И.П.Злобина,
с. Верхняя Серебрянка, Белгородская обл.
vserebsch@mail.rov
Основные понятия кинематики
План урока изучения нового материала.
Технологии развития критического
мышления. 9-й класс
Учебник: Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика-9
(М.: Дрофа, 2001).
Цели урока: познакомить с разными видами движения, ввести понятия траектория, скорость, система отсчёта, перемещение, научить определять положение тела в пространстве; развивать критическое мышление, память, умение анализировать, сравнивать, обобщать явления; способствовать взаимоуважению партнёров, пониманию и продуктивному взаимодействию учащихся.
Ход урока
1. Организационный этап
Психологическая подготовка учащихся к уроку: приветствие, раскрытие темы урока, концентрация внимания.
2. Вызов (актуализация субъектного опыта)
Формирование интереса к изучению основ кинематики. Учитель организует деятельность класса:
– Нарисуйте в тетрадях линию движения автомобиля так, как вы её себе представляете.
– Посмотрите на свой рисунок и вспомните всё, что вы знаете о движении.
– В тетради нарисуйте таблицу («маркировочную») с тремя одинаковыми колонками: «Знаю», «Узнал новое», «Хочу знать».
– В левой колонке таблицы запишите всё, что вы знаете о движении.
– Обменяйтесь мнениями с соседом по парте.
– Давайте обсудим то, что у нас получилось. Что же мы знаем о движении?
Записывает на доске в левой колонке таблицы всё, что предлагают учащиеся, маркирует её: «Знаю».
3. Осмысление
Систематизация полученных знаний.
Учитель предлагает классифицировать записанное
на доске по признакам: а) виды движений; б)
основные физические величины, характеризующие
движение;
в) положение тела в пространстве. Учащиеся
предлагают основания для классификации сведений
о записанных объектах (явлениях). На доске
оформляется структурно-логическая схема:
Виды движений
Основные характеристики движения
Положение тела в любой момент времени определяется...
Прямолинейное
Криволинейное
Траектория
Скорость
Пройденный путь
Положение тела
Тело отсчёта
Система координат
Прибор для отсчёта времени
Учащиеся записывают схему, обсуждают распределение по предложенным основаниям записанных на доске сведений.
Происходит формирование понятий материальная точка, поступательное движение.
4. Чтение с пометками
Формирование умения самостоятельно находить главное, новое при изучении текста, делать самостоятельные выводы. Учитель предлагает ученикам прочитать текст § 2 учебника. Даёт задание: прочитать ещё раз и сделать на полях пометки (10 мин): «» – «Знаю»; «–» – «Противоречит моим первоначальным представлениям»; «?» – «Хочу узнать»; «+» – «Это для меня новое». Предлагает самостоятельно продолжить работу с маркировочной таблицей. Маркирует две оставшиеся колонки таблицы: «Хочу узнать», «Узнал новое». Предлагает обсудить данные, записанные в третьей колонке в ходе самостоятельной работы. Задаёт вопросы: «Всегда ли можно определить положение тела в заданный момент времени t, зная начальное положение этого тела в момент времени t0 и путь, пройденный им за промежуток времени t–t0? Что называют перемещением тела? Какую физическую величину определяет водитель автомобиля по счётчику спидометра: пройденный путь или перемещение?»
Заполняет вместе с учащимися третью колонку таблицы («Узнал новое»). Предлагает обсудить данные, записанные учащимися самостоятельно во вторую колонку таблицы («Хочу узнать»). Спрашивает по ходу обсуждения: «Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать? У кого есть энциклопедии?» – и т.д.
Даёт установку на домашнее задание: «К следу ющему уроку вам придётся ответить на возникшие вопросы по новой информации. Если возникнут затруднения, попробуем разобраться вместе».
5. Рефлексия
Формирование умения высказывать свои суждения, мнение. Отслеживание усвоения новых понятий. Учитель предлагает разные способы инициирования рефлексии: «На уроке я усвоил... Мне непонятно... Урок прошёл... Сегодня на уроке мы рассмотрели...» Дети отрабатывают рефлексию.
6. Домашнее задание
Закрепление изученного материала. Развитие творческих способностей. Учитель предлагает домашнее задание: а) подготовить рассказ по структурно-логической схеме; б) § 1–3 пересказать, ответить на вопросы; в) составить сказку «Путешествие в Одессу». Дети выбирают домашнее задание.
Ирина Ивановна Злобина, учитель физики и информатики