Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №1/2006
Кровообращение

НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Б.Н.САФОНОВ,
школа № 1906, ЮЗАО, г. Москва

Кровообращение

Обобщающий интегрированный урок-семинар: БИОЛОГИЯ+ФИЗИКА. 8-й класс

При проведении уроков обобщения и систематизации материала по конкретной теме в 7–11-м классах я использую листы заданий и оценок. Это помогает ученикам формировать умения самостоятельно систематизировать материал, делать выводы, применять свои знания при решении качественных и расчётных задач, выполнять лабораторные работы, а также внимательно слушать ответы товарищей, проводить само- и взаимоконтроль ответов и ставить рейтинговые баллы.

Учащиеся делают доклады по теме с последующим обсуждением примеров применения знаний на практике (что позволяет развивать представление о роли физики в развитии цивилизации, о физике как части человеческой культуры), работают с компьютером, участвуют во фронтальном опросе по формулам и таблицам, решают задачи.

Всем учащимся выдаётся лист заданий и оценок. Каждый одновременно с классом (или опережая класс) выполняет задания и ставит себе оценки в таблицу. Затем подводятся итоги всего урока. Такая система работы позволяет осуществить дифференцированный и индивидуальный подход.

Дети сами выбирают задания по силам и набирают определённый рейтинговый балл. Можно организовать соревнование между рядами, при этом выполнившие задания первыми помогают отстающим.

В листах заданий и оценок могут содержаться:

  • компьютерный тест на проверку теоретической части материала (тест может быть проведён в виде фронтального опроса или с помощью сигнальных карточек – учащимся выдаются карточки с номерами от 1 до 3, и они поднимают номер правильного ответа); его можно распечатать или выполнить при помощи программы PowerPoint и спроецировать на экран;

  • формулы для проверки знаний – их читают по распечатке, указывают размерность физических величин, порядок выполнения математических действий для их нахождения; учащиеся могут корректировать ответы одноклассников;

  • таблицы – учащиеся самостоятельно заполняют их или строят график с указанием и описанием отдельных участков;

  • задачи – программируемые, текстовые, повышенной трудности, практические или лабораторные.

Привожу для примера такой конспект для урока-семинара «Кровообращение», проведённого как обобщение материала темы «Закон Бернулли».

КОНСПЕКТ СЕМИНАРА

Цель: выяснить значение физических факторов, обуславливающих непрерывное движение крови.

Темы выступлений:

I. История открытия кровообращения.

II. Кровяное давление и его роль в движении крови по сосудам.

1. Принцип измерения кровяного давления.

2. Сердце – насос.

3. Силы, действующие на кровь при её движении, – сила давления и сила сопротивления (трения).

III. Пульсовые волны – результат упругой деформации сосудов.

1. Принцип измерения частоты пульса.

2. Причины потери кровью первоначальной энергии.

IV. Скорость кровотока. Изменение скорости кровотока в зависимости от размеров сечения сосудов.

1. Сравнение скорости течения крови на различных участках кровяного русла.

2. Физическое выражение зависимости скорости течения от площади поперечного сечения сосуда.

3. Закон Бернулли применительно к кровообращению. Несоответствие между скоростью течения крови и её давлением.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ о причине непрерывного тока крови в организме.

Лист заданий и ответов

Ф. и. о.______________________  Класс______________

Интегрированный урок биология+физика «Кровообращение».

Цель: выяснить значение физических факторов, обуславливающих непрерывное движение крови.

I. Подумайте, какие основные силы действуют на кровь при её движении.

Задание 1 Найдите на графике точки пересечения кривых, соответствующих изменению давления в предсердии, желудочке и аорте. Какие из них соответствуют (укажите номер точки):

1) закрыванию створчатого клапана – ... ;

2) открыванию полулунного клапана – ... ;

3) закрыванию полулунного клапана – ... .

ВЫВОД.  _________________________________

II. Влияние особенностей артерий на значение кровяного давления.

Задание 2 Давление в крупных артериях падает всего на 10–20 мм рт.ст., а в капиллярах оно само составляет 30 мм рт.ст. Почему?

Ответ. __________________________________

Задание 3 Давление крови в сонной артерии сопоставимо с давлением пара в котле паровоза. Каким качеством обладают артерии?

Ответ. __________________________________

ВЫВОД.

III. Зависимость скорости кровотока от поперечного сечения сосуда.

Так как масса крови, проходящей через сечение сосуда, остаётся постоянной, то и объём крови в каждом сечении остаётся постоянным: V1 = V2.

Рассчитайте зависимость скорости движения крови от сечения сосуда:

1. Как определить путь, пройденный кровью по сосуду, зная скорость и время движения? L = ...
2. Как определить объём крови, прошедшей по сосуду, зная длину и площадь сечения сосуда? V = ...
3. Используя формулу V1 = V2, определите связь между сечением сосуда и скоростью крови в нём.  
4. Сделайте вывод о соотношении площади сечения сосуда и скоростью движения крови в нём. Чем больше площадь сечения, тем скорость движения крови...

Задание 4 Изучите график и проследите изменение скорости кровотока в разных сосудах. Где скорость максимальна, а где минимальна?

Почему увеличивается скорость крови в вене? В чём значение минимальной скорости в капиллярах?

Задание 5 Пусть S1 (сечение аорты) = 4 см2, 1 (скорость крови в аорте) = 21 см/с, 2 (скорость крови в капиллярах) = 0,3 мм/с. Найдите сечение капилляров S2. Во сколько раз площадь сечения капилляров больше площади сечения аорты?

Варианты ответов: 1) 500; 2) 600; 3) 700.

ВЫВОД. ______________________

IV. Физические закономерности движения крови в сосудах.

Вспомните закон сохранения энергии. Что случилось, если энергия изменилась?

(ВНИМАНИЕ: расчёт производится для идеальной несжимаемой жидкости, текущей без трения.)

При движении жидкости по сосуду длиной L1 сила давления F1 совершает работу: А1 = F1 . L1.
При движении жидкости по сосуду длиной L2 сила давления F2 совершает работу:

А2 = F2 . L2.

 

Сила давления может быть рассчитана через давление жидкости в сосуде: F = p . S.
Следовательно, работа внешних сил по перемещению жидкости на различных участках равна:

A1 = p1 . S1 . L1,

A2 = p2 . S2 . L2.

Объём жидкости при этом равен V = S . L, а работа внешних сил:

A1 = p1 . V,

A2 = p2 . V.

Объём жидкости можно рассчитать через её массу и плотность: V = m/.
Следовательно, работа внешних сил будет:

A1 = p1m/,

A2 = p2 m/.

Учитывая, что изменение кинетической энергии движения жидкости равно разности работ внешних сил:

а кинетическая энергия равна:

можно получить следующее выражение:

Е = А1А2,

Е = m2/2,

Сократим массу в обеих частях выражения и перенесём плотность из левой части в правую: 04-06.gif (1059 bytes)

ВЫВОД. Если давление растёт, т.е. р2 > р1, то р1р2 < 0, следовательно, 21 < 0, значит,
2 < 1скорость уменьшается.

Какое давление соответствует падению скорости в капиллярах? Нет ли здесь противоречий?

Ответ. _____________________

Чем поддерживается непрерывный ток крови в организме?

ВЫВОДЫ. ______________________

Таблица оценок

Задание 1:

Задание 2:

Задание 3:

Задание 4:

Задание 5:

Задание 6:

Дополнительная оценка:

Итоговая оценка: ___________________________

.  .