Т.Г.Новикова,
социально-гуманитарный колледж, г.
Нижневартовск, Ханты-Мансийский АО
Семинарские занятия
Форма организации учебных занятий в средних специальных учебных заведениях
Общепринятой формой организации обучения является традиционный урок. С целью повышения качества и результативности обучения наряду с уроком целесообразно практиковать в средних специальных учебных заведениях такие формы занятий, как коллоквиум, практикум, семинар, зачёт и т.п. На первом курсе колледжа я организую уроки-семинары, которые, как правило, завершают изучение той или иной темы курса. Основная задача семинара – организация творческой, познавательной деятельности первокурсников, привитие им навыков самостоятельного труда в процессе работы по применению, углублению и обобщению программного материала. Подготовка к семинару прививает навыки самостоятельно подбирать литературу, анализировать и конспектировать её, а сам семинар приучает логично строить изложение, аргументированно доказывать, делать выводы и обобщения.
Раздел «Молекулярная физика»
Тема «Свойства газов»
Тепловые двигатели и их роль в жизни современной цивилизации: а) понятия о тепловом двигателе и их основные виды; б) применение тепловых двигателей в народном хозяйстве, транспорте; в) из истории становления и развития теплового двигателя.
Физика теплового двигателя: а) устройство и принцип работы теплового двигателя; б) КПД теплового двигателя и пути его повышения; в) карбюраторный двигатель; г) двигатель Дизеля.
Тепловые двигатели и экология: а) тепловые двигатели и экология; б) влияние тепловых двигателей на экологию нашего края; в) пути преодоления вредных последствий работы тепловых двигателей и меры их предупреждения.
Литература
Алексеева М.Н. Физика – юным. – М.: Просвещение, 1980.
Глазунов А.Т. Техника в курсе физики средней школы. – М.: Просвещение, 1977.
Гончаренко С.У. Физика-10. – М.: Просвещение, 1989.
Мельникова Л.Н. Как это было. – Физика («ПС»), 2002, № 40.
Речкалова Н.И. Транспорт: «за» и «против». – Физика («ПС»), 2001, № 39.
Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда. 8 кл. – М.: Просвещение, 2000.
Фабрикантова О.В. Тепловые двигатели и проблемы экологии. – Физика («ПС»), 2001, № 21.
Энциклопедия открытий. – М.: Росмэн, 1999.
Яворский Б. Физика-10. – М.: Школа-Пресс, 1997.
Дополнительный список от редакции
Бурмистрова С.В. Тепловые двигатели. Урок-конференция. – № 30/04.
Варламов С.Д. Петарды. – № 9/03.
Гомулина Н.Н. Работа газа. – № 1/03.
Задачи из-за кордона. – № 1, 5/03.
Камзеева Е.Е. Санитарная и экологическая обстановка в школе. – № 41/03.
Кириллов С.Н. Сказка – ложь... – № 19/03.
Коновалихин С.В. Качественные задачи. – № 42/03.
Королёва С.А. Физика и экология. Урок-конференция. – № 27-28/03.
Коханов К.А. Задачи по фотографиям. – № 48/03.
Семёнов А.П. Физика и НТР в окружающем нас мире. Обобщающий урок-конференция. – № 48/04.
Стратонников А.Г. Об изучении 2-го закона термодинамики. – № 40/04.
Шифман М.Л. Графические задачи на газовые законы. – № 29/03.
Шурухин В.О. Об изучении энтропии. – № 38/03.
Раздел «Колебания и волны»
Тема «Электрический ток в различных средах»
Электрический ток в металлах: а) электронная проводимость металлов; б) движение электронов в металле.
Электрический ток в жидкостях: а) электролитическая диссоциация; б) ионная проводимость; в) электролиз и его применение; г) законы электролиза.
Электрический ток в газах: а) газовый разряд; б) ионизация газов; в) проводимость газов; г) рекомбинация; д) различные типы самостоятельного разряда и их практическое применение.
Электрический ток в вакууме: а) проводимость вакуума; б) лампа-диод; в) электронные пучки, их свойства и применение.
Электрический ток в полупроводниках: а) стро-ение полупроводников; б) электронная и дырочная проводимость полупроводников; в) электрическая проводимость полупроводников при наличии примесей; г) полупроводниковый диод; д) термисторы и фоторезисторы.
