Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №4/2006
Внеклассная работа

А.А.ВАСИЛЬЕВА,
школа № 1226 ЮВАО, г. Москва

Внеклассная работа

В самом начале работы в школе проблемы с физикой у детей я связывала со своей неопытностью, отсутствием методики преподавания. Но со временем моё мнение изменилось, т.к. я увидела понимание детей, интерес к предмету. Но не у всех. Особенно в нашей школе, где уже набор в 1-й класс сопровождается прослушиванием с целью отбора детей, способных к изучению иностранных языков. В то же время, поскольку школа находится в районе знаменитых технических вузов (Бауманского, МЭИ, Института связи), дети выбирают их по примеру своих родителей, бабушек, дедушек.

В нашей школе авторские спецкурсы ведутся на иностранных языках, дети перегружены. Сделать физику если не любимым, то достойным уважения предметом стало моей задачей. Один из методов её решения – проведение предметной недели с серьёзной подготовкой, приглашением других классов, проведением «урока самоуправления» для учителей с показом лучших работ. Постепенно сформировалась следующая система:

  • 7-е классы – «Конкурс на лучшую газету» (два листа ватмана), особое внимание жюри обращает на её привлекательность для учащихся. Газеты команд, как правило, яркие, с интересными и смешными фактами, в оформлении могут принимать участие родители (это условие оговариваем при первом сборе команд). Газеты вывешиваются где-то за неделю до игры.

  • 8-е классы – «Занимательные опыты». Подготовка опытов начинается с октября. В прошлом году, будучи семиклассниками, учащиеся видели демонстрацию занимательных опытов и очень хорошо понимают, что это такое. Они могут выбрать опыт из каталога «Занимательные опыты», поработать с литературой, предложить свой. Иногда что-нибудь подбрасывают родители. На каждый опыт делаем паспорт, где указываются все тонкости и трудности его проведения, иногда дети пишут стихи, делают рисунки. Учащиеся, не интересующиеся опытами, могут придумывать и делать медали, которыми награждаются победители. Как правило, опыты занимают 40–45 мин.

  • 9-е классы – КВН.

Особого внимания заслуживает объявление о начале Недели физики. Это яркое полотно с интересно поданной программой. Как правило, оформляют объявление дети, которых не занимает сама физика, но они любят рисовать. Хорошим объявлением можно пользоваться 2–3 года. По окончании всех мероприятий, как правило, делаются фоторепортажи.

  • 10-е классы – научная конференция. Она требует большого внимания от учителя – нужен хороший отбор информации в соответствии с темой. Были, например, темы «В мире электричества», «Эксперимент в физике», «Деформация в природе и технике» (последняя в основном была посвящена гибели «Титаника»).

В прошлом году я сделала ещё один шаг: вместе со своим 8-м классом подготовила отчёт-выступление для родителей. В программу вошли самые разнообразные формы: фрагменты концертных выступлений в музыкальной школе, темы по английскому и немецкому языкам, фрагменты КВНа по математике и лучшие занимательные опыты по физике (они очень украсили наш творческий отчёт). Можно устроить демонстрацию занимательных опытов для 3–4-х классов. Привожу фоторепортаж о КВНе прошлого года.

ПРОГРАММА КВН

  • Приветствия команд.

  • Разминка: по три вопроса друг другу (имея
    свои ответы на свои вопросы).

  • Домашнее задание по теме «Физические явления», «История физики».

  • Задание ведущего:

а) написать шуточные (четыре строчки) стихи на доставшийся шарж на учёного-физика;

б) закончить забавную историю, случившуюся с учёным-физиком, начало которой зачитал ведущий;

в) так показать пантомимой своему товарищу прибор, который ведущий вытащил из «чёрного ящика», чтобы тот догадался, о чём «речь».

  • Музыкальный конкурс по теме «Работа».

  • Конкурс газет.

  • Итоги.

ПРИВЕТСТВИЯ*

1. Хорошая команда,

весёлые ребята,

Приветливые лица,

огоньки весёлых глаз.

