Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №15/2005
Кинематика

А.И.Пастухов,
школа № 25, г. Пермь

Кинематика

Разработки личностно-ориентированных уроков по учебнику Громова С.В., Родиной Н.А. «Физика». 8-й класс

Предлагаемое планирование является результатом экспериментальной работы автора в течение последних восьми лет. К сожалению, редакция не имеет возможности опубликовать методические разработки всех уроков, посвящённые первым вопросам «Кинематики». Однако именно самые первые из них достаточно полно отражают стиль и характер педагогической деятельности учителя и особенности его оригинальной методики.

Под влиянием социальных, культурологических и педагогических потрясений последнего десятилетия стремительно меняется культура урока: мы расстаёмся с уроком строгим и начинаем осваивать не совсем знакомый урок свободный, который порождается культурой общества, стремлением гуманизировать действительность, признать человека наивысшей ценностью, предоставить ученику максимум свободы для индивидуального развития. Основная задача личностно-ориентированного урока – помочь школьнику найти своё место в мире, чтобы не мучиться потом невозможностью удовлетворить свои запросы (порой и завышенные), ощущать свою значимость, сохранять согласие с собой и другими. Негативные аспекты традиционного преподавания усугубляются отсутствием предъявления информации, формирования умений и навыков с учётом интересов, жизненных планов и предпочитаемых видов и форм деятельности обучаемых.

Научно-методические идеи, которые легли в основу методического пособия для учителя физики, изложены в книге И.С.Якиманской «Личностно-ориентированное обучение в современной школе». С этой книгой необходимо тщательно ознакомиться, прежде чем приступить к организации технологии личностно-ориентированного обучения. Позволю себе лишь кратко сформулировать основные требования:

Принятые сокращения: ДЗ – домашнее задание (в скобках – для желающих); ЗИ – закрепление изученного; ИНМ –изучение нового материала; ИУ – итоги урока; КР – контрольная работа; ЛР – лабораторная работа; НРД – неравномерное движение; ОК – опорный конспект; ПК – поурочная карточка; ПУРИ – проверка усвоения ранее изученного; РДО – равномерное движение по окружности; РПД – равнопеременное движение; РУД – равноускоренное движение; СО – система отсчёта; СП – специальное повторение; СР –самостоятельная работа; УП – учебная проблема.

Литература

Громов С.В., Родина Н.А. Физика-8. – М.: Просвещение, 1999.
Культура современного урока: Под ред. Н.Е.Щурковой. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике. – М.: Просвещение, 2000.
Мартынова Н.К. Физика: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2002.
Саенко П.Г. Физика-9. – М.: Просвещение, 1992.
Шаталов В.Ф. и др. Опорные конспекты по кинематике и динамике. – М.: Просвещение, 1989.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 2000.
Я иду на урок физики. 7 класс: Библиотека «Первого сентября». – М.: Олимп, 1998.

Городская управа г. Перми (сейчас библиотека им. Пушкина)
Городская управа г. Перми (сейчас библиотека им. Пушкина)

Урок 1/1. Наука о движении тел

Цели урока: помочь ученикам представить целостно предмет механики и её частей, что такое механическое движение, как его описывают с помощью системы отсчёта; содействовать развитию личностно-смыслового отношения к физике.

Демонстрации: модель системы отсчёта, механическое движение тел; ОК-1.

План урока

Этап Время, мин Приёмы и методы
1. Вступительное слово учителя 5

Рассказ учителя.

Знакомство учеников с ПК-1.

Записи в тетрадь.

2. Постановки УП 5

Рассказ учителя.

Объяснение материала.

3. ИНМ 10 Эвристическая беседа по выявлению субъектного опыта и перевод его в научное содержание. Демонстрации ОК.
4. ЗИ 5

Работа учеников с ПК.

Фронтальная работа.

Повторный рассказ учителя по ОК.

5. ДЗ 10 Записи в дневник.
6. ИУ 5 Полилог.

Ход урока

1. Вступление. Учитель поздравляет с началом нового учебного года. Сообщает, что в 8-м классе изучают первоначальные сведения по механике и теплоте. Знакомит с ПК-1. Организует запись в рабочую тетрадь: перечисление необходимого для учёбы. Разъясняет оргвопросы.