Плазма.
Литература
Алексеева М.Н. Физика – юным. – М.: Просвещение, 1980.
Ануфриев С.В. Электрический ток в растворах и расплавах электролитов. – Физика («ПС»), 2001, № 18.
Буховцев Б.Б., Климонтович Ю.Л. Физика. – М.: Просвещение, 1984.
Емельянов В.А. Основы электродинамики. – Физика («ПС»), 1997, № 7.
Жданов Л.С., Жданов Г.Л. Физика для средних специальных учебных заведений: учебное пособие. – М.: Наука, 1981.
Козлова В.М. Электрический ток в различных средах. – Физика («ПС»), 2000, № 9.
Яворский Б.М., Тихомирова С.А. Физика: учебник для гуманитарных классов. – М.: Школа-Пресс, 1997.
Дополнительный список от редакции
Гурецкая Н.Е. Зависимость сопротивления металлов от температур. – № 29/04.
Долгая Т.И. Исследование электропроводности различных сред. Вводно-обзорный урок-исследование. – № 8/05.
Миронова Ю. Электрическая природа нервного импульса. – № 24/04.
Митюшова В.В. Токи в различных средах. – № 9/03.
Мурашов Д.Г. Проводимость стекла. – № 23/04.
Панфёрова О.В. Электроокраска. – № 41/03.
Сёмке А.И. Электрические явления в природе. – № 3/04.
Смородина М.С., Овцына В.П. Электролиз – физико-химический процесс. – № 5/04.
Таирова С.Е. Электрический ток в металлах. – № 10/04.
Тертюхов В.Д. Электрический ток в металлах. Урок решения экспериментальных задач. – № 6/04.
Раздел «Колебания и волны»
Тема «Переменный ток»
Производство электроэнергии: а) физические основы процесса производства электроэнергии (генераторы); б) гидроэлектростанция (ГЭС); в) тепловые электростанции (ТЭЦ); г) нетрадиционные виды электростанций: ветряные, солнечные, приливные, геотермальные и т.д. д) экологические проблемы, связанные с производством электроэнергии.
Передача электроэнергии на большие расстояния: а) преобразование электрической энергии (трансформатор); б) передача электроэнергии от электростанции до потребителя.
Использование электроэнергии: а) в быту; б) в промышленности; в) в сельском хозяйстве; г) в транспорте.
Энергетика России: а) из истории становления и развития энергетики страны (план ГОЭЛРО);
б) энергетика страны в цифрах и фактах; в) энергетика нашего края.
Литература
Алексеева М.Н. Физика – юным. – М.: Просвещение, 1980.
Бакулин В.В., Козин В.В. География Ханты-Мансийского автономного округа. 8–9 классы. – М.: Экопрос, 1996.
Глазунов А.Т. Техника в курсе физики средней школы. – М.: Просвещение, 1977.
Дягилев Ф.М. Концепции современного естествознания. – М., 1998.
Зиятдинов Ш.Г. Народонаселение и энергопотребление. – Физика («ПС»), 2003, № 21, 25, 26.
Кириллин В.А. Энергия сегодня и завтра. – М., 1983.
Новиков Ю.В. Охрана окружающей среды. – М., 1987.
Физика. Справочник школьника. – М., 1995.
Дополнительный список от редакции
Замковая Н.Н. Атомная энергия: «за» и «против». Открытый коммуникативный урок. № 12/04.
Екимова В.И. Радиационное загрязнение среды. № 30/04.
Захарова Л.П., Сидоренко О.К. Электрификация России. № 2/05.
Зиятдинов Ш.Г. Альтернативные источники энергии. – № 25-26/03.
Лучков Б.И. На пути к городу Солнца. – № 15/03.
Митюшова В.В. Производство и использование электроэнергии. № 21/03.
Пузырёв В.Ф. Электромагнитные явления. – № 47/03.
Раводин Е.М. Программа ppremto. – № 40/04.
Фабрикантова Е.В. Игра-телемост «Мир после ядерной войны». – Физика («ПС»), 2004, № 43.
Раздел «Колебания и волны»
Тема «Электромагнитные волны»
Электромагнитные волны: понятия, свойства, источники излучения.
