское танкостроение оказало определяющее влияние на развитие мирового танкостроения и сохраняет его до сих пор. Например, современный танк Т-72 вооружён 125-мм пушкой, спаренными с ней 7,62-мм пулемётом и зенитным 12,7-мм пулемётом, оборудован приборами ночного видения для вождения и стрельбы. В отличие от танков Второй мировой войны он может вести стрельбу с закрытых огневых позиций. Двигатель мощностью 780 л.с. способен обеспечить машине массой 41 т скорость 60 км/ч и возможность преодолевать водные препятствия по дну. Пушка заряжается автоматически, что позволило сократить экипаж танка до трёх человек.

  • Просмотр компакт-диска «Огненная дуга» (раздел «Контрнаступление»).

  • Сообщение («Ковавшие броню», Свиридов А., 10-й кл.). 11 июля 1946 г., накануне третьей годовщины величайшего в истории танкового сражения под Прохоровкой, произошедшего
    12 июля 1943 г., Президиум Верховного Совета СССР своим Указом установил ежегодный праздник – День танкиста, – который празднуется во второе воскресенье сентября. Этим актом советское государство отметило заслуги бронетанковых и механизированных войск в ВОВ. Руководство СССР ещё до войны уделяло огромное внимание развитию этих видов войск, понимая, что в предстоящей войне (а её неотвратимость была ясна всем) танки должны сыграть огромную роль. Поэтому строились новые танковые заводы, оборонная промышленность без промедления осваивала новые типы танков. Только за полтора года – с января 1940 по июнь 1941 гг. – численность личного состава этих войск возросла в 7,4 раза. К сожалению, несмотря на мобилизацию всех сил и ресурсов, к началу войны с Германией нашей стране не удалось оснастить Красную армию необходимым количеством современных боевых машин: доля новых типов танков составляла лишь 18,2%. Не хватало техники для обеспечения боевой эффективности танков: артиллерии, автотранспорта, тракторов. Преобладали лёгкие машины – Т-37, Т-38, Т-40, Т-26.

Но уже были созданы и освоены в массовом производстве танки новых типов, таких, как лучший средний танк Второй мировой Т-34 (КБ М.И.Кошкина), тяжёлый танк КВ – «Климент Ворошилов» (КБ Ж.Я.Котина, ведущий конструктор Н.Л.Духов). В 1940 г. на танковых заводах (директора Ю.Е.Максарёв и И.М.Зальцман) было выпущено 358 тяжёлых и средних танков новых типов, в первом полугодии 1941 г. – 393 танка КВ и 1110 танков Т-34, летом 1941 г. начался серийный выпуск Т-34 на Сталинградском тракторном заводе, в октябре 1941 г. начал производство КВ-1 и танковых дизелей В-2 уральский Кировский завод «Танкоград», в конце 1941 г. создал первую танковую колонну Т-34 Уральский вагоностроительный завод, боевые машины уходили громить немецких фашистов на подступах к Москве с конвейеров Горьковского автомобильного завода. Всего в период 1941–1945 гг. советская промышленность выпустила около 103 тыс. танков, что более чем в два раза превысило объём производства германской танковой промышленности за тот же период. Не надо забывать, что на Германию работала промышленность почти всей Европы.

Советские танкисты в боях демонстрировали образцы мужества и героизма. Танковые армии и соединения сыграли огромную роль в разгроме врага в Сталинградской и особенно в Курской битвах, в операциях по освобождению Правобережной Украины, в Белорусской, Ясско-Кишинёвской, Висло-Одерской, Берлинской, Пражской, а позже в Маньчжурской наступательных операциях.

Прохоровка – районный центр Белгородской области

Прохоровка – районный центр Белгородской области. 12 июля 1943 г. в ходе Курской битвы здесь произошло самое крупное танковое сражение Великой Отечественной войны. В ознаменование победы Красной армии в Прохоровском сражении ежегодно отмечается всероссийский День танкиста. В ходе Курского сражения (5 июля–23 августа) советские войска разгромили до тридцати немецких дивизий и освободили города Орёл (5 августа), Белгород (5 августа) и Харьков (23 августа). В ознаменование этой победы в Москве был дан первый за годы Великой Отечественной войны салют двенадцатью артиллерийскими залпами из ста двадцати орудий

Но первое крупное танковое встречное сражение произошло ещё в 1941 г. под Дубно–Луцком–Ровно, где с 23 июня с целью ликвидации угрозы глубокого прорыва танковых групп немецких захватчиков и разгрома ударной группировки противника командование Юго-Западного фронта организовало контрудар. Хотя танковая группа противника не была разгромлена, немецкое командование вместо наступления на Киев было вынуждено повернуть основные силы для отражения контрудара и преждевременно использовать свои резервы. Танковые соединения противника были задержаны до конца июня на рубеже Ровно–Дубно и понесли тяжёлые потери. Было выиграно время для подготовки к обороне Киева и для отвода находившихся под угрозой окружения главных сил Юго-Западного фронта в Львовском выступе. Командовали этой операцией генерал-полковник М.П.Кирпонос и генерал армии Г.К.Жуков.