2. Постановка УП. Первая проблема: вспомнить, что изучает физика и из каких разделов она состоит. («В этом учебном году изучаются первые два раздела: механика и теплота».) Вторая проблема: что изучает механика и каковы её основные разделы. Рассматриваются первоначальные понятия: система отсчёта, путь и перемещение, материальная точка.

3. ИНМ. Учитель объясняет, что является предметом механики. Вместе с классом учитель вспоминает, по какому принципу в 7-м классе договорились изучать физические явления (опыты и наблюдения, их описание, объяснение явления, применение). Рассматривает, что и как изучают кинематика и динамика, даёт понятие системы отсчёта. Демонстрирует модель системы отсчёта на столе (ОК-1): функцию оси Х выполняет демонстрационный метр; фигурки (автомобили, человек и т.д.) выполнены на картонных основаниях. Демонстрирует на модели изменение положения тел, предлагает ученикам сформулировать определение механического движения. Заслушав 2–3 высказывания, даёт научное определение понятия.

– Какие виды механического движения вы знаете? Какое движение называют равномерным прямолинейным? Приведите примеры. Что представляет собой неравномерное движение? Не смогли бы привести примеры? Какое движение встречается чаще: равномерное или неравномерное? Что такое криволинейное движение? Может быть, вы даже знаете кое-что о вращательном движении? Трудный вопрос: что вы называете колебательным движением? У всех этих видов движения различают такие характеристики, как траектория, путь и перемещение. Подумайте и расскажите об этих характеристиках. (При затруднениях можно сделать на доске рисунок, как в ОК-1, но без надписей.)

Механика

Все индивидуальные семантики учитель переводит в высокое научное содержание, предварительно одобрив высказывания детей. Вводит понятие «материальная точка». Объясняет, зачем будет нужно это понятие и приводит 2–3 примера.

4. ЗИ. По ОК-1, записанному на доске цветными мелками, на плакате и т.д., повторяется весь объём изученного материала, быстро и чётко (2–3 мин). Фронтальная работа с ПК-1, совместное выполнение заданий 1, 2. Задание 3 – самостоятельно.

5. ДЗ. Ученики записывают ДЗ из ПК-1 в дневники. в скобках – задание для желающих из задачника В.И.Лукашика.

6. ИУ. Учитель оценивает работу класса и отдельных учеников. Предлагает ученикам дополнить свои высказывания.

ПК 1-VIII. Что необходимо для учёбы

Книги

1. С.В.Громов, Н.А.Родина. Физика-8.

2. В.И.Лукашик. Сборник задач-7–9.

3. А.И.Пастухов.Опор-ные конспекты ОК-8.

 

Тетради

1. Рабочая (для ОК и РЗ), 80–96 листов.

2. «Ученик-учитель».

3. Для ЛР и КР.

4. «Мои собственные исследования по физике»

(тетради № 2, 3, 4 – тонкие).

1. Путь или перемещение мы оплачиваем при поездке в такси, в самолёте?

2. Укажите, в каком случае тело можно принять за материальную точку:

– Земля на орбите вокруг Солнца;

– стыковка космических аппаратов;

– автобус от остановки до остановки;

– автобус при торможении у светофора;

– ученик, делающий упражнения на уроке физкультуры;

– ученик, идущий из школы домой.

3. № 3–6 на с. 126.

Дома: § 1; ОК-1, № 3–6; (102, 107, 109).

Урок 2/2. Относительность механического движения (описание урока нами опущено. – Ред.)

Урок 3/3. Неравномерное движение. Средняя скорость

Цели урока: «получить» учащихся, целостно представляющих, что такое неравномерное движение, его средняя и мгновенная скорости; содействовать развитию умения применять теорию на практике.

Демонстрации: неравномерное движение, ОК-3.

Этап Время, мин Приёмы и методы
1. ПУРИ 5

Письменный личностно-ориентированный контроль.

2. Постановки УП 5

Рассказ учителя.

3. ИНМ 10

5

 

Демонстрация.

Дидактическая игра.

Фронтальная частично поисковая беседа.

