Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №6/2006
 Цвет: физика и физиология

И.И.ФЕДЯЕВА,
ПЛ-3, г. Братск, Иркутская обл.

Цвет: физика и физиология

Не секрет, что ребята, пришедшие в систему начального ПТО, отличаются от сверстников, оставшихся в школе. Чем? Да просто многие привыкли быть неуспешными, в лучшем случае стараются быть незаметными. Они по большей части просто выброшены из школы, от них устали родители, да и они сами устали и от школы, и от родителей. Именно поэтому нужно показать им «живыми» школьные предметы, которые кажутся занудными, доказать, что знания доступны и будут полезны не только в будущей жизни, работе, но и сейчас.

Расскажу, как мы готовились к уроку физики, посвящённому дисперсии света, цвету. Мне самой очень нравится эта тема, материала собрано очень много. На моё предложение желающих откликнулось достаточно. Сразу предупредила, что это будет нетрадиционная, очень серьёзная работа – придётся овладеть определённой техникой привлечения внимания, научиться удерживать интерес аудитории, понять, как усилить наглядность своего сообщения, как правильно оформлять таблицы, как показать опыт и т.д.

Поставив задачи, дала ребятам возможность самим определить, кто чем будет полезен в этом уроке. Одни подбирали стихи, другие готовили эксперимент, кому-то захотелось провести диагностические исследования, а кто-то взялся за оформление интерьера, выясняя, как влияет цвет на здоровье, нашлись и приверженцы занимательной хромодиагностики. В целом каждый нашёл своё направление.

Мне как преподавателю эта подготовка позволила лучше узнать ребят, ведь общение шло уже на уровне заинтересованных партнёров, соавторов. Готовились ребята, по отдельности оставаясь со мной после уроков, чтобы сохранить до урока новизну создаваемого впечатления, свежесть восприятия.

Например, готовя стихотворение Э.Асадова «Цвета чувств», Миша Ф. сначала как можно быстрее тараторил текст, уверяя, что на уроке будет всё о’кей и что он готов уже «на все сто»! Чтение без чувств, без эмоций меня не устраивало, я спросила, знает ли он, что поэт был незрячим, но смог так остро ощутить именно все цветовые оттенки любви, ревности, счастья, тоски и с помощью поэтических образов заставить нас, зрячих, увидеть и задуматься над этим? Миша посмотрел на меня с удивлением, его настрой изменился, его «зацепил» смысл стиха, стал интересен и сам Асадов. Он захотел поискать инормацию в интернете (парень подрабатывал в компьютерном клубе). На следующей встрече-подготовке чтение было более осознанным. Миша даже спорил со мной, обсуждая, где лучше делать интонационные знаки, паузы.

Заметка о хромодиагностике в московских салонах красоты навела ребят на мысль сделать то же самое в кабинете физики. Стали подбирать нужные проекторы, светофильтры. Диагностику не терпелось проверить на себе. Суть метода состояла в том, что исследуемый должен в течение 30 с смотреть сначала на пятно определённого цвета на экране, спроецированное через светофильтр, а затем перевести взгляд на белый лист бумаги и увидеть пятно уже дополнительного цвета. Включаем жёлтый цвет, а Алексей Ш. вместо дополнительного фиолетового видит серое пятно и, смутившись, подтверждает, что у него проблемы с поджелудочной железой. Признаюсь, я сама даже не ожидала, что получится что-то действенное, но, взглянув на не по-юношески полную фигуру мальчика, убедилась, что истина в такой диагностике присутствует. А уж что было говорить о ребятах, ведь они сами могли с помощью приборов определять состояние своего здоровья таким необычным способом, им уже просто не терпелось поделиться этими открытиями с одноклассниками.

Статья подготовлена при поддержке группы предприятий «Арис». Если вы решили приобрести качественные и надежные строительные леса, то оптимальным решением станет обратиться в группу предприятий «Арис». На сайте, расположенном по адресу www.arisgroup.ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать рамные строительные леса по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.arisgroup.ru.

А вот Паша С. заявил, что его интересует психология, а физика очень трудная, и он просто побаивается выступить и оказаться неуспешным. Что ж, попытались подобрать такой материал, где явно прослеживается связь физики и психологии. Знакомство с исследованиями и выводами психологов натолкнули Пашу на мысль подготовить рекомендации для администрации училища, а именно: поставить урны на белый круг или квадрат – тогда точность попадания в них возрастёт, окрасить стены (в том числе в курилке и туалетной комнате) в жёлтый цвет – он меньше провоцирует на «занятия живописью», а вот станки лучше красить в голубые и бежевые тона – они настраивают на эффективную и аккуратную работу. Оказалось, что физика и психология очень даже совместимы.

Увлёкшись, ребята сами придумывали коррекционные действия по хромотерапии. Например, предложили во время ожидания автобуса рассматривать цветные бланки объявлений: жёлтые – тем, у кого проблемы с печенью, синие – при проблемах с глазами, фиолетовые – с головой и т.д., или использовать для сервировки стола салфетки, скатерти соответствующего настроению и диагнозу цвета.

В конце урока мы провели игру «Найди свой цвет» (см. с. 24). Ребята поверили в себя, в свои силы, стали стараться и в будничные дела вносить фантазию. Да и групповой настрой на уроках изменился, а это дорогого стоит. Привожу материалы к этому уроку.

