Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №4/2006
Федеральный перечень учебников физики, рекомендованных МОиН РФ на 2006/2007 уч.г.

В.А.КОРОВИН,
ИСМО РАО, г. Москва

Федеральный перечень учебников физики,
рекомендованных МОиН РФ на 2006/2007 уч.г.

Законом об образовании предусмотрена существенная реорганизация всей системы школьного образования, в том числе и физического. Представленные учебно-методические комплекты (УМК) обеспечивают осуществление как уровневой дифференциации в рамках многоуровневых программ и учебников, так и профильной дифференциации – создание специальных классов и школ различного профиля: гуманитарного, естественнонаучного, физико-математического, технологического и др. В представленный перечень, утверждённый приказом министра образования и науки России № 302 от 07.12. 2005, вошли учебники, составившие восемь завершённых предметных линий для основной школы и семь – для полной, а также соответственно два и три учебника незавершённых линий. Приведённые списки задачников и других пособий в Перечень не включены и рекомендуются автором.

ОСНОВНАЯ ШКОЛА (7–9-й классы)

Завершённые предметные линии

  • **Громов С.В., Родина Н.А. Физика. Учебники для 7-го, 8-го и 9-го кл. – М.: Просвещение, 2000–2005.

Курс (2 ч/нед. в каждом классе) отличает высокий научный уровень, современная структура, доступность, чёткость и увлекательность изложения материала с опорой на исторические факты. Задачи и упражнения собраны в специальных разделах, помещённых в конце каждого учебника, где приводятся и описания лабораторных работ. В УМК входят также: рабочие тетради по физике (авт. Мартынова Н.К., Бовин И.Д, Коротаев Е.А. – для 7-го кл., Мартынова Н.К., Иванова Н.Н., Воронина Т.В. – для 8-го и 9-го кл.), контрольные работы по физике и опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике для каждого класса (авт. Марон А.Е., Марон Е.А.), интерактивное приложение на СD-ROM к учебнику для 9-го кл. Поурочное планирование см. в «Физике» № 31/01.

  • Гуревич А.Е. Физика. Строение вещества (учебник для 7-го кл.); Электромагнитные явления (учебник для 8-го кл.); Механика (учебник для 9-го кл.) – М.: Дрофа, 2005.

Авторский концептуальный курс для 5–9-го кл. разбит на две ступени. Первую ступень составляет интегрированный пропедевтический (предварительный) курс физики и химии для 5–6-го кл. Изучив этот курс, ученики получают представление о некоторых законах физики и началах химии, должны уметь с научной точки зрения объяснять основные природные явления и обращаться с простейшими техническими устройствами. Курс для 7–9-го кл. рассчитан на понимание сути физических законов, их проявления в окружающем мире и использования в практической деятельности. Решению этой задачи способствует включение большого количества экспериментальных заданий и качественных вопросов. Учебники многоуровневые, что позволяет предложить разным классам и (или) разным учащимся одного класса оптимальный объём и уровень усвоения материала. В УМК входят также методические пособия (авт. Гуревич А.Е., Удальцова С.И.) для 7-го кл. (Строение вещества) и для 8-го кл. (Электромагнитные явления), а также интерактивные приложения на СD-ROM к учебникам для 8-го и 9-го кл.

  • Пёрышкин А.В. Физика. Учебники для 7-го и 8-го кл. – М.: Дрофа, 2005; Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. Учебник для 9-го кл. – М.: Дрофа, 2005.

Курс рассчитан на 2 ч/нед. в каждом классе. Учебники включают весь необходимый теоретический материал по физике для изучения в общеобразовательных учреждениях, отличаются простотой и доступностью изложения материала. Предусматривается выполнение упражнений, которые помогают не только закрепить пройденный теоретический материал, но и научиться применять законы физики на практике. В УМК включены: тематическое и поурочное планирование (см. также «Физику» № 25–28/02, 34/03) для 7-го кл. (авт. Гутник Е.М., Рыбакова Е.В.), для 8-го кл. (авт. Гутник Е.М., Рыбакова Е.В., Шаронина Е.В.) и для 9-го кл. (авт. Гутник Е.М., Рыбакова Е.В., Шаронина Е.В., Доронина Э.И.); дидактические карточки-задания для каждого класса (авт. Ушаков М.А., Ушаков Е.М.); дидактические материалы по физике (авт. Марон А.Е., Марон Е.А.) и тесты для 7-го кл. (авт. Ханнанов Н.К., Ханнанова Т.А.), а также интерактивные приложения на СD-ROM к учебникам для каждого класса.