4. ЗИ 5

5

 

Повторный рассказ учителем ОК.

Работа с ПК-3 фронтально и самостоятельно.

Записи в тетрадь.

5. ДЗ 5 Записи в дневник.
6. ИУ 5 Полилог.

Ход урока

1. ПУРИ. Проверка домашнего задания в быстром темпе. Форма проверки – по выбору (варианты записаны на доске, чтобы ученики могли ознакомиться с ними на перемене): воспроизведение ОК-2; решение задач (по карточками-заданиям); тест обычного уровня или тест облегчённый. Дети 10 мин пишут в тетрадях № 2, выбрав соответствующую форму, после чего сдают тетради.

Карточки-задания

Урок № 3 (VIII). Проверка ДЗ

Вариант 1

1. Моторная лодка развивает на озере скорость 36 км/ч. Какова её скорость    относительно берега по течению и против течения в реке, если скорость течения 2 м/с?

2. Изобразите траекторию движения относительно Земли воздушного шара, начавшего подъём, если будет ветер, скорость которого в 2 раза меньше скорости вертикального подъёма шара.

3. Сколько времени пассажир, сидящий у окна поезда, идущего со скоростью 54 км/ч, будет видеть встречный поезд, скорость которого 10 м/с, а длина 175 м?

 

Урок № 3 (VIII). Проверка ДЗ

Вариант 2

1.Относительно Земли движутся автомобиль со скоростью 15 м/с и велосипедист со скоростью 18 км/ч. Какова скорость автомобиля относительно велосипедиста, если они едут в одном направлении?

2. Изобразите траекторию движения моторной лодки, идущей поперёк реки, если скорость лодки в 4 раза больше скорости течения.

3. Пассажир, сидящий у окна поезда, идущего со скоростью 54 км/ч, видит встречный поезд, скорость которого 10 м/с, в течение 7 с. Какова длина встречного поезда?

 

Урок № 3 (VIII). Проверка ДЗ

Тест (обычного уровня)

1. Колонна автобусов движется по шоссе со скоростью 30 км/ч. Её обгоняет мотоциклист со скоростью 70 км/ч относительно шоссе. Скорость мотоциклиста относительно колонны…

А) 30 км/ч; Б) 70 км/ч; В) 40 км/ч; Г) 100 км/ч.

2. По вращающейся грампластинке от края к центру ползёт жук. Траектория его движения относительно земли:

А) окружность; Б) прямая; В) винтовая линия.

3. Ваше перемещение относительно Земли от подъёма до отбоя равно…

А) 25 км; Б) 0; В) 10 км; Г) 100 км.

4. Катер проходит 20 км по течению реки за 2ч, а обратно за 2,5 ч. Найдите собственную скорость катера.

А) 8 км/ч; Б) 10 км/ч; В) 12 км/ч; Г) 9 км/ч.

 

Урок № 3 (VIII). Проверка ДЗ

Тест (облегчённый)

Составьте правильные утверждения из фраз А и Б.

                       А:                                                                                               Б:

1. Механическое движение…                                1. ...находится в покое.

2. Водитель автобуса относительно                      2. ...много больше, чем относительно       двери в рейсе…                                                       автобуса.

3. Перемещение пассажира относительно          3. ...относительно.

дороги, когда пассажир идёт в движущемся      4. ...18 км/ч.                       

автобусе к выходу…                                               5. ...много меньше, чем относительно

4. ...Два автомобиля идут в одном                        автобуса.

направлении со скоростями 54 км/ч                     6. 126 км/ч.

и 72 км/ч. Скорость второго

относительно первого равна…

2. Постановка УП. Учитель: «На этом уроке вам необходимо как можно больше узнать о том, что представляет собой неравномерное движение. Параграфа в учебнике нет, поэтому вы должны разучить материал на уроке. Поиграем». Игра называется «Жизненный опыт и физика». Её правила: класс ведёт культурный диалог с элементами полилога с учителем. За каждое высказывание учитель выставляет балл. Если класс даёт ответ на 3 балла, учителю приходится дополнять ответ. В этом случае он выставляет себе 2 балла и т.д. Победителем в игре будет или класс, или учитель, т.е. тот, чей жизненный опыт больше. На доске в процессе игры заполняется таблица:

Класс Учитель
3 2
0 5 и т.д.