Славную страницу в историю Великой Победы советского народа вписали танкисты в боях на Орловско-Курской дуге. В 1943 г. с 5 июля по 23 августа в районе Орловско-Курского выступа были проведены оборонительная (5–12 июля) и наступательная (12 июля–23 августа) операции по срыву крупного наступления немецко-фашистских войск и разгрому стратегической группировки противника.

В районе Курска и Орла противник сосредоточил огромные силы: 16 танковых и моторизованных дивизий, 4-ю танковую армию, что составляло около 70% танковых и до 30% моторизованных дивизий, действовавших на Восточном фронте. Кроме того, на флангах ударных группировок действовало около 20 дивизий. Всего в составе ударных группировок противника насчитывалось 900 тыс. человек, около 10 тыс. орудий и миномётов, до 2700 танков, около 1050 самолётов. Важное место отводилось новой боевой технике – танкам «Тигр» и «Пантера», штурмовым орудиям и самолётам.

Немецким войскам противостояли свыше 19 тыс. орудий и миномётов, 3444 танка и САУ, 2172 самолёта, 1336 тыс. бойцов и командиров. Кульминацией Курской битвы по праву считается крупнейшее в истории встречное танковое сражение под Прохоровкой, в котором с обеих сторон участвовало до 1200 танков и самоходных орудий. Воины 5-й гвардейской танковой армии под командованием генерала П.А.Ротмистрова, а также 5-й гвардейской армии остановили под Прохоровкой наступление немецких танков. Фашисты в этом сражении потеряли до 400 танков и свыше 10 тыс. солдат и офицеров. 12 июля 1943 г. наступил новый этап Курской битвы – контрнаступление советских войск. Под Курском было разгромлено 30 дивизий противника, в том числе 7 танковых (1600 танков), вермахт потерял свыше 500 тыс. солдат и офицеров, 3000 орудий. В этой битве окончательно потерпела крах его наступательная стратегия.

Активное участие советские танковые войска принимали в Белорусской стратегической операции. К 22 июня 1944 г. Белорусский фронт протяжённостью свыше 1100 км проходил по линии восточнее Витебска, Орши, Могилёва, по реке Припять, образуя огромный выступ, обращённый своей вершиной на восток. Обороняла этот выступ группа армий «Центр», насчитывающая в своём составе 63 дивизии и 3 бригады: 1,2 млн человек, 9,5 тыс. орудий и миномётов, 900 танков, 1350 самолётов. Для разгрома противника были привлечены четыре фронта: 1-й Прибалтийский (командующий – генерал армии И.Х.Баграмян), 1-й Белорусский (командующий – маршал Советского Союза К.К.Рокоссовский), 2-й Белорусский (генерал армии Г.Ф.Захаров), 3-й Белорусский (генерал армии И.Д.Черняховский). Четыре фронта объединяли 20 общевойсковых и 2 танковые армии (всего 166 дивизий, 12 танковых и механизированных корпусов, 21 бригада). В операции участвовали 2,4 млн человек, 5200 танков, 5300 самолётов. Координацию действий фронтов осуществляли представители Ставки ВГК маршалы Г.К.Жуков и А.М.Василевский. Особенно яркой страницей Белорусской операции стало освобождение столицы Белоруссии г. Минска. И здесь главная заслуга по праву принадлежит танкистам. К вечеру 2 июля танковые бригады 2-го гвардейского Тацинского танкового корпуса вплотную подошли к Минску, но с ходу штурмовать город не смогли, т.к. в этот день части с боями прошли 100 км. Сигнал к атаке был дан в 2.30 ночи 3 июля. Корпус пошёл в наступление на Минск. Примерно в 5 ч утра танковые подразделения ворвались в город, стремительно атаковали противника на окраинах и, сломив его сопротивление, устремились к центру. К 9 ч утра танкисты полностью овладели обстановкой в городе.