  • **Физика: Учебники под ред. Пинского А.А., Разумовского В.Г. для 7-го, 8-го и 9-го кл. – М.: Просвещение, 2002–2005.

Курс рассчитан на 2 ч/нед. в 7-м классе и по 3 ч/нед. в 8-м и 9-м кл. Эти хорошо известные интегрированные с курсом астрономии двухуровневые учебники, переработанные и дополненные в соответствии с новым содержанием физического образования и пожеланиями учителей. Физические и астрономические явления подаются в их взаимосвязи, что помогает учащимся получить целостное представление об окружающем мире. Использован новый тип дидактического материала – система домашних экспериментальных заданий. Материал учебников, вопросы для самоконтроля, качественные и расчётные задач, лабораторные работы и домашние экспериментальные задания дифференцированы по сложности: для обязательного и для углублённого изучения. Достаточное число практических работ обеспечивает необходимый объём знаний и умений учащихся. В УМК входят также: тематическое и поурочное планирование (авт. Шилов В.Ф., Дик Ю.И., Пинский А.А.) и тетради для лабораторных работ по физике (авт. Шилов В.Ф.) для каждого класса, контроль знаний, умений и навыков учащихся при изучении курса «Физика и астрономия» (авт. Заботин В.А. и др.), методика преподавания курса «Физика и астрономия» (под ред. Пинского А.А., Кирилловой И.Г.).

  • Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Физика. Учебники для 7-го и 8-го кл.; Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Чаругин В.М. Физика. Учебник для 9-го кл. – М.: Дрофа, 2002–2005.

Курс рассчитан на 2 ч/нед. в каждом классе. В учебниках реализована идея уровневой дифференциации. К теоретическому материалу второго уровня, помимо обязательного, т.е. материала первого уровня, отнесены некоторые вопросы истории физики, а также вопросы, требующие хорошей математической подготовки и развитого абстрактного мышления. Курс физики носит экспериментальный характер, поэтому большое внимание уделено демонстрационному эксперименту и практическим работам учащихся, которые могут выполняться как в классе, так и дома. Завершается курс темой «Вселенная», позволяющей сформировать систему астрономических знаний и показать действие физических законов в мегамире. Для каждого класса авторы предлагают также рабочие тетради, содержащие систему индивидуальных заданий по физике для самостоятельной работы на уроке и дома, интерактивные приложения на СD-ROM, методические рекомендации для учителей, содержащие поурочное планирование и разноуровневые контрольные работы для текущей и итоговой проверки.

  • Степанова Г.Н. Физика. Учебники для 7-го, 8-го и 9-го кл. – СПб.: СТП Школа, 2004.

Курс рассчитан на 2 ч/нед. в каждом классе. Учебники представляют собой основной курс физики, который может изучаться как самостоятельный после любого пропедевтического. Информация представлена в виде двух параллельных, взаимосвязанных рядов: визуального и вербального. Первый содержит рисунки, схемы, таблицы, структурно-логические схемы, графики, формулы, второй – собственно текст с изложением учебного материала в форме беседы с учеником. Широко используется экспериментальный подход к исследованию и изучению физических явлений. В состав УМК входят также разработанные автором cборник задач по физике для 7–9-го кл., рабочие тетради и методические рекомендации для учителя. Задания в рабочих тетрадях достаточно разнообразны: заполнение пропусков в тексте, заполнение и составление различных схем и логических цепочек, обучение снятию показаний приборов, самостоятельное выполнение измерений, качественные и количественные задачи, диагностические тесты – задания разные по уровню сложности, позволяющие организовать дифференцированное обучение. В задачнике содержится обширная подборка задач различного типа по всем темам основного курса физики с подсказками и ответами. Предлагаемый УМК ориентирован на передовые технологии обучения.

