Е.Г.Бедрицкая, Т.Н.Курдюкова (учителя
математики),
Е.В.Пронина (учитель физики),
школа № 329, г. Москва
Производная в механике и электродинамике
Интегрированный урок объяснения нового материала: АЛГЕБРА+ФИЗИКА. 11-й класс
Цели урока: конкретизация знаний учащихся (закрепление понятия производной и получение временных зависимостей скорости, ускорения, заряда и силы тока), применение геометрических и алгебраических методов при решении задач; развитие логического мышления, внимания и памяти; воспитание взаимопомощи, аккуратности.
Наглядные средства обучения: плакаты на магнитной доске («Электромагнитные колебания в колебательном контуре», «Алгоритм нахождения производной», «Правила дифференцирования»), на партах – раздаточный материал с задачами.
Ход урока
1. Мотивация
(Учитель математики сообщает тему и цели урока, объясняет механический смысл производной, повторяет определение и правила вычисления производной, основные формулы дифференцирования.)
2. Объяснение нового материала
Учитель математики. Материальная
точка движется по координатной прямой, причём
задан закон движения x(t) – функция времени.
За промежуток от t0 до t=t0+t перемещение
точки равно x = x(t0
+ t) – x(t0),
а её средняя скорость ср(t) = x : t.
Обычно характер движения бывает таким, что при средняя скорость практически не меняется, т.е. движение можно считать равномерным. Другими словами, значение средней скорости при стремится к некоторому вполне определённому значению, которое и называют мгновенной скоростью (t0) этой точки в момент времени t0. Итак, ср(t) = (x : t) (t0) при , но, по определению производной, поэтому коротко говорят: производная координаты по времени есть скорость.
В этом состоит смысл производной в механике. Мгновенная скорость может принимать как положительные, так и отрицательные значения и, конечно, может быть равной 0. Это зависит от направления движения вдоль оси x.
Аналогично с ускорением движения.
Скорость
движения точки есть функция времени t, т.е. = (t).
А из курса физики вы знаете, что, по определению, a=/t при .
С другой стороны, поэтому a = '(t) = x"(t). Короче говоря,
производная от скорости по времени есть
ускорение, или вторая производная от координаты
по времени есть ускорение.
Пример. Рассмотрим свободное падение материальной точки. Если координатную прямую направить вертикально вниз, а начальное положение материальной точки совпадает с х = 0, то, как известно из физики, координата этой точки
Тогда зависимости скорости и ускорения точки соответственно равны a = (gt)' = g.
Мы получили законы свободного падения.
3. Промежуточное закрепление материала
(Решение задач 1, 2 из Приложения.)
4. Объяснение нового материала (продолжение)
Учитель физики. На предыдущих уроках физики мы начали рассматривать электромагнитные колебания. Вспомните, что называют электромагнитными колебаниями? (Учащиеся дают определение.)
Мы выяснили, что между явлениями и величинами в механике и электродинамике прослеживаются определённые аналогии. В электромагнитных колебаниях большую роль играет явление самоиндукции. Какому механическому явлению оно аналогично? (Учащиеся вспоминают аналогию с инерцией.) Какие величины в механике имеют аналоги в электродинамике? (один учащийся записывает на доске.)
x q m L Eк Wмагн
i R Eп Wэл
Только что вы рассмотрели математическую взаимосвязь координаты и скорости. Исходя из аналогии можно сделать вывод, что i(t) = q'(t). Этот же вывод следует из определения силы тока:
если i = const, то i = q/t;
если i меняется, то i(t) =
Таким образом, чтобы выяснить, какова зависимость силы тока от времени, нужно знать зависимость заряда от времени и взять её производную. На последнем уроке мы получили уравнение свободных колебаний из формулы энергии контура с помощью производной. Запишите на доске это уравнение (один ученик пишет на доске):
(1)
Напомню, что L и C – постоянные величины, параметры элементов колебательного контура.
Любое уравнение имеет решение. В данном случае решением является зависимость заряда от времени. Найдём её методом математического анализа. (В ходе беседы учащиеся, опираясь на решение задачи 2 Приложения, определяют, что заряд меняется по закону косинуса, – такие колебания называются гармоническими. По плакатам обсуждается значение в формуле члена, соответствующего амплитуде заряда: если максимальное значение косинуса равно 1, то максимальное значение заряда – амплитуде заряда qm. Далее определяют коэффициент при t в аргументе функции cos 0t.)
Пусть q(t) = qm cos 0t. Тогда производная этой сложной функции есть q'(t) = –qm 0 sin 0t. Вторая производная – соответственно
или (2)
Сравнивая уравнения (1) и (2), получаем
Записываем зависимость заряда от времени и находим зависимость силы тока от времени с помощью производной (величина qm0, стоящая перед синусом, – это максимальное значение силы тока Im, т.е. амплитуда силы тока):
I(t) = q'(t) = –qm0sin0t = –Imsin0t = Imcos(0t + /2).
5. Закрепление материала
(Решение задач № 3, 4 из Приложения.)
6. Подведение итогов урока
(Обсуждение с учащимися значения производной при изучении физики, оценка их работы на уроке.)
7. Домашнее задание
§ 22, 30 из учебника «Физика-11» Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева. – М.: Просвещение, 2005; № 5–7 из Приложения.
Приложение
|
Елена Гелиевна Бедрицкая – выпускница МГПИ им. В.И.Ленина 1987 г., педстаж 19 лет, учитель математики высшей квалификационной категории. Награждена медалью «В память 850-летия Москвы» и почётной грамотой Минобрнауки РФ. Увлекается компьютерной графикой и рукоделием. Дочь учится в 8-м классе.
Татьяна Николаевна Курдюкова – выпускница Коломенского пединститута 1980 г., педстаж 26 лет, учитель математики 1-й квалификационной категории, награждена почётной грамотой ЮВАО г. Москвы. Татьяна Николаевна – многодетная мать, хобби – воспитание внуков.
Екатерина Вячеславовна Пронина – выпускница МГПИ им. В.И.Ленина 1989 г., педстаж 16 лет, учитель физики 1-й квалификационной категории. Награждена медалью «В память 850-летия Москвы» и почётной грамотой Минобрнауки РФ. Сын учится в 8-м классе.