3. ИНМ. Какое движение называют неравномерным? Приведите примеры. Как осуществить демонстрацию такого движения в лабораторных условиях? (Демонстрируется неравномерное движение тележки с капельницей.) Поезд «Кама» (Пермь-II–Москва) проходит расстояние 1380 км за 23 ч. С какой скоростью он идёт? Что это за скорость? Неужели он каждый час проходит 60 км? Как вычислить среднюю скорость в таком случае: восьмиклассница едет на дачу на электричке расстояние 20 км в течение 0,5 ч, затем 3 км идёт пешком в течение 45 мин. С какой скоростью формула она добиралась до дачи? Формулу для этого случая написать сможете? Окончательно сформулируем, что такое средняя скорость неравномерного движения. Что можно сказать о скорости неравномерного движения в каждой точке траектории? Догадайтесь, как называют такую скорость.

4. ЗИ. Учитель вывешивает плакат с ОК-3, чётко и быстро даёт повторный рассказ. «Продолжаем игру. Разберём решение задач № 1 и 3 из ПК-3. Никаких записей вести не нужно». По ходу беседы записывает решения задачи на доске, закончив решение, стирает запись. Классу предлагает записать в тетради решение задач № 1, 3 и ознакомиться с задачей № 7 из учебника. «Сильным» ученикам предлагает самостоятельно решить задачу № 4 из ПК-3.

Неравномерное движение

5. ДЗ. Запись в дневники из ПК-3.

6. ИУ. Подведение итогов игры.

ПК 3-VIII

1. Автобус проходит из Перми до Екатеринбурга 400 км за 8 ч. Какова его средняя скорость?

Попробуйте узнать, где будет автобус через 2,5 ч после начала движения.

2. Ознакомьтесь с решением задачи № 7 на с. 126.

3. Автомобиль первые 27 км проехал со скоростью 15 м/с, а остальную часть пути – 40 км – он проехал за 20 мин. С какой средней скоростью двигался автомобиль на всём пути?

4. *Восьмиклассник ехал на велосипеде со скоростью 12 км/ч. Когда велосипед сломался, мальчик печально пошёл домой со скоростью 4 км/ч. Определите формула восьмиклассника.

Дома: ОК-3, № 8 на с. 127 (№ 137).

Урок 4/4/ Ускорение. Равноускоренное движение

Цели урока: используя жизненный опыт и практическую направленность, помочь ученикам присвоить знания об одном из частных случаев неравномерного движения – равноускоренном движении; содействовать развитию у детей умений анализировать познавательный объект.

Демонстрации: стробоскопический метод изучения механического движения (или его модель); ОК-4.

План урока

Этап Время, мин Приёмы и методы
1. Актуализация опорных знаний 5

Фронтальная беседа.

2. Постановки УП 5

Рассказ учителя.

3. ИНМ 5

 

5

Объяснений с элементами беседы.

Демонстрация.

ОК.

4. ЗИ 5

5

Релейное решение задач.

Повторный рассказ учителем ОК.

5. ДЗ 5 Записи в дневник.
6. ИУ 5 Полилог.

Ход урока

1. Актуализация опорных знаний. Что вы понимаете под скоростью равномерного движения? Какое движение называют неравномерным? Что понимают под мгновенной скоростью? Каким прибором измеряют мгновенную скорость? Каков физический смысл понятия мгновенной скорости? (Это скорость, которую имело бы тело в данной точке траектории, если бы, начиная с данного мгновения, оно стало двигаться равномерно.)

2. Постановка УП. Учитель: «Из неравномерных прямолинейных движений наиболее простыми являются равноускоренное и равнозамедленное движения. Собирательный термин – равнопеременное движение. На этом уроке вы научитесь находить мгновенную скорость такого движения, предварительно ознакомившись с понятием равнопеременного движения и его основной физической величиной – ускорением».