  • ***Разумовский В.Г., Орлов В.А., Дик Ю.И., Никифоров Г.Г., Шилов В.Ф. Физика. Учебники для 7-го кл. – М.: Владос, 2002; для 8-го кл. (2003); для 9-го кл. (2004).

Курс рассчитан на 2 ч/нед. в каждом классе. Главная цель – реализация деятельностного подхода при изучении физики на основе организации экспериментальных и теоретических исследований учащихся, т.е. направленность на развитие инициативы и самостоятельности школьников, их творческих способностей. Содержание материала и методика его подачи предполагают снижение учебной нагрузки за счёт переноса центра тяжести в учебном процессе с заучивания и запоминания материала учебника на приобретение опыта познавательной и творческой деятельности в процессе выполнения самостоятельных исследований. На этой основе должно происходить формирование научного мировоззрения и развитие устойчивого интереса к физике. Демонстрационный и лабораторный эксперименты, предусмотренные программой, органически включены в текст учебника в виде экспериментальных исследований на стандартном школьном оборудовании. Большое количество заданий исследовательского и конструкторского характера, которые школьники с успехом могут выполнить дома. Многие исследования предполагают экспериментальную проверку теоретических выводов, поэтому даются необходимые сведения о погрешностях измерений, приведены расчёты этих погрешностей. В УМК входят: авторские программа для 7–9-го кл., методика преподавания физики для каждого класса, все законы и формулы в таблицах для 7–11-го кл. (авт. Моркотун В.Л.), многоуровневые задачи с ответами и решениями (авт. Лёзина Н.В. и др.). Поурочно-тематическое планирование и программу см. в «Физике» № 14/05. Курс предполагает продолжение обучения в профильных классах. Учебники физики для 10-го и 11-го кл. тех же авторов находятся в производстве.

  • ***Шахмаев Н.М., Шодиев Д.Ш., Дик Ю.И., Шахмаев С.Н. Физика. Учебник для 7-го кл.; Шахмаев Н.М., Дик Ю.И. Учебник для 8-го кл.; Шахмаев Н.М. Учебник для 9-го кл. – М.: Мнемозина, 2005.

Курс рассчитан на 2 ч/нед. в каждом классе и предназначен для массовой школы при малой обеспеченности учебным оборудованием, учебники выполнены цветной печатью (в четыре краски). Большое внимание уделяется межпредметным связям и особенно экологии и основам безопасности жизнедеятельности. Учащиеся имеют возможность проверить свои знания, используя вопросы и задания к каждому параграфу под рубрикой «Проверь себя». Для развития интереса к физике имеется дополнительный материал под рубрикой «Это интересно». В УМК включены программа, тематическое планирование, методические рекомендации (авт. Коровин В.А., Демидова М.Ю.) и рабочие тетради (авт. Сафонов Б.Н.), а также рабочие тетради и методические рекомендации для учителя (авт. Минькова Р.Д., Коровин В.А.) – для каждого класса, физический эксперимент в школе (авт. Шахмаев Н.М., Павлов Н.И.), пособие для учащихся и учителей (авт. Тихомирова С.А.), сборник задач и заданий с ответами и решениями (пособие для учащихся и абитуриентов, авт. Козел С.М. и др.), справочник учителя физики (авт. Коровин В.А.). Подготовлены учебники для 10–11-го кл.: профильный уровень (Козел С.М.), базовый уровень (Шахмаев Н.М. и др.).

Незаконченная предметная линия

  • Иванов А.И., Минькова Р.Д., Панаиоти Н.Н. Физика. Учебники для 7-го и 8-го кл. в комплекте с программой и рабочими тетрадями для каждого класса. – М.: ИНОС, 2002.

  • *Хижнякова А.С., Синявина А.А., Бершадский М.Е. Физика: Учебник для 9-го кл. (в комплекте с рабочей тетрадью и методическим пособием). – М.: Вита-Пресс, 2001.

