Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №24/2005
Итоги-2005

Н.К.Ханнанов,
ЭСОШ № 82 РАО,
г. Черноголовка, Московская обл. khann@dio.ru

Итоги-2005

С 7 по 10 ноября в Москве в дни школьных каникул прошла юбилейная XV международная конференция «Информационные технологии в образовании» (ito.su). На ней ежегодно подводятся итоги развития и внедрения информационных технологий в практику преподавания в образовательных учреждениях России, обсуждаются усилия Минобрнауки и частных организаций по такому внедрению. В этом году зарегистрировались свыше 1000 участников.

В рамках конференции работала секция «ИКТ в учебном процессе. Естественно-математические предметы», где выступали и учителя школ, и администраторы образовательного процесса, и создатели образовательных дисков, и эксперты министерства, и корреспонденты газет и журналов. Наверное, поэтому дискуссия была интересной. Остановимся кратко только на докладах, связанных с физикой.

Наибольшее оживление вызвал доклад «Наглядное моделирование физических процессов в “Model vision studium (free)”» (фото внизу слева). Его авторы, преподаватели МПГУ Бирюков С.В., Гуськов С.В. и студент 3-го курса Федянин В.В. (SVB3@hotmail.ru), показали редкое сочетание живого физического эксперимента и его компьютерной модели, проявив воистину русскую смекалку, изобретательность и знание возможностей программного обеспечения. Маятник, подвешенный к колёсику старой «мышки», заставлял курсор на экране рисовать зависимость угла отклонения от времени, а во втором окне аналогичная кривая вычерчивалась с помощью компьютерной модели затухающих колебаний с заданным параметрами. Авторы рассказали и о других своих работах в рамках разрабатываемых в университете работ физического практикума.

       

Отмечен также доклад д.п.н. профессора Пермского ГПУ Оспенниковой Е.В. (evos@bk.ru) «Электронные учебные коллекции по физике: разработка и использование в обучении» (фото внизу справа). Она рассказала об опыте работы со студентами и учителями на курсах повышения квалификации по созданию собственных материалов на основе коллекций простейших стандартных заготовок, дисков и интернет-ресурсов, а также по разработке качественных с точки зрения методики преподавания цифровых ресурсов по истории физики. Елена Васильевна отметила, что учителя, освоившие хотя бы редактор презентаций PowerPoint, начинают прежде всего создавать свои материалы, соответствующие их личному стилю подачи той или иной темы. При этом было показано несколько сделанных учителями простых, но весьма красочных анимированных слайдов.

Этот доклад вместе с докладами Львовской Г.Ф. (gannalv@mail.ru) «Уроки физики с компьютерной поддержкой в 10-м профильном классе», а также Меньшикова П.С. и Ханнановой Т.А. (tataniu@yandex.ru) «Опыт разработки и апробации в школах компьютерных образовательных комплексов фирмы “1С” по физике» вызвал дискуссию о роли уроков с использованием компьютера для повышения мотивации к изучению предмета в основной школе и в профильных классах. Не все участники дискуссии считали, что красочность, яркость, доступность материала необходимы для преподавания физики на современном этапе, однако все признали, что использование компьютера на уроке – сильнейший фактор повышения интереса к предмету.

Вторая дискуссия развернулась вокруг вопросов организации занятий с использованием компьютера, поскольку санитарные нормы, особенно в основной школе, не позволяют рассадить учащихся по двое у компьютеров и разрешить им сидеть у него в течение 40 мин. Учителя-практики рассказали об опыте задействования часов факультативных (элективных) курсов для проведения параллельных занятий с двумя группами одного класса учителем информатики и учителем физики, об увеличении числа компьютеров в классе за счёт замены электронно-лучевых мониторов на жидкокристаллические, об индивидуальной работе 1–2 учеников за компьютерами во время занятия в кабинете физики, об организации фронтальной дискуссии во время демонстрации материалов на экране с помощью мультимедиа-компьютера. Оказалось, что даже при систематическом использовании компьютер на уроках физики используется 1–2 раза в четверть, или не чаще, чем на каждом пятом занятии. Интересным оказался доклад Сидоренко А.Ф. (snit@lyceum130.ru) из Екатеринбурга об организации систематического использования кабинета информатики учителями-предметниками, когда координацию осуществляет специально выделенный инженер-педагог. Это позволяет детям выполнять и домашние задания с использованием компьютера.

Огромный интерес учителей и администраторов, приехавших со всей страны, вызвала выставка образовательных продуктов на CD- и DVD-дисках, поскольку их ещё до покупки можно было просмотреть и проконсультироваться с авторами, к тому же действовали скидки до 50%. Среди новинок:

Выяснилось, что система информации и сбыта дисков по физике, разработанных по заказу Минобрнауки (см. статью «Рекомендовано ФЭС» в № 7/05 газеты «Физика») работает плохо – диски, вышедшие год назад, были открытием для представителей регионов.

Новым идеям по использованию компьютера для развития творческих способностей детей на предметном материале геометрии и физики были посвящены доклады методистов фирмы «1С» Дубровского В.Н. (dubrovsky@1c.ru) «Типология динамических чертежей» и Ханнанова Н.К. «Визуализация интеллектуальных процедур при создании заданий для обучения и контроля знаний в электронных изданиях по физике». О конкурсах инновационных проектов по физике и планах по программе информатизации школ России много говорилось на пленарных заседаниях и «круглых столах», прошедших в рамках конференции.

Огромный интерес вызвал и у организаторов конференции, и у Министерства, и у фирм-производителей вопрос об эффективности использования электронных изданий и компьютерной техники. Много ли учителей, почувствовавших, что компьютерные технологии облегчают их труд, делают его более творческим? Удаётся ли тех же результатов обучения добиться за более короткие сроки или меньшими усилиями? Даёт ли использование новых средств обучения новое качество в развитии ребёнка? Этим практическим вопросам хотелось бы уделить внимание на конференции следующего года, и программный комитет ИТО-2006 с большим интересом намеревается отнестись к таким докладам.

Эти идеи во многом перекликались с дискуссией, начавшейся на страницах газеты «Физика» в уходящем году, поэтому мы надеемся на ваши публикации в новом, 2006 г. и ваши отклики, уважаемые читатели.


Наиль Кутдусович Ханнанов

Наиль Кутдусович Ханнанов – член программного комитета ежегодной конференции ИТО, выпускник МФТИ, ведущий научный сотрудник лаборатории дифференциации образования ЦЭПД РАО, к.х.н., учитель высшей квалификационной категории ЭСОШ № 82 РАО, ведущий специалист в области исследования психодидактических особенностей использования различных мультимедиа-объектов и путей повышения эффективности их использования в преподавании физики в старшей школе