В.Н.Соколов,
с. Новые Забалки, Пензенская обл.
Физика и лирика
В науке я прослыл поэтом,
Среди поэтов – я учёный,
Увы, не верю я при этом
Моей фортуне золочёной.А.Л.Чижевский
Наука без литературы бездушна...
А.Франс
Чем дальше, тем Искусство становится более научным, а Наука более художественной; расставшись у основания, они встретятся когда-нибудь на вершине.
Г.Флобер
В книге В.Ф.Ноздрёва «Музы в храме науки» собрано поэтическое наследие 55 отечественных учёных. Известны романы Н.Винера, литературные переводы М.Кюри, перевод Н.Коперником литературного сборника «Нравственные, сельские и любовные письма» византийского писателя Симокатты. Поэзией увлекались Д.Бруно, М.В.Ломоносов, Дж.Максвелл, С.И.Вавилов и другие выдающиеся учёные. Обращение их к литературе неслучайно. Художественные образы нередко подсказывали исследователям путь к правильным решениям. Искусство – не только хобби, но и гимнастика ума, тренировка способности находить связи и ассоциации. Искусство совершенствует образное мышление, развивает фантазию.
Отчётливо и обратное влияние. Люди искусства нередко интересуются тайнами мироздания. В первую очередь стоит отметить римского поэта Лукреция Кара с его сочинением в стихах «О природе вещей», русских поэтов А.С.Пушкина (стихотворение «Движение») и В.Я.Брюсова («Мир электрона»). Во многих литературных произведениях ярко описываются физические явления.
Идею привлечения художественной литературы к изучению физики использовали Я.И.Перельман, Л.В.Тарасов, С.А.Тихомирова. Использование этих материалов и собственных находок позволяет предложить учащимся задачи не только технического, но и литературного содержания (в основном, конечно, качественные). Предлагаю использовать литературные фрагменты для составления кроссвордов.
Привожу пример. Рисуем квадрат 10 на 10 клеток, которые нумеруем от 1 до 10 по вертикали и от «а» до «к» по горизонтали. Ответы записываем в заданных клетках по вертикали. При правильных ответах на одной из горизонталей складывается ключевое слово, как показано ниже.
а2–а9. Ж.Верн. Опыт доктора Окса. «По теории доктора Окса, все замечательные свойства человеческого духа – доблесть, остроумие, воображение – обусловлены воздействием особого газа, который он умел получать в больших количествах и без особых затрат, причём он не пользовался марганцево-кислым натрием... а попросту разлагал слегка подкислённую воду с помощью изобретённой им батареи».
? Какой газ хотел использовать доктор Окс?
б4–б9. Ж.Верн. Робур-Завоеватель. «Окружённое серебристой бахромою, оно походило на гигантский раскрытый веер, занимавший половину небосвода. Во все стороны от него расходились яркие электрические лучи; некоторые из них, постепенно угасая, достигали зенита... То было поистине величественное зрелище!»
? Назовите явление. Оно бывает и южным, и северным.
в3–в10. Г.Р.Хаггард. Копи царя Соломона. «С каждой минутой... тьма неумолимо и величественно наплывала на лунные кратеры. Казалось, что огромный бледный шар приблизился к земле и стал ещё больше. Луна приобрела медный оттенок, а затем та часть её поверхности, которая не была ещё охвачена мраком, стала пепельно-серой... Кольцо тени всё больше и больше закрывало луну – оно теперь уже заволокло более половины её кроваво-красного диска... а багровая мгла сгущалась всё больше и больше».
? Какое явление вы узнаёте в отрывке?
г1–г9. А.М.Волков. Волшебник Изумрудного города. «Скоро путешественники оказались среди необозримого макового поля. Запах мака усыпляет, но Элли этого не знала и продолжала идти, беспечно вдыхая сладковатый и усыпляющий аромат... Веки её отяжелели, и ей ужасно захотелось спать».
? Какое явление было ответственно за быстрое распространение запаха, которое усыпляло Элли?
д3–д9. И.С.Лесков. Соборяне. «Реяли молнии; с грохотом нёсся удар за ударом, и вдруг Туберозов видит пред собою тёмный ствол дуба, и к нему плывёт светящийся, как тусклая лампа, шар; чудная искра посредине дерева блеснула ослепляющим светом, выросла в ком и разорвалась. В воздухе грянуло страшное бббах!.. Дерево было, как ножом, срезано у самого корня и лежало на земле...»
? Как называется молния, описанная в эпизоде?
е2–е10. А.Б.Беляев. Последний человек из Атлантиды. «У самого берега возвышался знаменитый Посейдонский маяк – одно из мировых чудес. Он имел форму конуса, усечённая вершина которого, казалось, упиралась в небесный свод. Маяк был сложен из громадных каменных кубов красного, чёрного и белого цвета, расположенных красивым узором... Бронзовые зеркала собирали свет и бросали в океан на много десятков миль».
? Какое явление лежит в основе действия подобного маяка?
ж1–ж8. К.Г.Паустовский. Подарок. «Дед Митрий узнал о том, что в Москве для приготовления пищи используют электрический ток. Он спросил о нём у Рувима: “А ты этот электрический ток видал? Как же ты его видал, когда он видимости не имеет, вроде как воздух?”»
? Назовите частицу, ответственную за возникновение электрического тока.
з4–з8. Г.Х.Андерсен. Снежная королева. «Герда начала читать “Отче наш”; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой...».
? Во что превращалось дыхание Герды?
и4–и10. А.П.Чехов. Степь. «Егорушка... разбежался и полетел с полуторасаженной вышины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул и... опять нырнул... Опять та же сила, не давая ему коснуться дна и побывать в прохладе, понесла его наверх».
? Вспомните учёного, в честь которого названа сила, помешавшая Егорушке.
к4–к9. Ж.Верн. Пятнадцатилетний капитан. «Негоро положил под компас железный брусок. Железо притянуло к себе стрелку компаса <...> стрелка сместилась на четыре румба <...> после того, как из-под нактоуза был убран железный брусок, стрелка компаса заняла вновь нормальное положение и указывала своим остриём прямо на магнитный полюс».
? Как называется тело, к которому притягивается железо?
а5–к5. В этой строке находится ключевое слово. Оно обозначает письменную форму искусства.
Ответы: кислород, сияние, затмение, конвекция, шаровая, отражение, электрон, туман, архимед, магнит.
Ключевое слово: литература.
Литература
Тихомирова С.А. Дидактические материалы по физике: 7–11 кл. – М.: Школьная Пресса, 2003.