Сборники задач и упражнений

Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., Гельфгат И.М. Сборник по физике для основной школы с примерами решений. – М.: Илекса, 2004. – Разноуровневые задания по всем разделам курса физики основной школы, соответствующие требованиям стандарта.

Коровин В.А., Степанова Г.Н. Материалы для подготовки и проведения аттестации выпускников основной школы. – М.: Дрофа, 2005. – Материалы позволяют школьникам подготовиться к выпускному экзамену как в традиционном формате, так и в формате ЕГЭ. Методические рекомендации по подготовке к выпускному экзамену; анализ распределения учебного материала по билетам; вариант билетов для проведения устного экзамена; подробные планы ответов, раскрывающие логику рассматриваемого учебного материала (со ссылками на нормативные документы); примеры типовых задач, отвечающих требованиям обязательного стандарта; описание обязательных лабораторных работ за курс основной школы и тестовые задания.

Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике. 7–9-й кл. (ко всем параллельным учебникам). – М.: Просвещение, 2002. – Задачник переработан в соответствии с «Обязательным минимумом», полностью обновлен иллюстративный материал. Предлагаемые задачи интересны по содержанию и дают возможность дифференцированно провести любой урок: для каждого учащегося можно подобрать задачу по способностям, интересам и успеваемости. В сборник также вошли вопросы, с помощью которых учащиеся глубже осознают физические явления, увидят межпредметные связи.

Орлов В.А., Татур А.О. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. ФИЗИКА. 7–9-й кл. – М.: Интеллект-Центр, 2005.

Степанова Г.Н., Степанов А.П. Сборник вопросов и задач по физике. 7–9-й кл. – Спб.: СТП, 2005. – Задачи по всем темам школьного курса, отвечающие требованиям «Обязательного минимума». В каждой теме представлены все типы задач: качественные, графические, расчётные, экспериментальные, а также позволяющие учащимся познакомиться с методами научного познания и разными способами представления информации. Широко представлены ситуативные задачи и задачи с развивающимся содержанием. Внутри каждого раздела задачи расположены по степени нарастания сложности, что даёт возможность учителю делать подборки для каждого ученика с учётом его способностей, интересов и реальных возможностей. Раздел «Подсказки» позволяет школьникам успешно решать задачи в режиме самостоятельного обучения. Представлены все необходимые справочные материалы и ответы.

СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ОБЩАЯ ШКОЛА (10–11-й классы)

По действующему стандарту предусмотрены три уровня преподавании физики: А (гуманитарный профиль), В (общеобразовательный профиль) и С (физико-математический профиль). Соответственно физическое образование должно обеспечивать:

– общекультурный уровень развития учащихся, чьи интересы лежат в области гуманитарных наук или не связаны с необходимостью продолжения образования в таких учебный заведениях, где проводится приёмный экзамен по физике;

– необходимую общеобразовательную подготовку учащихся, интересующихся предметами естественнонаучного цикла, позволяющую им поступить и учиться в учебных заведениях естественнонаучного и технического профилей;

– оптимальное развитие творческих способностей учащихся, проявляющих особый интерес к физике; этот уровень преподавания осуществляется в классах с углублённым изучением физики.

Раскрытие общекультурной значимости физической науки и формирование на этой основе научного мировоззрения и мышления составляют две приоритетные задачи при всех уровнях обучения. В числе приоритетных задач остаётся также необходимость ознакомления учащихся с фундаментальными понятиями и законами физики как важнейшей компонентой общечеловеческой культуры. В общеобразовательной школе и классах с углублённым изучением физики актуальной является задача подготовки учащихся к успешному изучению физики в вузах.

Независимо от того, по какому курсу физики занимались учащиеся в основной школе, в 10–11-м кл. можно выбрать любой из нижеприведённых учебно-методических компонентов.

Завершённые предметные линии

  • Анциферов Л.И. Физика. Механика, термодинамика и молекулярная физика. 10-й кл.; Электродинамика и квантовая физика. 11-й кл. – М.: Мнемозина, 2001–2003.