Средства связи от древности до современности: а) история развития средств связи; б) А.С.Попов – основоположник радиовещания: страницы жизни; в) изобретение радио А.С.Поповым; г) современные средства связи: телефон, сотовая связь, телеграф, пейджинговая связь, телефакс, спутниковая связь; д) развитие средств связи нашего края.
Применение радиоволн: а) радиолокация; б) радиоастрономия; в) телевидение; г) радиовещание.
Электромагнитные волны и их влияние на живые организмы.
Литература
Алексеева М.Н. Физика – юным. – М.: Просвещение, 1980.
Глазунов А.Т. Технические задачи в курсе физики средней школы. – М.: Просвещение, 1997.
Жукова Ж.Г. Научно-практическая конференция о радио, телевидении, связи. – Физика («ПС»), 2001, № 15.
История открытий: Энциклопедия. – М.: Росмэн, 1998.
Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. – М.: Просвещение, 1988.
Наука: Энциклопедия. М.: Росмэн, 1998.
Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика. 11 класс. – М.: Школьная пресса, 2000.
Электромагнитные волны «спасают» от краж. – Физика в школе, 2003, № 3.
Дополнительный список от редакции
Воробьёва Т.В. Радиоволны и средства связи. Открытый урок. – № 23/04.
Дороненко Т.В. Рентгеновское излучение. Урок-конференция. – № 6/04.
Дуков В.М. Формирование понятия электромагнитного поля. – № 3/03.
Захарова Л.П., Сидоренко О.К., Усатов А.В. Дуэль в эфире. – № 2/05.
Кошкина Т.В. Передача и приём радиоволн. Простые опыты. – № 23/04.
Морозов И.Д. А.С.Попов с Г.Маркони не встречался и подарков ему не дарил. – № 16, 17/03.
Савищева Н.Я., Шевякова К.В. Мир радиоэлектроники. Обобщающий урок-конференция. – № 44/03.
Суханькова Е.П. Спектр электромагнитных излучений. Излучения и спектры. – № 23/03.
Урвалов В.А. Развитие телевидения и роль российских учёных. – № 4/03.
Шипилова А.Ф. Электромагнитные колебания и волны. – Физика («ПС»), 2004, № 44.
Раздел «Колебания и волны»
Тема «Геометрическая оптика»
Источники света: искусственные и естественные.
Оптика человека: а) как мы видим; б) дефекты зрения (близорукость, дальнозоркость, дальтонизм).
Оптические приборы, «вооружающие» глаз: а) очки; б) лупа; в) микроскоп; г) телескоп; д) бинокль.
Светопроекционная техника: а) фотоаппарат; б) проекционные аппараты; в) кинопроектор.
Оптические явления в природе: а) миражи; б) гало; в) зарницы; г) северное сияние; д) радуга.
Занимательная оптика: а) оптические иллюзии; б) лазерная графика; в) волоконная оптика;
г) восприятие света растениями и животными.
Литература
Глушкова Е.К. Береги зрение. – М.: Медицина, 1987.
Емельянов В.Д. – Физика («ПС»), 2001, № 13.
Жданов Г.Л., Жданов Л.С. Физика для средних специальных учебных заведений. – М.: Наука, 1984.
Комиссарова О.В. – Физика («ПС»), 2001, № 14.
Муранов А.П. В мире необычных и грозных явлений природы. – М.: Просвещение, 1997.
Пёрышкин А.В., Чемакин В.П. Факультативный курс физики. 7 кл. – М.: Просвещение, 1980.
Смирнов Г.А. Загадки природы в зеркале науки.
Тарасов А.В. Физика в природе. – М.: Просвещение, 1988.
Тарасов А.В., Тарасов А.Н. Беседы о преломлении света. – М.: Медицина, 1987.
Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика. 11 кл. – М.: Школьная пресса, 2000.
Дополнительный список от редакции
Бражников М.А. Оптические иллюзии и физика ХХ века. – № 41/04.
Варламов С.Д. Монохроматическая радуга. – № 41/03.
Дроздов В.Б. № 9/04 (Заглянем в линзу). – № 8/05 (От перемены мест поверхностей...)
Ефимовский Е. О скорости света. – № 31/03.
Козлова Н.Д. Атмосферные явления: гало, паргелии и дуги. – № 45/03.