С освобождением Минска открывался кратчайший путь на Берлин, путь к окончанию жестокой кровавой войны. Поэтому с таким мужеством, с такой решимостью воины шли на врага, проявляя героизм и самопожертвование. Советские танковые войска принимали активное участие в Берлинской стратегической наступательной операции 16 апреля–8 мая 1945 г., которая проводилась в три этапа. 16–19 апреля, продвинувшись в глубь полосы обороны противника на 2 км, пехота и танки встретили сильное сопротивление врага. Пришлось последовательно вскрывать несколько эшелонов обороны противника. На основных участках у Зееловских высот войскам 8-й гвардейской армии во взаимодействии с 1-й гвардейской танковой армией оборону удалось преодолеть лишь 17 апреля, а к исходу 19 апреля был завершён прорыв третьей полосы одерского рубежа. На втором этапе операции (19–25 апреля) проводилось окружение войск противника, и 21 апреля танки 3-й ударной армии и 2-й гвардейской танковой армии ворвались на окраины Берлина, где вели бои совместно с общевойсковыми армиями. За два дня, 19 и 20 апреля, 3-я и 4-я гвардейские танковые армии продвинулись на 95 км. 24 апреля 1945 г. войска танковых армии 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов встретились юго-восточнее Берлина, завершив окружение франкфуртско-губенской группировки противника, а 25 апреля была окружена вся берлинская группировка. Третий этап операции (26 апреля–8 мая) включал в себя уничтожение окружённых группировок и взятие Берлина. И вновь самое активное участие в окончательном разгроме противника принимали советские танкисты, действуя в составе общевойсковых соединений и в составе танковых корпусов и армий.

Завершили свои боевые действия в ходе Великой Отечественной войны танкисты на земле Чехословакии, сыграв огромную роль в стратегической наступательной операции по освобождению страны и спасению от гибели её столицы, Праги, которая была заминирована фашистами. Благодаря стремительному танковому броску, мужеству и героизму советских солдат за пять дней Чехословакия была освобождена, спасена её столица, в которой утром 5 мая вспыхнуло народное восстание против фашистских оккупантов.

  • Просмотр компакт-диска «Огненная дуга» (раздел «Освобождение Белгорода и Орла»). Демонстрация фрагмента «Работа дизельного двигателя» на компьютере: образовательная коллекция «1С. Репетитор» (ЗАО «1С») и «Открытая физика 1.1» («Физикон», под ред. проф. МФТИ С.М.Козела). Демонстрационный эксперимент «Работа двигателя внутреннего сгорания».

Работа газов в цилиндре двигателя

Примечание. Опыт проводит только учитель, причём на расстоянии нескольких метров от учащихся, т.к. при неправильном подборе количества бензина цилиндр может воспламениться, поэтому опыт требует тщательной подготовки. Рядом – песок, другие средства безопасности, имеющиеся в кабинете. Поршень может вылететь на высоту 3–5 м.

  • Ведущий. Победа ковалась не только на фронте, но и в тылу. Каждый понимал, что она зависит и от него лично. Если бы не удалось вывезти станки с территорий, быстро занимаемых врагом, не запустить их практически немедленно на новом месте, армии не хватило бы оружия. До последнего часа предприятия, намеченные к эвакуации, выпускали продукцию, а потом начинался демонтаж, шла погрузка в вагоны. Техническое оборудование завода «Запорожсталь», его уникальный, самый мощный в мире, прокатный стан грузили в эшелоны на левом берегу Днепра, когда на правом уже были фашисты. До самой послед-ней минуты на этом заводе выпускали продукцию для фронта. Агрегаты Зуевской ГРЭС в Донбассе пришлось демонтировать уже при угрозе захвата прорвавшимися немецкими войсками. Под агрегаты была уже заложена взрывчатка – на случай, если бы не успели их вывезти. Более 1500 крупных, преимущественно военных, заводов было эвакуировано в восточные районы страны с июля по ноябрь 1941 г.! Из прифронтовой полосы железнодорожные составы шли друг за другом зачастую с промежутками в несколько сотен метров под вражеским обстрелом и бомбёжкой. За четыре месяца эвакуации враг совершил более 6000 налётов на железные дороги. Вот в каких невероятных условиях рабочие спасали свои заводы. Учёные и рабочие героически трудились и на новых местах. Авиационный завод, оказавшийся в прифронотовой полосе и эвакуированный в Поволжье, выпустил первый истребитель на 14-й день после того, как прибыли эшелоны с оборудованием. Без крыш, без стен, только бетонные фундаменты под станками – так выглядели цеха этого завода. Кировский завод из Ленинграда и дизельный завод из Харькова разместились в строящихся цехах Челябинского тракторного завода. Этот объединённый мощный танковый завод назвали «Танкоградом». В 1941–1945 гг. эвакуированные промышленные предприятия выпустили свыше 102 тыс. танков и самоходных орудий, 352 тыс. миномётов, 482 тыс. орудий, более 112 тыс. боевых самолётов, почти 1,5 млн ручных и станковых пулемётов!

