Т.В.Золотухина (школа № 793),
А.А.Золотухина (студентка МПГУ),
Ирина Вартапетян (ученица 10-го класса, школа № 793),
г. Москва
Физика как предмет профильной школы
Беседа педагога, ученика и психолога
Педагог. В нашей школе в прошлом году был создан класс профильного обучения естественнонаучного направления. Дело достаточно новое для российской школы, но за рубежом, например во Франции, профильное образование имеет вековую историю, а в США, Англии, Германии, Канаде – существует не один десяток лет.
Ученица. Значит, можно использовать опыт зарубежных стран. Ведь должно быть что-то общее?
Педагог. Да, конечно. Это научно-технический прогресс, всесторонняя международная интеграция. Но есть национальные особенности, которые требуют накопления собственного опыта.
Психолог. В 90-х гг. элементы профильного образования уже проникали в российскую школу. Но принцип добровольности при введении элективных курсов был отнесён не только к выбору учащимися тематики курсов, но и к самому посещению факультативных занятий, что явилось психологической ошибкой: группы разваливались уже в первом полугодии учебного года.
Педагог. Следовательно, требуются оправданные коррективы принципа профильного обучения.
Ученица. У нас в классе такой ошибки не было: условие посещаемости было главным.
Психолог. Какие же трудности приносит профильное обучение? Согласитесь, ответ на такой вопрос может оказаться неоднозначным.
Ученица. Я бы охарактеризовала «природу» нашего класса четырьмя группами учеников. Первая группа – это знающие и любящие физику ребята, которые изучают её не только по программе профильного образования, но и самостоятельно, даже в свободное время.
Психолог. С первой группой понятно. Ребята знают, чего хотят, если выбор будущей профессии сделан. Такие уже состоявшиеся личности легко справляются с выбором, даже если возникают и новые устремления.
Ученица. Да, я согласна. Например, у меня не будет трудностей в выборе будущего направления образования, ведь база знаний достаточно широка.
Психолог. Какова следующая группа?
Ученица. Это те ребята, которые изучают только положенную программу.
Педагог. Программа достаточно трудная, поэтому здесь серьёзных проблем, думаю, не возникает.
Психолог. Вполне логично, только при условии, что сюда входят ученики с вполне сложившимися суждениями, а логика физики, история её открытий и откровений, технического прогресса сделают своё дело в формировании мировоззрения.
Ученица. Третья группа «зубрит» физику, занимаясь предметом время от времени. На уроках вроде бы работают, но очень неуверенно.
Педагог. Это самая большая забота для учителя. Таким ребятам не по себе и на лабораторных занятиях (любимых всеми), и при ответах у доски, и на уроках с элементами творчества, а о контрольных и говорить нечего.
Психолог. Тогда появляется опасность, что дифференциация заданий сведёт на нет сам принцип профильного обучения.
Педагог. Не только, ведь иногда требуется инициатива, особенно при самостоятельной работе над проектами. А какая может быть инициатива или, того больше, маленькая идея, если от тетрадки или от учебника ни на шаг?!
Ученица. Мы в 9-м классе делали проекты по программе «Ярмарки идей на Юго-Западе-2004». Например, мой проект потребовал знаний не только по физике, но и по географии, экологии, биологии и т.д. Вообще проект мне очень много дал, особенно в смысле оптимальной организации работы.
Педагог. Но не забывай, что у тебя была приличная база знаний. А то ведь как бывает? Допустим, предлагается сделать мини-проект по теме «Пьезоэлектрический эффект и его применение», а ученик теряется, не знает даже, как приступить к такой, казалось бы, современной теме.
Ученица. Я бы начала с интриги, т.е. с демонстрации пьезозажигалки.
Педагог. Или, говоря научным языком, элементов искрового воспламенителя нажимного и ударного типа.
Ученица. А ещё можно было бы продемонстрировать отпугивающие ультразвуковые устройства.
Педагог. И сразу предупредить, что это – «верхушка айсберга».
Ученица. Потом я бы рассказала историю открытия эффекта. Здесь тоже есть интригующие моменты.
Психолог. Получается просто детективная история!
Ученица. Да, ведь участниками открытия являются братья Кюри и кристаллы кварца.
Педагог. Здесь, конечно, много «подводных камней»: объяснение природы прямого и обратного пьезоэлектрического эффектов, знание кристаллической структуры (центр симметрии кристалла) и т.д.
Ученица. Но ведь это очень перспективная тема! Возможности этого эффекта далеко не исчерпаны…
Психолог. Спасибо, вы меня убедили. Но вернёмся к третьей группе ребят. Очевидно, что они нуждаются в психологической поддержке. И поддержка эта возможна при работе в группах с сильными учениками. Да – мини-проекты, да – в группах, да – «сильный» плюс «средний» плюс «не уверенный в своих силах». Здесь будут решаться проблемы коммуникабельности, толерантности, творческого поиска.
Ученица. А уважение к дружбе? Мне интереснее делать проект с моими друзьями!
Психолог. А ты посмотри с другой стороны... Разве не интересно посоревноваться с друзьями?
Ученица. Ярмарка идей внутри класса? Почему бы и нет?!
Педагог. Какая трогательная картина! Но не забывайте: существует регламент часов, отведённых на выполнение и программы, и проектов, да ещё учтём проблемы с материальной базой (точнее, с её отсутствием). Конечно, ваши мечты надо реализовывать, но, увы, не все сразу.
Ученица. Перехожу к четвёртой, последней группе.
Психолог. Нетрудно догадаться – они перепутали класс.
Ученица. Так казалось в начале года, но теперь им нравится учиться, только вот не хватает знаний.
Психолог. Значит, «спящие царевны» проснулись? Тогда остаётся проявить терпимость и – «через тернии – к звёздам».
Педагог. Не будем излишне самонадеянными, хотя терпение (и не только учителя) всегда спасает. Правда, не лишними здесь будут слова А.Блоха: «Мышление тогда увлекает, когда оно вовлекает в самоё себя». Дальнейшая работа покажет.
Ученица. А мне ещё хочется добавить. Может, при выборе профильного класса учеников надо знакомить с другим афоризмом – немецкого философа В.Виндельбанда: «Недостаток знания ограничивает свободу нашего выбора»?
Педагог. Давайте завершим нашу беседу не только мудрым изречением основателя неокантианства, но и следующими выводами:
в прошедшем учебном году получен некоторый опыт работы профильного класса, создана база подготовки учеников;
сформулированы основные требования к уровню подготовки учеников в этом классе;
определены основные методики преподавания в профильном классе и создания в нём благоприятного психологического климата.
Литература
Броневщук С.Г. Профильное обучение в школе. Вопросы организации и содержания. – М.: ИД «Витязь», 2004.
Полат Е.С. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: ИЦ «Академия», 2002.