Как это устроено?..
Радиобрелок сигнализации. У владельца автомобиля рядом с ключом зажигания, как правило, лежит радиобрелок сигнализации, который позволяет открывать и закрывать машину на расстоянии. Большинство современных машин оборудовано электронной системой блокировки дверей. Программируют автомобильный микропроцессор и соответствующий брелок с помощью динамического кодирования: при каждом нажатии на кнопку радиобрелка изменяется код, причём уникальным образом для каждого автомобиля. Поэтому открыть дверцы чужого авто невозможно. По такому же принципу часто работают автоматические двери современных гаражей. Технология динамического кодирования успешно используется уже более десяти лет, и не было отмечено ни одного случая взлома. Для случаев, когда у водителя заняты руки, а брелок где-то в кармане, специалисты создали так называемую пассивную систему автосигнализации, которая начинает работать при нажатии на дверную ручку автомобиля. Радиопередатчик изнутри машины посылает сигнал с целью опознать код брелка или электронного чипа в специальной карточке, хранящихся в карманах или сумке владельца. Если эти коды совпадают с теми, что хранятся в микропроцессоре системы автосигнализации, двери открываются. Ещё одно устройство – иммобилайзер – является противоугонной системой защиты автомобиля, которая при повороте ключа зажигания запустит двигатель только тогда, когда код электронного чипа внутри ключа совпадёт с кодом чипа, находящегося внутри системы зажигания. В европейских странах, где установка иммобилайзера является обязательной, использование этой системы привело к снижению угонов на 50%. Для передачи сигнала в пассивных системах сигнализации и иммобилайзерах используется относительно низкая частота, 125 кГц. В активных системах автосигнализации применяются гораздо более высокие частоты (315 МГц в Японии и США), чтобы можно было найти свою машину на огромных парковках вблизи торговых центров. Европейские производители для этого пока используют 433 МГц, но скоро частота будет удвоена, т.к. в этом диапазоне становится очень тесно, ведь ежегодно число оснащённых такими системами автомобилей в мире становится на 2 млн больше.
При каждом нажатии на брелок в системе автосигнализации в соответствии с алгоритмом, своим для каждого автомобиля, генерируется обновляемое 32-битовое кодовое число. Уникальность этого кода позволяет открывать автомобиль только владельцу.
Знаете ли вы что?..
|
|
|
Когда владелец нажимает на копку радиобрелка, передаётся последовательность одинаковых 64-битовых сигналов, которые принимаются устройством внутри машины. Каждый сигнал содержит серийный номер устройства, кодовое число (каждый раз новое) и код команды (например: «Открыть двери»). Если серийный код совпадает с записанным в микропроцессоре системы, в приёмнике тоже генерируется кодовое число, и только в случае совпадения кодовых чисел брелка и приёмника контроллер получает сигнал выполнить команду. Кодовое число в системе автосигнализации каждый раз новое, и это защищает от злоумышленников, даже если они смогли считать посланный код радиосканером.
- Если нажать на брелок чересчур далеко от автомобиля, то автосигнализация не сработает. Если после этого нажать на кнопку вблизи машины, код, посланный брелком, уже не совпадёт с кодом, выдаваемым микропроцессором внутри машины, т.к. брелок активировался на один раз больше, чем микропроцессор. В таком случае нужно нажать на брелок ещё раз, тогда микропроцессор, анализируя два последовательных кода, посланных брелком, сможет определить, «свой» он или «чужой». Если «свой», то коды между процессором и брелком согласуются, и двери откроются.
ПАССИВНАЯ СИСТЕМА АВТОСИГНАЛИЗАЦИИ. Если потянуть за дверную ручку автомобиля, радиопередатчик, находящийся внутри машины, пошлёт сигнал, способный обнаружить соответствующий радиобрелок (на расстоянии не более 1,5 м). Обнаружив его, радиопередатчик пошлёт кодовое число и, если в ответ брелок пришлёт ему такое же, дверь откроется.
- ИММОБИЛАЙЗЕР. Водитель вставляет ключ в замок зажигания, в результате чего в находящейся там обмотке возникает магнитное поле, что порождает электрический ток в приёмоответчике, вмонтированном тоже в ключ зажигания. Микропроцессор системы зажигания передаёт кодовое число, и, если оно соответствует радиоприёмному устройству ключа, двигатель запускается.