  • Просмотр кинофрагмента «Освобождение Польши».

  • Сообщение («Т-34 против “Тигра”»). К 1943 г. танк Т-34 стал самым массовым в войсках. Его конструкция непрерывно отрабатывалась и улучшалась: упростили броневой корпус, сделали его более прочным, четырёхступенчатую коробку передач заменили на пятиступенчатую, повысившую тягу машины, была расширена обзорность из танка за счёт установки специальной командирской башенки, значительно усовершенствованы и многие другие узлы машины. На базе Т-34 начался выпуск самоходных артиллерийских установок СУ-122, вооружённых 122-мм гаубицей, несколько позже – СУ-85, в 1944 г. – СУ-100 (соответственно с пушками калибра 85 мм на основе зенитного орудия и 100 мм на базе морского орудия). К этому надо прибавить начавшую поступать в войска грозную 57-мм противотанковую пушку ЗИС-2, а также эффективные бронебойные снаряды для танковой и противотанковой артиллерии. Вот такое оружие ждало «Тигры» и «Пантеры» под Белгородом, Курском и Орлом летом и осенью 1943 г. Исход Курской битвы всем хорошо известен. Видя превосходство советских танков, фашистская Германия увеличила производство своих самоходных установок, однако они не могли сравниться с Т-34. По-прежнему сохранялось его огневое превосходство над противником, а усиление брони немецких танков (с 30 до 50 мм), не спасая от огня, ухудшило их подвижность и проходимость. Вся выпущенная Германией бронетанковая техника второго периода ВОВ отличалась мощной бронёй, но качество её было невысоким, т.к. металлургические заводы не имели нужных легирующих добавок, которые в мирное время ввозились из-за границы. Лобовая броня 70-т серийного самого мощного немецкого танка «Королевский тигр» была хрупкой и раскалывалась иногда даже при попадании осколочно-фугасного снаряда большого калибра. Для сравнения заметим, что самый мощный советский тяжёлый танк ИС-2 был примерно равен по массе «Пантере», хотя имел более крупнокалиберную пушку (122-мм). К концу войны Т-34 и ИС-2, а также самоходные орудия калибром до 152 мм, построенные на их базе, по-прежнему имели огневое превосходство над противником, хотя «Тигры» и «Пантеры» обзавелись новыми, более мощными пушками.

Танковые битвы Великой Отечественной войны были выиграны не только на поле боя, но и за чертёжными досками, и за станками в цехах заводов. Танк – это совокупность вооружения, брони и двигателя. Только правильное сочетание всех трёх элементов делает машину боеспособной. Известно много примеров, когда преобладание того или иного качества в ущерб другим сводило на нет ценность танка в бою.

Первое слагаемое – танковые и противотанковые пушки. Традиции мощного пушечного вооружения броневых сил восходят к броневикам периода Первой мировой войны: в 1914 г. броневики русской армии были вооружены пушкой, созданной на базе отличного 76-мм дивизионного орудия Путиловского завода (образца 1902 г.) – знаменитой «Трёхдюймовки». В 1932 г. Артиллерийское управление Наркомата обороны дало задание на разработку новых дивизионных пушек, пригодных в том числе для противодействия танкам. Одновременно начались работы над специальными танковыми пушками. Они во многом совпадали с принятыми на вооружение дивизионными пушками, что в условиях военного времени упрощало ремонт. Тогда же приступили к проектированию более мощных 85-мм танковых пушек и к переходу на калибры 107 мм и 122 мм.

Танки Т-34 первых выпусков были вооружены 76-мм пушкой конструкции В.Г.Грабина, имевшей довольно высокую начальную скорость снаряда. В начале войны за счёт удлинения ствола удалось дополнительно увеличить скорость снаряда до 662 м/с. Пушка Т-34 превосходила по мощности пушку основного немецкого танка первого периода войны Т-III в 8 раз и имела при этом большую скорострельность – 15 выстрелов в минуту – при весьма хорошей кучности боя. В 1940 г. были созданы танковые пушки калибров 85 мм и 107 мм, а также 57-мм противотанковая пушка, известная под названием ЗИС-2. Все эти пушки были мощными для своего времени: 76-мм пушка Т-34 пробивала броню немецких танков с дистанции 2 км, тогда как немецкие танки могли поразить Т-34 только с 500 м, да и то, если снаряд попадал в борт или корму.