Лишь мы отколем шутку,

как всё жюри сегодня

Голосами своими

пускай поддержит нас!

То поднимаясь в гору,

то опускаясь круто,

Бежит учёба наша,

и не видно ей конца,

Но вам всегда помогут

в нелёгкую минуту

Наши милые шутки

и песни без конца.

Во время перемены

и после трудной темы

Без шутки нас не встретите,

поверьте, никогда.

Скажите нам, ребята,

скажите откровенно:

Будет скучно, наверно,

смотреть игру без нас!

2. Весь покрытый знанием, абсолютно весь,

Кабинет везения на 4-м есть,

Кабинет везения на 4-м есть,

Весь покрытый знанием, абсолютно весь.

Там сидят умнейшие дети-знатоки,

С виду недоучки, умные внутри**.

Что б они ни делали – ладятся дела,

Видно, все учебники знают «на ура».

Задачки все решаются, зачёт сдают на «5»,

Отлично получается в табеле опять.

Они же не бездельники – им бы жить и жить,

И по понедельникам физику учить.

Как назло, там, наверху, нет календаря,

И уроки физики пропадают зря.

_________________________

* В текстах песен сохранено авторское правописание.

** Далее во всех куплетах эти две строчки повторяются.

  • Альберт Эйнштейн любил фильмы Чарли Чаплина и относился с большой симпатией к его герою. Однажды он написал в письме к Чаплину: «Ваш фильм „Золотая лихорадка” понятен во всём мире, и Вы непременно станете великим человеком». На это Чаплин ответил: «Я Вами восхищаюсь ещё больше. Вашу теорию относительности никто в мире не понимает, а Вы всё-таки стали великим человеком».

Команда 9-А

Нужна физика школе – сэ ля ви!

Учителя и школьники – тем паче!

Но где найдёшь учителя без любви?

И разве это школьник – без удачи?

Пора-пора-порадуемся на своём веку

Уроку и контрольной, и вовремя звонку!

Трудяся так старательно над книгой и тетрадью,

Судьбе не раз шепнём: «Мерси боку»!

Девочки изображают строение атома в танце

Команда 9-Б

Девочки изображают строение атома в танце (музыкальный конкурс КВН)

Все науки делятся на физику и коллекционирование марок.

Э.Резерфорд

Никогда не стыдись спрашивать о том, чего не знаешь.

Арабская мудрость

Он стал поэтом. Для занятий физикой у него было слишком мало воображения.

Д.Гильберт

Кто с физикой к нам входит в дом,

С 7-го класса каждому знаком?

Кто учёный, не поэт,

Покорил весь белый свет?

Кого повсюду узнают?

Скажите, как его зовут?

Нью-тон, Нью-тон, Ньютон, Ньютон!

На голове его парик –

И каждый к этому привык.

Злодеев он повергнет головой,

Ньютон – любимый наш герой!

Он очень скоро будет тут,

Скажите, как его зовут?

Нью-тон, Нью-тон, Ньютон, Ньютон!

Он окружён людской молвой,

Он не придуман, он живой.

В его руках от знаний ключ,

И потому он так живуч,

Законов физики король!

Скажите имени пароль!

Нью-тон, Нью-тон, Ньютон, Ньютон!

Анна Александровна ВасильеваАнна Александровна Васильева закончила Витебский ГПИ им. С.М.Кирова в 1974 г. по специальности «Физика». Педагогический стаж 26 лет, имеет первую квалификационную категорию. В семье Анны Александровны две дочери. Старшая закончила Финансовую академию, а младшая учится на факультете журналистики МГУ. Родители очень гордятся своими девочками и любят маленькую внучку двух лет. Хобби – вышивание крестом. У Анны Васильевны четыре большие работы (80 40 см) с пейзажами, которые висят в рамах в гостиной. Любит ходить с мужем на лыжах и кататься на велосипеде.

.  .