Курс рассчитан на 4 ч/нед. в каждом классе и построен по циклическому принципу: изучение физической теории, её использование при решении задач, выполнение практических заданий. Выделены два уровня содержания образования: базовый – обязательный для всех, и материал повышенной трудности, который адресуется школьникам, особо интересующимся физикой. Предполагается, что понимание общих принципов стимулирует познавательную активность учащихся. Предусмотрено решение разных типов задач: тренировочных и ситуативных, экспериментальных, а также проведение лабораторных работ, практических работ с таблицами и графиками, физических практикумов. В УМК входят: программа, методические рекомендации для учителя (авт. Демидова М.Ю., Коровин В.А.), сборник задач и заданий с ответами и решениями (авт. Козел С.М. и др.), справочник для учителя физики (авт. Коровин В.А.), пособие для учащихся старших классов и абитуриентов (авт. Козел С.М.), пособие для абитуриентов по решению школьных и конкурсных задач по физике (авт. Лернер Г.И.). Поурочное планирование см. в «Физике» № 44/02.

  • **Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебники для 10-го и 11-го кл. под ред. Орлова В.А. – М.: Илекса, 2004.

Курс рассчитан на 2 ч/нед. в каждом классе (но может использоваться и при 3(4) ч/нед.). Учебники предназначены для классов, в которых физика не является профильным предметом. Основное внимание уделено формированию научной картины мира, приведено большое число примеров, иллюстрирующих проявление основных физических законов в окружающей жизни. Значительное место уделено научному объяснению явлений природы и принципов действия средств современной техники. Рассказывается о наиболее важных физических открытиях, сделанных российскими и зарубежными учёными; об учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики. Подчёркивается важность морально-этических принципов как в поиске научной истины, так и при использовании достижений науки и техники на благо человечества. Разобраны основные ключевые задачи по всем разделам курса физики. В УМК включены: сборник заданий и самостоятельных работ (авт. Кирик Л.А., Дик Ю.И.); методические материалы для учителя, 10-й кл. (авт. Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И.); тетради для лабораторных работ (авт. Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Гельфгат И.М.); интерактивное приложение на СD-ROM (авт. Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И., Кирик Л.А., Сиротенко Н.Г.). Программа и поурочное планирование будут опубликованы в «Физике» № 13/06.

  • **Громов С.В. Физика: Под ред. Шароновой Н.В. Учебник для 10-го кл.: Механика. Теория относительности. Электродинамика; Учебник для 11-го кл.: Физика. Оптика. Тепловые явления. Строение вещества. – М.: Просвещение, 2002.

Курс рассчитан на 4 (5) ч/нед. в каждом классе. Его отличают строгая логика, современный подход к изложению материала. Широкое использование исторических фактов, а также множество задач избавят учителя от необходимости рекомендовать учащимся дополнительные задачники. Даны алгоритмы решения важнейших типов задач. В УМК входят книга для учителя (авт. Громов С.В., Шаронова Н.В.), контрольные работы по физике (авт. Марон А.Е., Марон Е.А.), лабораторный эксперимент (авт. Степанов С.В.), элективные курсы по учебникам «Астрономия» Левитана Е.П. и Порфирьева В.В. (методические рекомендации, сборник вопросов и задач). Планирование см. в «Физике» № 25–28, 41, 45/03.

  • *Касьянов В.А. Физика. Учебники для 10-го и 11-го кл. – М.: Дрофа, 2004.

Курс рассчитан на 2–5 ч/нед. в каждом классе. Его особенность – отсутствие деления физики на классическую и современную; доказательность изложения материала, базирующаяся на простых математических методах и качественных оценках; рассмотрение принципа действия современных технических устройств; общекультурный аспект физического знания, реализация идеи межпредметных связей; вынесение протоколов лабораторных работ из учебников в специальные тетради. Учебники можно использовать в учебном процессе как разноуровневые. Они могут быть полезны и в гуманитарных, и в общеобразовательных, и в физико-математических классах. Возможность многоуровневого использования этого УМК помогает решить проблему мобильности и перепрофилизации учащихся, т.е. позволяет учащимся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, переходящим в среднюю (полную) школу гуманитарного или физико-математического профиля, легко адаптироваться к курсу физики и адекватно подготовиться к ЕГЭ. В УМК входят (для каждого класса): тетради для лабораторных работ (авт. Касьянов В.А., Коровин В.А.), тематическое и поурочное планирование (авт. Касьянов В.А., см. также «Физику» № 25-26/04), тетради для контрольных работ (авт. Касьянов В.А., Игряшова И.В., 10–11-й кл., базовый уровень), интерактивные приложения на СD-ROM. Издательство «Дрофа» издаёт новый учебник В.А.Касьянова «Физика-10» для профильных учебных заведений, соответствующий федеральному компоненту стандарта 2004 г. К нему уже разработаны тетради для лабораторных (авт. Касьянов В.А.) и тетради для контрольных работ (авт. Касьянов В.А., Мошейко Л.П., Ратбиль Е.Э., 10-й и 11-й кл., проф. уровень), методические материалы для учителя и интерактивное приложение на СD-ROM.