Красный цвет. Способствует лечению всех вирусных заболеваний, стимулирует иммунитет. Активизирует деятельность желёз внутренней секреции и обмен веществ. Оптимально воздействует на кровообращение и сердечную деятельность. Способствует устранению застойных явлений в органах и системе кровообращения. Лечит гипертонию, инфекционные заболевания: ветряную оспу, корь, рожу, волчанку, скарлатину. Укрепляет память, придаёт бодрость и энергию всему телу, увеличивает силу мышц. Оказывает высокий лечебный эффект при вялых параличах, анемии (малокровии). Укрепляет зрение, улучшает цвет кожи. Лечит кишечные заболевания, желудок, селезёнку (красный коралл).

При передозировке этого цвета могут возникнуть конъюнктивит, воспалительный процесс.

Оранжевый цвет. Повышает уровень нейроэндокринной регуляции, действует омолаживающе на весь организм. Способствует восстанавлению нервной и мышечной тканей, лечению патологии лёгких (астма, трахея, бронхит, гортань, глотка). Благотворно воздействует при ослабленной деятельности сердца. Cпособствует увеличению мышечной силы и улучшает кровообращение. Используется также при комплексном лечении эпилепсии.

Жёлтый цвет. Используется при лечении слабого, вялого пищеварения, атонии кишечника, а также для стимуляции желудочной секреции. Производит очищающее воздействие на весь организм. Стимулирует работу печени, используется при нервном истощении. Возбуждает аппетит. Лечит бессонницу, кожные заболевания (аллергические, дерматит, экзему). Это физиологически оптимальный цвет, он тонизирует нервную систему, стимулирует зрение.

Избыточное влияние ведёт к усиленной выработке желчи.

Зелёный цвет. Нормализует сердечную деятельность (при аритмии, тахикардии), стабилизирует артериальное давление, успокаивает центральную нервную систему. Снижает артериальное давление, избавляет от головной боли, излечивает острые простудные заболевания. Это цвет расслабления, снятия нервного напряжения. Используется при лечении глаз, болезней позвоночника, нарушения обмена веществ. Его применяют также при лечении метеозависимости, невралгии, мигрени, для улучшения работоспособности.

Длительное, недозированное воздействие этого цвета может вызвать образование камней в желчном пузыре из-за усиленной концентрации желчи.

Голубой цвет. Способствует нормализации артериального давления, сердечной деятельности, лечению гипотонии, остеохондроза шейного отдела позвоночника, заболеваний гортани, голосовых связок, ревматизма. Снижает аппетит при лечении ожирения. Избавляет от нервного тика и бессонницы. Используется при лечении заболеваний глаз и печени.

Избыточное, длительное воздействие голубого цвета может вызвать состояние страха и нарушение циркуляции крови.

Синий цвет. Необычайно благотворно воздействует на всю эндокринную систему. Используется при лечении заболеваний почек и мочевого пузыря. Лечит (как и оранжевый) все заболевания лёгких, катар верхних дыхательных путей, заболевания глаз (глаукому, катаракту), бессонницу, психические заболевания (ипохондрию, шизофрению, истерию, маниакально-реактивный психоз и другие), эпилепсию, детские инфекции, коклюш, желтуху. Имеет ярко выраженный антисептический эффект. Используется при лечении кожных заболеваний (лишай, экзема, язва).

При передозировке угнетает и вызывает торможение нервной системы.

Фиолетовый цвет. Оказывает успокоительное воздействие на нервную систему. Используется при лечении психических заболеваний, сотрясений мозга. Позитивно влияет на сосудистую систему, ход всех воспалительных заболеваний, а также болезни почек, печени, мочевого и желчного пузырей. Облегчает протекание всех простудных заболеваний.

При передозировке вызывает угнетение нервной системы.

Розовый цвет. Производит успокоительное воздействие на нервную систему. Обеспечивает спокойный, целебный сон, способствует мышечному расслаблению. Улучшает настроение, даёт надежду и покой.

Цвета чувств

Имеют ли чувства какой-нибудь цвет,
Когда они в душах кипят и зреют?
Не знаю, смешно это или нет,
Но часто мне кажется, что имеют.Когда засмеются в душе подчас
Трели, по-вешнему соловьиные,
От дружеской встречи, улыбок, фраз,
То чувства, наверно, пылают в нас
Небесного цвета – синие-синие.А если вдруг ревность сощурит взгляд,
Иль гнев опалит грозовым рассветом,
То чувства, наверное, в нас горят
Цветом пожара – багровым цветом.Когда ж вдруг тебя захлестнёт тоска,
Да так, что вздохнуть невозможно даже,
Тоска эта будет, как дым, горька,
А цветом чёрная, словно сажа.Если же сердце хмельным-хмельно –
Счастье, какое ж оно, какое?
Мне кажется, счастье, как луч, оно
Жаркое, солнечно-золотое!Назвать даже попросту не берусь
Все их – от ласки до чёрных встрясок.
Наверное, столько на свете чувств,
Сколько цветов на земле и красок. 

Литература

Демидов В. Как мы видим то, что видим. – М.: Знание, 1987.

Природа и человек, 2003, № 11, 12.

.  .