Колегова В.А. Линза – наш друг и помощник. – № 1/05.
Кэш Т. Физические забавы. – № 41, 45/04.
Мичурина О.А. Свет. Источники света. Урок изучения нового материала. – № 19/03.
Проклова В.Ю. Оптические явления в природе. – № 2/05.
Рымкус А.А. Уроки с применением методов ТРИЗ. – № 29/03.
Сёмке А.И. – № 11/04 (В мире солнечного света. Открытый урок физика+литература). – № 3/05 (Особенности зрения в живой природе. Интегрированный урок физика+биология).
Суббота Н.А. Дисперсия света. Урок изучения нового материала в форме лекции-беседы. – № 46/04.
Фещенко Т.С. Глаз и зрение Урок-исследование изучения и первичного осмысления материала. – № 16/03.
Хиггинс Т. Свет: Волновая природа света (№ 12/03). От прожекторов до фотовспышек. Лампы освещают мир
(№ 16/03). Фотодетекторы (№ 16, 20/04). Телескопы (№ 36/04).
Чикин В.С. Звук и свет. Физический вечер. – № 39/03.
Раздел «Квантовая физика»
Тема «Атомная и ядерная физика»
Физика атома и атомного ядра: а) строение атома и атомного ядра; б) явление радиоактивности; в) ядерные реакции; г) деление ядер урана.
«Нет» атомной энергии: а) ядерное оружие; б) ядерный терроризм; в) радиоактивное заражение и проблемы экологии; г) радиоэкологическая обстановка в Нижневартовске.
«Да» атомной энергии: а) ядерная энергетика; б) использование радиоактивности.
Литература
Борискин А.Ф., Иванов Н.А. Экология в школьном курсе физики. – Нижневартовск, НЭПИ, 1999.
Боровский Е.Э. Атомные электростанции. – Физика («ПС»), 1997, № 2.
Глазунов А.Т. Техника в курсе физики средней школы. – М.: Просвещение, 1977.
Денисова В.Д. Судебное заседание по теме «Радиоактивность». – Физика («ПС»), 1998, № 11.
Замковая Н.Н. Атомная энергия: «за» и «против». – Физика («ПС»), 2004, № 12.
Зиятдинов Ш.Г. Радиационная безопасность. – Физика («ПС»), 2002, № 21.
Колдобский А.Б. Чернобыль: 11 лет спустя. – Физика («ПС»), 1997, № 2.
Колдобский А.Б. Дело «Челябинск». – Физика («ПС»), 1997, № 37.
Колдобский А.Б. Ионизирующие излучения. – Физика («ПС»), 1997, № 2.
Колдобский А.Б. Советский атомный проект. История создания атомной бомбы. – Физика («ПС»), 1998, № 28, 31.
Колдобский А.Б. Ядерный и радиационный терроризм. – Физика («ПС»), 2002, № 17.
Пинский А.А., Разумовский В.Г. Физика и астрономия. 9 кл. – М.: Просвещение, 1996.
Рыженков А.П. Физика. Человек, окружающая среда. 9 кл. – М.: Просвещение, 2000.
Савин А. Магнитные поля бытовых приборов. – Физика («ПС»), 2002, № 21.
Фещенко Т.С. Ядерная энергия: «за» и «против». – Физика («ПС»), 2001, № 17.
Шуенкова В.В. Суд над ядерной энергией. – Физика в школе, 1997, № 2.
Дополнительный список от редакции
Аристархова Л.И., Бывших Р.И. Разгадка тайн природы, или История развития атомной физики. – № 10/03.
Екимова В.И. Радиационное загрязнение среды. – № 30/04.
Золотухина Т.В. Квантование. – № 8/03.
Коханов К.А. Обобщающие таблицы. – № 4/04 (Почему сильное взаимодействие такое сильное?), № 16/04 (Энергия ядер. Радиоактивность.)
Лучков Б.И. Пути ядерного синтеза. – № 27-28/03.
Фабрикантова Е.В. Мир после ядерной войны. Сюжетно-ролевая игра. – № 43/04.
Чандрасекар Б.С. Почему всё вокруг такое, какое оно есть? – № 31/03.
Мы добавили в список литературы публикации из нашей газеты 2003–2005 гг. (дополнительно). – Ред.