Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №15/2005
Жидкости и их свойства

Конкурс "Я иду на урок"

О.Л.Большакова,
МСОШ № 2, с. Баймак, Республика Башкортостан

Жидкости и их свойства

7-й класс. Учебник А.Е.Гуревича

Цель урока: повторение, обобщение и систематизация знаний.

Образовательная задача урока: обеспечить усвоение темы через решение задач.

Оборудование: доска, мел, карточки с заданием, сосуд с подсоленной водой, тело известного объёма, динамометр, бутылка пластиковая, пробка с трубкой, насос.

Ход урока

Этап I. Подготовительный (1 мин)

Этап II. Постановка целей урока (1 мин)

Учитель. Сегодня вы будете участвовать в обсуждении сценария кинофильма и готовиться к участию в съёмках в качестве консультантов. (Беседа.)

Этап III. Актуализация знаний (6 мин)

Учитель. Прежде чем приступить к обсуждению сценария, хотелось бы убедиться: знаете ли вы законы, связанные с жидкостями. Перечислите их. (Выслушивает ответы с мест.) Какой учёный доказал, что жидкость передаёт давление по всем направлениям без изменения?

Учащиеся. Французский учёный Блез Паскаль.

Этап IV. Обобщение (20 мин)

Учитель. Решим задачу:

– Разрази меня гром, в заливе начался прилив, наш корабль затопит через пару склянок!

Рыбаки, бывшие неподалеку, громко рассмеялись.

? Почему рыбаки смеялись над боцманом?

Учащиеся. Во время прилива корабль не утонет, он будет подниматься вместе с водой.

? Наш продюсер уже купил льдину, её площадь 4 м2, толщина 25 см. Погрузится ли льдина целиком в воду, если на её середину встанет героиня массой 70 кг? Не хотелось бы скандала со звездой.

Учащиеся решают. Один записывает решение на доске.

Дано:           
S = 4 м2,
h = 25 cм,
m = 70 кг.
_____________  
FА > Fт   – ?

      Решение

    Fт = F1 + F2; F1 = mg; F2 = роVтg.

    FA = рожVтg; Vт = S . h.

    Fт = 70 кг . 10 Н/кг + ... = 9700 Н.

    FA = ... = 10 000 Н.

    10 000 > 9700.

Ответ. Нет, т.к. архимедова сила при полном погружении равна 10 000 Н, а это больше силы тяжести, равной 9700 Н.

– И всё доступно,
Всё открыто,
И ничего ещё не жаль.
Я над тобой плыву, как рыба,
Огромный сонный дирижабль.

А.Жигулин

Подняв голову, она увидела над собой огромный странный аппарат, на борту которого было написано её имя, – это прилетел любимый.

? В целях экономии продюсер предложил не заполнять спасательный дирижабль лёгким газом, а откачать из него воздух, чтобы плотность дирижабля уменьшилась и он начал бы подниматься. Почему подъёмная сила дирижабля зависит от времени суток и днём является наибольшей?

Демонстрация: откачивают воздух из пластиковой банки, уравновешенной на весах с такой же.

? Для чего он взял камень в руки?

? К сожалению, лист сценария с описанием опыта потерян. Как определить плотность жидкости и что для этого нужно? (Фронтальная работа по определению плотности жидкости.)

? Можно ли определить глубину погружения, если давление воды за бортом 412 кПа?

Дано:  

p = 412 кПа.    


h – ?

СИ  

412 000 Па.

Решение

p = ро. g . h; h = формула

h = формула = 40 м.

Ответ: 40 м.

Этап V. Творческое задание (5 мин)

? Какую лодку (деревянную, алюминиевую, надувную резиновую) надо выбрать героям, если глубина залива мала?

Этап VI. Итог (4 мин)

Учитель. Я думаю, вы неплохо поработали сегодня, подведём итоги, составим смету – в чём вы помогли. А продюсер пусть подумает, как отблагодарить вас. (Беседа.)

Этап VII. ДЗ (3 мин). Можно ли перенести воду в решете?