3. ИНМ. Опыт: скатывание шарика по наклонному жёлобу. «Каков существенный признак увиденного только что движения? Давайте пронаблюдаем это движение, т.е. скатывание шарика по жёлобу, а также движение шарика вверх по жёлобу в мигающем свете. (Окна кабинета закрыты светонепроницаемыми шторами.) Поделитесь своими впечатлениями от увиденного». Далее разъясняется стробоскопический метод изучения движения и вводится понятие ускорения, его единица (см. ОК-4).

– Ускорение автомобиля 1,5 м/с2. Как вы это понимаете? Ускорение тела равно –3 м/с2. Что это значит? Из формулы ускорения получите формулу для вычисления мгновенной скорости, если тело разгоняется, тормозит.

После этого учитель представляет графики зависимости скорости от времени.

Ускорение

4. ЗИ. Быстрый и чёткий рассказ учителя по ОК-4. Релейное решение задач из ПК-4, т.е. каждая задача разбирается с записью решения на доске учителем (ученики комментируют решение с места в диалоге). Каждая решённая задача стирается с доски. Закрепление заканчивается записью решений в рабочих тетрадях.

ПК 4-VIII

5. ДЗ. Запись в дневники из ПК-4, оформить в тетради № 4 экспериментальное задание (с. 9).

6. ИУ. Что нового лично вы узнали на уроке? Что научились делать? Какой этап урока вам понравился (не понравился) и почему?

Урок 5/5. Путь при равнопеременном движении

Цели урока: организовать деятельность учащихся по выводу формул пути при равнопеременном движении и помочь научиться решать задачи по этим формулам; содействовать развитию у детей умения применять теорию для практических нужд.

Демонстрация: ОК-5.

План урока

Этап Время, мин Приёмы и методы
1. Проверка ДЗ 5

Комбинированный личностно-ориентированный контроль.

2. Постановки УП 5

Рассказ учителя.

3. ИНМ 10 Фронтальная эвристическая себеда. ОК.
4. ЗИ 5

 

5

Повторный рассказ учителя.

Фронтальная беседа

Записи в тетради.

5. ДЗ 5 Записи в дневник.
6. ИУ 5 Полилог.

Ход урока

1. Проверка ДЗ. Учитель вызывает к доске для подготовки к устному ответу двоих учащихся: рассказать материал по теме «Ускорение»; показать решение домашних задач. Класс выполняет письменную работу с выбором формы отчётности (варианты записаны заранее на доске) в тетради № 2: воспроизведение ОК-4 (часть 1 или 2); карточка-задание расчётных задач; тест обычного уровня и тест облегчённый. По истечении 7 мин дети сдают тетради и заслушивают ответы учащихся у доски. Во время письменной работы учитель выборочно проверяет выполнение экспериментального задания в тетради № 4.

Карточки-задания

Урок № 5 (VIII). Проверка ДЗ

Вариант 1

1. С каким ускорением тормозит автомобиль, если его скорость изменилась от 54 км/ч до 5 м/с за 10 с?

2. Какую мгновенную скорость будет иметь отходящий от остановки автобус через 8 с от начала движения, если его ускорение равно 0,7 м/с2?

 

Урок № 5 (VIII). Проверка ДЗ

Вариант 2

1. Скорость автомобиля за 40 с возросла от 5 м/с до 15 м/с. Определите ускорение.

2. Какую скорость приобретает автомобиль при торможении с ускорением 0,5 м/с2 через 10 с от начала торможения, если начальная скорость его была равна 36 км/ч?

Урок № 5 (VIII). Проверка ДЗ

Тест

1. Что измеряет спидометр автомобиля?

А) ускорение; Б) модуль мгновенной скорости; В) среднюю скорость; Г) перемещение.

2. Автомобиль тормозит так, что за 5 с его скорость уменьшается от 54 км/ч до 5 м/с. Ускорение равно:

А) 10 м/с2; Б) 2 м/с2; В) –2 м/с2; Г) 5 м/с2.

3. Трамвай, имевший скорость 5 м/с, начинает двигаться с ускорением 0,25 м/с2. Какую он будет иметь скорость через 20 с?

А) 10 м/с; Б) 12 м/с; В) 8 м/с; Г) 15 м/с.

4. Зависимость скорости от времени имеет вид
скорость = 4 + 1,5t. Чему равна начальная скорость?

