Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №19/2005
Строение вещества

Е.В.Дьяченко,
пос. Климово, Брянская обл.

Строение вещества

Урок повторения и обобщения, 2 ч. 8-й класс

Цели урока: углубить и систематизировать знания учащихся о строении вещества; развивать память, мышление, способность логически мыслить; воспитывать нравственные и эстетические представления, систему взглядов на мир.

Ход урока

1. Разминка (все разгадывают кроссворд, который заранее вычерчен на доске или на плакате)

Кроссворд

По горизонтали: 1. Агрегатное состояние, в котором вещество, сохраняя свой объём, принимает форму сосуда, в котором находится. 4. Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его свойства. 7. Подъём смачивающей жидкости по тонким трубкам. 8. Самопроизвольное перемешивание веществ.

По вертикали: 2. Физическая величина, от которой зависит быстрота протекания диффузии. 3. Растекание жидкости по поверхности твёрдого тела. 5. Состояние вещества, характеризующееся отсутствием собственного объёма и формы. 6. Частица, входящая в состав молекулы.

2. Тест на проверку знаний учащихся, «принесённых» с собой на урок (выполняется на листках)

1. Мельчайшие частицы, из которых состоят различные вещества и которые сохраняют свойства этих веществ, называются:

А) атомами; Б) молекулами.

2. Все молекулы одного и того же вещества:

А) совершенно одинаковы; Б) различны.

3. При охлаждении объём тела:

А) уменьшается; Б) увеличивается.

4. Процесс диффузии:

А) замедляется с ростом температуры; Б) ускоряется с ростом температуры; В) не зависит от температуры.

5. На расстояниях, сравнимых с размерами самих молекул (атомов):

А) начинают проявляться силы отталкивания; Б) всё сильнее проявляются силы притяжения.

6. Газы:

А) имеют собственную форму; Б) сохраняют объём; В) не имеют собственной формы и постоянного объёма.

7. Молекулы газа:

А) двигаясь беспорядочно во всех направлениях, почти не притягиваются друг к другу; Б) не расходятся на большие расстояния; В) расположены в определённом порядке.

8. Ртуть может находиться:

А) только в жидком состоянии; Б) в жидком, твёрдом и газообразном состоянии; В) только в твёрдом состоянии.

9. Можно ли открытый сосуд заполнить газом на 40% его вместимости?

А) Да, можно; Б) нет, нельзя; В) определённого ответа дать нельзя.

10. Изменились ли сами молекулы воды, когда она замёрзла и превратилась в лёд?

А) Нет, не изменились; Б) да, изменились; В) определённого ответа дать нельзя.

11. Из явления диффузии можно сделать вывод о том, что:

А) все тела состоят из мельчайших частиц; Б) молекулы всех веществ неподвижны; В) молекулы всех веществ непрерывно движутся.

12. Процесс диффузии происходит:

А) только в жидкостях и газах; Б) только в жидкостях и твёрдых телах; В) в газах, жидкостях и твёрдых телах.

13. Молекулы притягиваются друг к другу. Однако они не слипаются, потому что:

А) молекулы непрерывно движутся; Б) между ними существуют силы отталкивания.

(Учащиеся обмениваются работами для взаимопроверки. Критерии оценок: «5» – до двух ошибок; «4» – 3–4 ошибки; «3» – 5–6 ошибок; «2» – 7 и более. Учитель разбирает каждый вопрос. Ученики, поставив себе оценку, сдают выполненную работу учителю.)

3. Логические задания

Состояние Сохраняет объём Сохраняет форму Сжимается?
  Да    
Газ      
    Нет  

4. Задания на карточках

Для сильных учеников

1. Опишите опыт, с помощью которого можно доказать, что любое вещество состоит из мельчайших частиц.

2. Опишите опыт, позволяющий оценить размеры молекул.

3. Опишите опыт, показывающий, что молекулы вещества находятся в непрерывном хаотическом движении.

4. Опишите опыт, с помощью которого можно показать, что молекулы разных веществ притягиваются друг к другу с разной силой.

5. Вопросы

5.1. Почему нельзя соединить в одну две деревянные линейки, плотно приложив их друг к другу?

5.2. Перья водоплавающих птиц покрыты тончайшим слоем жира. Зачем?

5.3. Почему газы не имеют собственной формы и постоянного объёма?

5.4. Основные положения МКТ.

Для средних учеников

1. Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объём?

2. Чем объясняется способность твёрдого тела сохранять свой объём и форму?

3. Чтобы огурцы получились малосольными, их нужно хранить в холодном помещении. Почему?

4. При ремонте дороги асфальт разогревают. Почему запах разогретого асфальта ощущается издалека? Какие явления лежат в основе?

5. Почему газ можно сжать, а твёрдое тело нельзя?

6. Почему шариковой ручкой трудно писать на жирной бумаге?

Для слабых учеников

1. Из чего состоят все вещества?

2. Из чего состоят молекулы?

3. Из чего состоит молекула воды Н2О?

4. В стаканы с холодной и горячей водой насыпали по ложке сахара. В каком стакане быстрее растворится сахар? Какое явление лежит в основе?

5. Из чего состоит молекула углекислого газа СО2?

6. Тело сохраняет объём и форму. В каком агрегатном состоянии оно находится?

7. Тело сохраняет объём, но не форму. В каком агрегатном состоянии оно находится?

8. Тело не сохраняет ни объём, ни форму. В каком агрегатном состоянии оно находится?

5. Выводы

Углубили и систематизировали знания учащихся по теме. Проверили знания слабых и сильных учеников благодаря разноуровневым заданиям на карточках. В течение урока каждый учащийся получил по две оценки.

__________________

* Количество (в процентах) учащихся, написавших работу на «4» и «5», от всего состава класса.