Е.И.Богданова,
МОУ СОШ № 6 им. Н.Г.Чернышёва, ст. Казанская,
Краснодарский кр.
Робинзонада
Сюжетно-ролевая игра с применением проектной технологи. 9-й класс
Мы, играя, проверяем,
Что умеем и что знаем.
Оформление: плакат с изображением Робинзона Крузо, эпиграф, название игры, песочные часы (1 мин), 2 чёрных ящика; музыкальные записи (из передачи «Последний герой»).
Подготовка к игре: выбираются команды и капитаны, команда готовит домашнее задание – «Гимн науки физики».
Ход игры
Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята! Нам очень хочется, чтобы у всех собравшихся в этом зале было доброе и весёлое настроение, ведь сегодня у нас не совсем обычная игра... Прошло уже 300 с лишним лет, как увидела свет книга Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». Каждое новое поколение восхищается находчивостью её героя – качествами, которые во все времена ценились очень высоко. Наши дни – не исключение. Однако не следует забывать, что находчивость, мастерство, сообразительность не возникают сами по себе, а приобретаются при овладении знаниями. Сегодня мы предлагаем двум командам, решившим принять участие в этой игре, попробовать справиться с задачами, которые могли бы стоять перед Робинзоном, а поможет нам в этом Её величество Физика.
Команды, прошу выйти на сцену и занять места. Капитаны, представьте названия своих команд.
(Представляет жюри.) Итак, в путь...
I. Испытание «Разминка»
Ведущий. Сейчас мы узнаем, готовы ли наши участники отправиться на необитаемый остров, хватит ли у них теоретических знаний физики. Для этого каждая команда должна за 1 мин дать как можно больше правильных ответов.
1. Процесс изменения положения тела относительно другого тела называется...
2. Назовите единицу массы в СИ.
3. Где легче удержать предмет: в воде или воздухе?
4. Как называются приспособления, служащие для преобразования силы?
5. Как называется движение с постоянным ускорением?
6. Каким прибором измеряют напряжение в цепи?
7. Как называется раздел физики, изучающий свет?
8. Единица ускорения в СИ.
9. Как можно назвать твёрдое тело, способное вращаться вокруг неподвижной оси?
10. Как называется прозрачное тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями?
11. Как называется линия, по которой тело движется?
12. Какова первая космическая скорость?
13. Прибор, служащий для измерения силы.
14. Совершается ли работа при движении тела по инерции?
15. Какой закон используется при работе гидравлической машины?
16. О ком писал Эйнштейн: «Природа была для него открытой книгой, которую читал он без усилий»?
17. Состояние тела, при котором его вес равен нулю.
18. Единица мощности, применяемая в физике.
19. Как взаимодействуют тела, имеющие заряды разного знака?
20. Как называют частицу вещества, которая имеет самый маленький отрицательный электрический заряд, далее уже не делимый?
21. Кто впервые провёл точные измерения гравитационной постоянной?
22. Как называются тела, длительное время сохраняющие намагниченность?
II. Испытание «Вопросы от Робинзона»
Ведущий. Предлагаю ответить по очереди на три вопроса, которые могли бы встать перед Робинзоном. Поставьте себя на его место, и, используя знания физики, попытайтесь за минуту на них ответить.
1. Костёр горел хорошо, было тепло. Робинзон взял большой лист какого-то растения, свернул его в кулёк. Получился неплохой стаканчик. Робинзон сходил к водопаду, наполнил его водой. «Хорошо бы вскипятить воду», – подумал он. Как вскипятить воду в травяном стаканчике?
Возможный вариант ответа. Надо бросить в стакан камешки, раскалённые на костре, вода отберёт тепло и нагреется.
2. Вода водопада была чистой, холодной, вкусной. Робинзон набрал воды в самодельный глиняный горшок и задумался: «Как сохранить воду долгое время в глиняном горшке в жаркую погоду, чтобы она осталась холодной?»
Ответ. Горшок обмотать влажной тряпкой, травой, поставить в холодное место или в воду.
3. Робинзон, внимательно исследовав свою одежду, обнаружил несколько серебряных монет. Эта находка его обрадовала. Для чего могут пригодиться серебряные монеты на необитаемом острове?
Ответ. Серебро имеет высокую отражательную способность. Использовать для обеззараживания воды: ионы серебра убивают микробы. Использовать для рыбной ловли в виде блесны или грузила.
4. Робинзон заметил: если в кувшине или горшке оставить воду в жаркий день, то к вечеру её становится намного меньше. Как уменьшить испарение?
Ответ. Закрыть крышкой плотно, капнуть масло на поверхность воды, поставить в холодное помещение.
5. Начало темнеть. Робинзон подумал о костре, но спичек не было. Как разжечь костёр, без спичек? Перечислите все известные способы.
Ответ. С помощью трения, с помощью линзы, с помощью кремня.
6. Робинзон Крузо попробовал воду, она оказалась солёной. «Как из солёной воды получить пресную?» – этот вопрос не давал ему покоя, приборов никаких не было, но зато была пещера, в которой так холодно, что даже вода по ночам в ней замерзала. Как Робинзону этим воспользоваться?
Ответ. Если воду заморозить, концентрация соли во льду станет меньше. Можно, наоборот, воду вскипятить и отвести конденсат.
III. Испытание капитанов «Найти ошибку»
Ведущий. Укажите ошибки в тексте.