  • Мякишев Г.Я. и др. Учебники для угл. изучения физики. – М.: Дрофа, 2002–2005; Физика. Механика: 10-й кл.: Под ред. Г.Я.Мякишева; Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика. Молекулярная физика. Термодинамика: 10-й кл.; Мякишев Г.Я., Синяков А.З., Слободсков Б.А. Физика. Электродинамика. 10–11-й кл.; Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика. Колебания и волны. 11-й кл.; Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика. Оптика. Квантовая физика.

Курс рассчитан на 6 ч/нед. в каждом классе. В УМК входят: сборник задач по физике для 10–11-го кл. (под ред. Козела С.М.), сборник задач и заданий с ответами и решениями для 10–11-го кл. (авт. Козел С.М., Коровин В.А., Орлов В.А), учебник «Астрономия» (авт. Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К.) – при изучении темы «Колебания и волны»; интерактивные приложения на СD-ROM для каждого учебника. Планирование см. в «Физике» № 13/05.

  • Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика: Учебник для 10-го кл.; Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика: Учебник для 11-го кл. – М.: Просвещение, 2003.

Курс рассчитан на 3 (4) ч/нед. в каждом классе. Учебники могут использоваться в классах как естественнонаучного, так и технологического профиля. В УМК включены: тетрадь для лабораторных работ по физике (авт. Шилов В.Ф.) и модели уроков (книга для учителя) (авт. Сауров Ю.А.) – для каждого класса. В книгах для учителя даны варианты организации учебного процесса, приводится широкий набор методических средств усвоения: экспериментальные задачи, опорные конспекты, новые варианты изложения теории, различные опыты и демонстрации, богатый иллюстративный материал. Планирование см. в «Физике» № 13/05.

  • *Физика: Учебники под ред. Пинского А.А., Кабардина О.Ф. для 10-го кл. – М.: Просвещение, 2004 – и для
    11-го кл. – М.: Просвещение, 2005.

Курс рассчитан на 6 ч/нед. в каждом классе. Эти известные учебники переработаны и дополнены в соответствии со Стандартом физического образования. В курс 10-го кл. добавлена глава «Методы научного познания и физическая картина мира», в курс 11-го кл. – глава «Эволюция физической картины мира». Усовершенствовано изложение многих глав и параграфов, их содержание во многом упрощено и приближено к возможностям учеников, но научный уровень издания не снижен. Увеличено число задач и примеров их решения. Достаточное число лабораторных работ обеспечивает необходимый объём практических умений учащихся, а высокий научный уровень изложения позволяет формировать прочную теоретическую основу. В УМК входят: физический практикум для классов с углублённым изучением физики (под ред. Дика Ю.И., Кабардина О.Ф.) и книга для учителя «Углублённое изучение физики в 10–11-м кл. (под ред. Кабардина О.Ф., Орлова В.А.).

Незавершённые предметные линии

  • Кикоин И.К., Кикоин А.К., Шамаш С.Я., Эвенчик Э.Е. Физика: Учебник для 10-го класса физико-математического профиля: Под ред. В.А.Орлова. – М.: Просвещение, 2005.

  • Чижов Г.А., Ханнанов Н.К. Физика: Учебник для 10-го кл. – М.: Дрофа, 2004.

