НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАНЯТИЯБ.Н.САФОНОВ,школа № 1906, ЮЗАО, г. Москва КровообращениеОбобщающий интегрированный урок-семинар: БИОЛОГИЯ+ФИЗИКА. 8-й классПри проведении уроков обобщения и систематизации материала по конкретной теме в 7–11-м классах я использую листы заданий и оценок. Это помогает ученикам формировать умения самостоятельно систематизировать материал, делать выводы, применять свои знания при решении качественных и расчётных задач, выполнять лабораторные работы, а также внимательно слушать ответы товарищей, проводить само- и взаимоконтроль ответов и ставить рейтинговые баллы. Учащиеся делают доклады по теме с последующим обсуждением примеров применения знаний на практике (что позволяет развивать представление о роли физики в развитии цивилизации, о физике как части человеческой культуры), работают с компьютером, участвуют во фронтальном опросе по формулам и таблицам, решают задачи. Всем учащимся выдаётся лист заданий и оценок. Каждый одновременно с классом (или опережая класс) выполняет задания и ставит себе оценки в таблицу. Затем подводятся итоги всего урока. Такая система работы позволяет осуществить дифференцированный и индивидуальный подход. Дети сами выбирают задания по силам и набирают определённый рейтинговый балл. Можно организовать соревнование между рядами, при этом выполнившие задания первыми помогают отстающим. В листах заданий и оценок могут содержаться:
Привожу для примера такой конспект для урока-семинара «Кровообращение», проведённого как обобщение материала темы «Закон Бернулли». КОНСПЕКТ СЕМИНАРАЦель: выяснить значение физических факторов, обуславливающих непрерывное движение крови. Темы выступлений: I. История открытия кровообращения. II. Кровяное давление и его роль в движении крови по сосудам. 1. Принцип измерения кровяного давления. 2. Сердце – насос. 3. Силы, действующие на кровь при её движении, – сила давления и сила сопротивления (трения). III. Пульсовые волны – результат упругой деформации сосудов. 1. Принцип измерения частоты пульса. 2. Причины потери кровью первоначальной энергии. IV. Скорость кровотока. Изменение скорости кровотока в зависимости от размеров сечения сосудов. 1. Сравнение скорости течения крови на различных участках кровяного русла. 2. Физическое выражение зависимости скорости течения от площади поперечного сечения сосуда. 3. Закон Бернулли применительно к кровообращению. Несоответствие между скоростью течения крови и её давлением. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ о причине непрерывного тока крови в организме. Лист заданий и ответовФ. и. о.______________________ Класс______________ Интегрированный урок биология+физика «Кровообращение». Цель: выяснить значение физических факторов, обуславливающих непрерывное движение крови. I. Подумайте, какие основные силы действуют на кровь при её движении. Задание 1 Найдите на графике точки пересечения кривых, соответствующих изменению давления в предсердии, желудочке и аорте. Какие из них соответствуют (укажите номер точки): 1) закрыванию створчатого клапана – ... ; 2) открыванию полулунного клапана – ... ; 3) закрыванию полулунного клапана – ... . ВЫВОД. _________________________________ II. Влияние особенностей артерий на значение кровяного давления. Задание 2 Давление в крупных артериях падает всего на 10–20 мм рт.ст., а в капиллярах оно само составляет 30 мм рт.ст. Почему? Ответ. __________________________________ Задание 3 Давление крови в сонной артерии сопоставимо с давлением пара в котле паровоза. Каким качеством обладают артерии? Ответ. __________________________________ ВЫВОД. III. Зависимость скорости кровотока от поперечного сечения сосуда. Так как масса крови, проходящей через сечение сосуда, остаётся постоянной, то и объём крови в каждом сечении остаётся постоянным: V1 = V2. Рассчитайте зависимость скорости движения крови от сечения сосуда:
Задание 4 Изучите график и проследите изменение скорости кровотока в разных сосудах. Где скорость максимальна, а где минимальна? Почему увеличивается скорость крови в вене? В чём значение минимальной скорости в капиллярах?
Задание 5 Пусть S1 (сечение аорты) = 4 см2, 1 (скорость крови в аорте) = 21 см/с, 2 (скорость крови в капиллярах) = 0,3 мм/с. Найдите сечение капилляров S2. Во сколько раз площадь сечения капилляров больше площади сечения аорты? Варианты ответов: 1) 500; 2) 600; 3) 700. ВЫВОД. ______________________ IV. Физические закономерности движения крови в сосудах. Вспомните закон сохранения энергии. Что случилось, если энергия изменилась? (ВНИМАНИЕ: расчёт производится для идеальной несжимаемой жидкости, текущей без трения.)
ВЫВОД. Если давление растёт, т.е. р2
> р1, то р1– р2 < 0,
следовательно, 2 – 1 < 0, значит, Какое давление соответствует падению скорости в капиллярах? Нет ли здесь противоречий? Ответ. _____________________ Чем поддерживается непрерывный ток крови в организме? ВЫВОДЫ. ______________________ Таблица оценок Задание 1: Задание 2: Задание 3: Задание 4: Задание 5: Задание 6: Дополнительная оценка: Итоговая оценка: ___________________________ |