Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №18/2005
Кинематика

Е.А.Трофимова,
п. Каменный, Кемеровская обл.

Кинематика

Обобщающе-повторительный урок-эстафета. 9-й класс

Цель урока: повторить тему «Кинематика», выявить понимание материала, вовлечь в работу всех учащихся, в том числе слабых и средних.

Организация мероприятия. Игра должна охватывать все элементы знаний, полученных при изучении данной темы, и проводиться без специальной подготовки, с увлечением. Класс по жребию делится на две команды, которые садятся за свои столики, организуется жюри. Результаты работы на каждом этапе оцениваются так: за правильный ответ – 3 балла, за частично сделанную работу – 2 балла, за невыполненное задание – 1 балл, если ученик шёл по верному пути. Баллы даются и за скорость: первая команда, справившаяся с заданием, – 2 балла, вторая – 1 балл. Все полученные баллы суммируются.

Ход урока

I. Организационный этап

Учитель. Вы знаете, что мы сегодня будем делать? Мы будем вместе размышлять. Команды, займите свои места, выберите капитанов.

II. Физический диктант

На столах у каждой команды имеются карточки размером 10 25 см с физическими терминами. Например, 06-06.jpg (6120 bytes). Учитель читает определение, а команды должны поднять и показать соответствующую карточку.

1. Изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени (механическое движение).

2. Тело, размерами которого в данных условиях можно пренебречь (материальная точка).

3. Тело отсчёта, система координат, связанная с ним, прибор для измерения времени (система отсчёта).

4. Вектор, соединяющий начальное положение и конечное положение тела (перемещение).

5. Линия, описывающая движение (траектория).

6. Расстояние, пройденное телом (путь).

7. Величина, показывающая быстроту изменения скорости (ускорение).

8. Величина, показывающая быстроту изменения положения (скорость).

9. Движение, при котором скорость тела постоянна по величине (равномерное).

10. Движение с переменной по величине скоростью (неравномерное).

III. Физическая эстафета

Участники команды поочерёдно подбегают к столу и бросают вверх игровой кубик, на гранях которого изображены формулы, изученные в данной теме. «Выпавшей» формуле участник должен дать письменное объяснение на приготовленной заранее стандартного размера карточке из белой плотной бумаги (сложены стопкой на столе – финишные данного этапа).

IV. Конкурс смекалистых

1. Он первым для исследования природы применил эксперимент, установил закон инерции, изучал законы падения тел. Ему принадлежит фраза: «А всё-таки она вертится!»

1) Джордано Бруно; 2) Исаак Ньютон; 3) Галилео Галилей; 4) Николай Коперник; 5) Альберт Эйнштейн.

2. В стихотворении И.А.Бунина «В поезде» есть такие строки: «Вот мост железный над рекой/промчался с грохотом под нами...» Какую систему отсчёта выбрал пассажир?

1) Связанную с поездом; 2) связанную с рекой; 3) связанную с Землёй;  4) мост (под поездом, но над рекой).  5) Автор не знал основ механического движения.

3. Когда на Топкинском ипподроме проходят бега, то лошадь и лёгкая двухколёсная коляска с жокеем постоянно делают левый поворот. Какое колесо при этом проходит больший путь?

1) Левое; 2) правое; 3) пути одинаковы; 4) в начале дистанции – левое, в конце – правое.

5) Не указан правильный ответ.

4. Из предложенных ниже ответов выделите случаи с проявлением инерции.

1) Камень свободно падает на Землю; 2) катер движется после выключения двигателя; 3) автомобиль едет равномерно и прямолинейно; 4) спутник движется по орбите; 5) искры слетают с точильного круга.

1) На рисунке дана схема полёта космической станции на Венеру. В какой системе отсчёта указана траектория полёта?

Ответ. В гелиоцентрической.

2) Тело движется равномерно по окружности против часовой стрелки. Какая стрелка указывает направление вектора ускорения при таком движении?

3) На рисунке изображена поверхность жидкости в цистерне бензовоза. В каком случае бензовоз движется равномерно? В каком случае cкорость увеличивается? уменьшается?

4) Группа самолётов одновременно выполняет фигуры высшего пилотажа, сохраняя заданный строй. Что можно сказать о движении самолётов друг относительно друга?

Ответ. Они практически покоятся.

5) На рисунке изображена часть траектории движения Земли вокруг Солнца. Стрелками показаны направления движения Земли по орбите и её вращения вокруг собственной оси. Когда жители посёлка Каменный движутся быстрее относительно Солнца: в полдень или в полночь? Почему?

Северный полюс

Ответ. В полночь.

6) При движении автомобиля стрелка спидометра замерла на отметке шкалы. Как движется автомобиль в этом случае?

Ответ. Равномерно, если спидометр не «заклинило».

V. Конкурс решения типовых задач

По одному участнику из каждой команды решают задачу у доски, остальная команда – на месте, в случае затруднения команда помогает.

1-я задача. При равноускоренном прямолинейном движении скорость катера увеличилась за 10 с от 5 м/с до 9 м/с. Какой путь пройден катером за это время?

Ответ. 70 м.

2-я задача. За какое время можно остановить автомобиль, движущийся со скоростью 72 км/ч, если при быстром торможении ускорение равно 5 м/с2? Каков при этом тормозной путь?

Ответ. = 4 с; s = 40 м.

VI. Аукцион понимания формул

Формула записана на доске: x = 2 + 10t + 0,2t2.

Какие сведения о движении тела можно получить из неё?

Ответ. x = 10 + 0,4t; ax = 0,4. Все величины записаны в единицах СИ. Начальные условия: x0 = 2 м; x0 = 10 м/с.

VII. Конкурс «Понимаешь ли ты графики?»

Команды по очереди дают ответы; за каждый правильный ответ – 1 балл.

VIII. Конкурс капитанов

Капитаны решают экспериментальную задачу.

Пока капитаны работают, команды задают друг другу вопросы по единицам физических величин.

IX. Подведение итогов