Курс рассчитан на 6 ч/нед. в каждом классе. Учебник является победителем конкурса Национального фонда подготовки кадров и Министерства образования РФ на создание учебников нового поколения. Он действительно новый и по содержанию, и по стилю изложения, в нём удачно сочетаются научная строгость и математическая простота, поскольку объединён многолетний опыт авторов по преподаванию физики в школе, на подготовительных курсах и в вузе. Учебник может быть востребован и в профильных физматклассах средней школы, и на подготовительных курсах. Впервые в школьном учебнике в главе «Методы научного познания» представлена классификация экспериментов, на которых базируется теория; введена категория «компьютерный эксперимент» и продемонстрировано его использование. Приведены примеры из истории науки и техники от древнейших времен до наших дней. К учебнику рекомендуется задачник по физике и методическое пособие для учителя для 10-го кл. физматпрофиля тех же авторов. УМК для 11-го кл. готовится к изданию.

  • Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика: Учебник для 11-го кл. – М.: Школьная пресса, 2001. Курс рассчитан на обучение в классах гуманитарного профиля, 2 ч/нед. в каждом классе. В УМК входят рабочая тетрадь и методические рекомендации. Учебник для 10-го кл. готовится к изданию.

Сборники задач и упражнений

Баканина Л.П., Белонучкин В.Е., Козел С.М.. Сборник задач по физике для 10–11-го кл. с углублённым изучением физики. – М.: Вербум–М, 2005.

Всероссийские олимпиады по физике, 1992–2004. 10–11-й кл.: Учебное пособие//Под ред. Козела С.М., Слободянина В.П. – М.: Вербум-М, 2004.

Демкович В.П. и др. Сборник задач по физике. 10–11-й кл. – М.: Астрель, АСТ, 2002.

Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Зильберман А.Р. Физика. Задачник для классов физико-математического профиля.
10–11-й кл. – М.: Дрофа, 2002.

Козел С.М., Коровин В.А., Орлов В.А. Физика. Сборник вопросов и заданий с ответами и решениями. – М.: Мнемозина, 2005.

Малинин А.Н. Сборник вопросов и задач по физике. 10–11-й кл. – М.: Просвещение, 2002.

Рымкевич А.П. Задачник по физике для 10–11-го кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2001.

Степанова Г.Н. Сборник задач по физике. 10–11-й кл. – М.: Просвещение, 2002.

Дополнительные пособия

Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А. Тесты по физике для классов физико-математического профиля. – М.: Вербум-М, 2001.

Коноплич Р.В., Орлов В.А., Добродеев Н.А., Татур А.О. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-й кл. – М.: Интеллект-Центр, 2004.

Коноплич Р.В., Орлов В.А., Добродеев Н.А., Татур А.О. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 11-й кл. – М.: Интеллект-Центр, 2004.

Коровин В.А. Программы элективных курсов. Физика. 9–11-й кл. Профильное обучение. – М.: Дрофа, 2005.

Коровин В.А., Демидова М.Ю. Методический справочник учителя физики. – М.: Мнемозина, 2001.

Коровин В.А., Степанова Г.Н. Материалы для подготовки и проведения аттестации выпускников средней (полной) школы. – М.: Дрофа, 2005.

Ханнанов Н.К., Орлов В.А., Никифоров Г.Г. Тесты по физике. Уровень А. – М.: Вербум-М, 2002.

Ханнанов Н.К., Орлов В.А., Никифоров Г.Г. Тесты по физике. Уровень В. – М.: Вербум-М, 2002.

__________________________________

* – Учебники соответствуют обязательному минимуму содержания образования 1998 г.; ** – федеральному компоненту стандарта 2004 г., *** – и тому, и другому. Завершённая линия – это комплект учебников «7–9» или «10–11», имеющие гриф МОиН РФ «Рекомендовано» или «Допущено». Все остальные входящие в данный УМК издания (программы, пособия, рабочие тетради и пр.) не грифуются и выпускаются соответствующими издательствами для поддержки процесса обучения по данным учебникам. Сведения о программах, изданных до 2004 г. (последнего, когда они выпускались отдельными сборниками), можно посмотреть в «Физике» № 6/05.

.  .