Табличный метод решения задач
При изучении закона Ома и расчёте простейших цепей в 8-м классе удобным и результативным методом является заполнение таблиц.
Задача № 1. Найти силу тока в цепи, общее напряжение, напряжение и токи на резисторах, если амперметр показывает силу тока 3 А, а сопротивления резисторов составляют R1 = 7,5 Ом, R2 = 10 Ом, R3 = 6 Ом.
Для решения составляем таблицу, используя условия задачи и зная, что амперметр показывает силу тока на втором резисторе:
№ | R, Oм | U, В | I, А |
1 | 7,5 | ||
2 | 10 | 3 | |
3 | 6 | ||
Общ. |
Заполнять таблицу начинаем со строки или столбца, содержащего две заполненные клетки. В данном случае определяем напряжение на втором резисторе по закону Ома и заносим результат в таблицу:
U2 = I2 R2; U2 = 10 Ом•3 А = 30 В.
Затем поэтапно выполняем действия и заносим результаты в таблицу:
U2 = U3 (= 30 В); I3 = U3/R3 (= 5 А).
I1 = I2 + I3 (= 8 А); U1 = I1R1 (= 60 В).
Iобщ = I1 (= 8 А); Uобщ = U1 + U2 (= 90 В).
Rобщ = Uобщ/Iобщ (= 11,25 Ом).
В итоге получаем:
№ | R, Oм | U, В | I, А |
1 | 7,5 | 60 | 8 |
2 | 10 | 30 | 3 |
3 | 6 | 30 | 3 |
Общ. | 11,25 | 90 | 8 |
С целью проверки решения можно рассчитать общее сопротивление цепи, используя формулы параллельного и последовательного соединений проводников:
Rобщ = R1 + R2R3/(R2 + R3);
Rобщ = ... = 11,25 Ом.
Использование таблицы при решении задач удобно наглядностью продвижения в решении, что очень радует учащихся. Таблица позволяет осуществлять проверку на каждом этапе решения по строкам и столбцам, опираясь на закон Ома. Табличное оформление данных организует мышление, готовит к выполнению лабораторных работ и самостоятельной работе с любыми данными. Метод охотно принимается учащимися и используется ими при решении задач в старших классах.