В яркий, солнечный день Робинзон отправился осматривать северную часть острова. Чтобы было не так жарко, он надел тёмный костюм. Дорога змейкой бежала в гору, идти было легко, но когда пришлось спускаться, идти стало трудно, и Робинзону часто приходилось отдыхать. Стоя у подножья большой скалы при виде красивого пейзажа, Робинзон радостно закричал, но эха не было. В горах этого не бывает.
На ночлег Робинзон расположился на берегу небольшой реки. К вечеру стало свежо, но после купания Робинзону стало теплее. На дне реки лежал большой камень. Робинзон с трудом поднимал его в воде, но, вытащив, легко выбросил на берег. По острой гальке ходить было легко и удобно.
IV. Испытание «Объяснить Пятнице»
Ведущий. Как известно, после долгих лет одиночества судьба послала Робинзону верного друга – Пятницу. Пятницу пришлось учить, т.к. он не мог говорить по-английски. Сейчас нашим Робинзонам предстоит не менее «лёгкая» задача. (Выбирает двух учеников 5–6-го классов.) Пусть команды в течение минуты объяснят этим «Пятницам»: одна – закон всемирного тяготения, другая – основные положения МКТ. А потом мы спросим, что каждый понял. (Игра.)
V. Испытание «Чёрный ящик»
Ведущий. Внесите чёрные ящики! Команда должна угадать, что находится в каждом.
1. Его происхождение теряется в глубокой древности. По-голландски, это тент – полотно или парусина, растягиваемое над палубой судна. Робинзону он нужен был в двух случаях. Что это за предмет и когда он был нужен Робинзону? (Ответ. Зонт.)
2. Этот предмет появился в Китае более 2000 лет назад, в Европе – не позднее XII в. Робинзону он достался с разбитого корабля. В честь него было названо созвездие в южном полушарии неба. (Ответ. Компас.)
VI. Домашнее задание «Гимн науки физики»
Ведущий. Команды достойно прошли испытания, доказали, что они могут отправиться на необитаемый остров не только с Робинзоном, но и с телепередачей «Последний герой». Осталось последнее испытание – исполнить сочинённый «Гимн науки физики». (Ребята проявляют свои таланты.)
Жюри подводит итоги, награждает победителей и вручает им грамоты и свидетельства.
Моя педагогическая концепция
Учитель должен выбирать себе большие цели, несоразмерные с его усилиями, и это потому, что только так сможет он возвысить своих учеников и возвыситься сам.
Ш.А.Амонашвили
Вот уже 13 лет я работаю в школе. Начала свой путь в педагогике с работы пионервожатой, работала воспитателем в школе-интернате и, наконец, учителем. Говорят, Бог дал каждому своё предназначение. Моё – учить и воспитывать детей. Я мечтала об этом ещё в школе и сегодня могу сказать, что судьба состоялась. За эти годы многое изменилось в моей жизни, в моих представлениях, мировоззрении, привычках, но осталось самое главное – любовь к работе с детьми.
Наверное, я счастливый человек! Поверьте, это не высокие слова. Если у меня хотя бы один урок из двадцати получится такой, что я вижу свет в детских глазах, если я чувствую, что мы с ними поднимаемся по ступенькам знаний и они понимают, как это прекрасно, если звенит звонок, а они просят продолжить урок, я понимаю: не зря живу на этом свете!
Сегодня, как и раньше, я неустанно повторяю им: «С вами всем должно быть комфортно». Это не позиция примиренчества, нет, я, наоборот, люблю бунтарей, но мне хочется видеть в своих учениках людей вежливых, добрых, отзывчивых и вместе с тем справедливых и принципиальных. Я понимаю, доброту не воспитаешь, но добро всегда откликается на добро, поэтому строю свои отношения с учениками на доверии и взаимопонимании.
В своей работе я пытаюсь не ограничивать уроки физики только учебным материалом, а использую его как повод для свободного общения. Стараюсь показать ребятам богатство не только человеческих знаний, но и отношений, чувств. Даю им пережить радость собственных открытий какой-либо истины, факта, закона. Приобщаю к культурным ценностям, развиваю любознательность и творчество. Я глубоко убеждена, что главное в работе учителя – это не то, что он расскажет и покажет, какие даст задания и как проконтролирует их выполнение, а то, как он учит умениям и навыкам рационально учиться. Учить других чему-нибудь – значит показать им то, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат. И поэтому я на своих уроках стараюсь и пытаюсь научить каждого ученика добывать знания. Знания можно добыть, а умение мыслить навсегда остаётся с человеком. Поэтому в своей работе я пытаюсь организовать деятельность учащихся следующим образом:
– перехожу с позиции носителя знаний на позицию организатора познавательной деятельности;
– организую самостоятельную и творческую учебную деятельность на уроке;
– использую коллективные, групповые и индивидуальные способы учебной деятельности;
– организую работу учащихся с источниками знаний;
– создаю ситуацию успеха;
– развиваю индивидуальные особенности учащихся, в первую очередь их умственные и специальные умения, мыслительные приёмы и логические операции.
Мне нравится, когда у подростка загораются глаза, если он нашёл правильное решение, победил в брейн-ринге, КВНе, решил 18 задач за урок или смог вывести формулу! Радость, которую он испытывает, побуждает его к новым победам. И наоборот, когда зачёт или контрольная плохо написаны, мне обидно, что затраченные усилия не увенчались успехом, я понимаю, что это шаг назад, который отдаляет меня от ученика. Мне очень хочется всегда идти рядом со своими учениками, нога в ногу, чтобы никто не отставал, и даже лучше бы опережал. Хочется быть уверенной, что чему-то научила их в этой жизни.