Мощность ЗИС-2 оказалась столь велика, что её снаряды пробивали навылет любые серийные танки, существовавшие на начало войны. Так как у неё не было достойных бронированных целей, в начале войны выпуск этой пушки был приостановлен и возобновлён лишь весной 1943 г., когда ожидалось появление на полях сражения «Пантер» и «Тигров». На базе ЗИС-2 были разработаны дивизионные пушки ЗИС-3, которые даже по признанию руководства вермахта были лучшими дивизионными орудиями Второй мировой войны. Для борьбы с «Тиграми» и «Пантерами» вооружение Т-34 также решено было усилить: с конца 1943 г. на танк стали ставить 85-мм орудие конструкции Ф.Ф.Петрова на базе зенитной пушки, а затем специальную танковую 85-мм пушку ЗИС-С-53 конструкции В.Г.Грабина. Танк с этим вооружением, получивший индекс Т-34-85, прошёл до самого конца войны. Огнём именно этого танка были уничтожены первые «Королевские тигры». На тяжёлом танке ИС-2 конструкции Ж.Я.Котина и Н.Л.Духова, сменившем в 1943 г. КВ, устанавливали уже 122-мм пушку. Её мощность в 1,5 раза превышала мощность 88-мм пушки «Королевского тигра».

  • Просмотр видеофильма «Т-90».

  • Декламация (П.Огнева) «Путь к Победе»

О как далёк был путь к ней в сорок первом,

Когда пылали наши города!

Но в миг любой своей Победе верной

Мы верили, как Родине, всегда...

Мы видели везде её приметы,

Неся врагам возмездия грозу...

Её печать цвела на партбилетах,

Закрывших глотки злобных амбразур...

Она сверкала в раскалённой стружке,

Что день и ночь струилась у станка.

Когда для фронта страшные «игрушки»

Готовила мальчишечья рука...

Она таилась в каждом колосочке,

Что был взращён солдаткою-вдовой...

Она светилась в стихотворной строчке,

Родившейся в землянке фронтовой.

Нас убивала голодом блокада.

Свинцом прошитых, нас швыряли в ров,

Но шли убитые с живыми рядом:

Их поднимал её далёкий зов...

И, одолев немыслимые беды,

Мы к ней пришли, как это быть должно.

И приняли из жарких рук Победы

Святое горько-сладкое вино...

Промчались годы... И давно по свету

Свободный ветер прах врагов разнёс.

Но, как тогда, встречая праздник этот,

Мы не скрываем гордости и слёз.

  • Ведущий. На полях сражений Великой Отечественной советские танкисты покрыли свои имена неувядаемой славой. Они горели в танках, шли на таран (за годы войны было совершено 50 танковых таранов), но до конца выполняли свой воинский долг и побеждали врага! За боевые подвиги многие тысячи были награждены орденами и медалями, 1142 танкиста стали Героями Советского Союза (в их числе Иван Николаевич Машкарин, имя которого носит наша школа). Шестнадцати танкистам это высокое звание было присвоено дважды. Двести человек стали полными кавалерами ордена Славы. Так Родина отметила их героизм, их мужество. Имевшиеся к концу войны в составе наших войск все шесть танковых армий стали гвардейскими. Около половины танковых бригад, принимавших участие в боевых действиях, стали гвардейскими, 112 танковым бригадам присвоены почётные наименования.

  • Викторина «Слагаемые Победы». Вопросы были розданы за 2–3 месяца до занятия, и учащиеся (желающие) дома писали ответы. На вечере лучшие работы докладывались в виде сообщений. Подводятся итоги викторины, вручаются дипломы.

Литература

Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне в 12 томах. Т. 11. Победа: Сост. Рязниченко Г. – М.: Современник, 1990.

Волгин А. Т-34 против «Тигра». – Наука и жизнь, 1982, № 2.

Карпов В. Маршал Жуков. – М., 2002.

Лебедев Б. Сковавшие броню. – Сов. Россия, 2004, № 118.

Митяев А. Книга будущих командиров. – М.: Мол.гвардия, 1988.

Память о подвиге: Сост. Воробьёва В.Я. и др. – Орёл: Орёл- издат, 1998.

.  .