А) 8 м/с; Б) 1,5 м/с; В) 3 м/с; Г) 4 м/с.

5. На рисунке изображен график зависимости скорости от времени. С каким ускорением двигалось тело?

рисунок

А) 2 м/с2; Б) 0,5 м/с2; В) 1 м/с2; Г) 4 м/с2.

 

Урок № 5 (VIII). Проверка ДЗ

Тест

1. Мгновенную скорость измеряют:

А) манометром; Б) спидометром; В) барометром.

2. Какая из формул является определением ускорения?

А) формула; Б) формула; В) формула.

3. Скорость и ускорение автомобиля совпадают по направлению. Как изменяется скорость автомобиля?

А) уменьшается; Б) не изменяется; В) увеличивается.

4. С каким ускорением двигался автобус, если, трогаясь с места стоянки, он развил скорость 15 м/с за 30 с?

А) 0,5 м/с2; Б) 1 м/с2; В) 0,25 м/с2; Г) 2 м/с2.

 

2. Постановка УП. Учитель: «Первая проблема урока: вывести формулу пути при равнопеременном движении. Как вы думаете, какова вторая проблема? (Научиться находить путь при равнопеременном движении.) По вашей просьбе проведём игру, как на уроке № 3. Правила игры известны, но сегодня вы соревнуетесь не со мной. Определим, чей жизненный опыт и логическое мышление богаче: мальчиков или девочек. С сегодняшнего урока за некультурный полилог команда может потерять баллы». Команды получают вопросы по очереди.

Мальчики Девочки
4 1
2 3 и т.д.

3. ИНМ. Учитель: «Перед вами график зависимости скорости от времени. Каков характер движения тела? Почему вы так решили? Что представляет собой вот эта площадь (закрашивает цветным мелком)? Как движется тело, график зависимости скорость(t) которого изображен на этом рисунке? Что представляет собой график пути при РУД? Если мы найдём площадь этой фигуры, то в итоге получим…

Предлагайте свои соображения по нахождению площади фигуры, образованной графиком скорости и осями координат. формула Площадь этого прямоугольника… (формула = скорость0t.) Чему равна площадь треугольника на графике пути? формула Исключим скорость. Как это сделать? Окончательно имеем… Какой вид РПД описывает формула? (Разгон.) Как будет выглядеть формула пути при торможении? Как будут эти формулы выглядеть при  скорость0 = 0?»

4. ЗИ. Повторный быстрый (2–3 мин) рассказ учителя по плакату ОК-5. Фронтальная беседа с решением задач из ПК-5.

02-16.jpg (236586 bytes)

 

Вариант оформления записей в тетрадях:

№ 1. sавт = 800 + скоростьчелt; sавт = скорость0t + (at2)/2.

800 + 2t = 20t + 0,1t2; 800 = 18t + 0,1t2;

8000 = 180t + t2; 8000 = t (180 + t);

формула c; x = sчел = 2 . 37 = 74 м.

 

№ 3. sчел + sавт = 1500;

скоростьчелt + скоростьавтt = 1500.

t = 1500 м/22 м/c 02-15.jpg (3106 bytes) 68 c.

Встретятся от начала отсчёта в точке

х = скоростьчелt = 2 м/c . 68 c = 136 м.

5. ДЗ. Есть в ПК-5.

6. ИУ. Подведение итогов игры при активном участии детей.

  • Практика рассказывания и спора не ведёт к открытию, но приучает мысль к связанности.

  • Чем глубже взрослый уходит в индивидуальный поиск, тем более он способен встать на точку зрения других и заставить их понять себя.

Жан Пиаже (1896–1980), швейцарский психолог

  • Любой авторитет, который не признан спонтанно, а должен навязываться силой, является фальшивкой.

  • Жизнь редко похожа на игру.

  • Никто не воспринимает всё, что видит.

Альфред Адлер (1870–1937), австрийский психолог, основатель индивидуальной психологии

  • Извлекай пользу из каждой ошибки.

Людвиг Витгенштейн (1889 – 1951), австрийский философ, основатель логического позитивизма.

Подборка Т.В.Золотухиной, школа № 793, г. Москва