Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №12/2005
Оригинальные лабораторные работы

А.А.Чеботарёв,
гимназия № 1567, г. Москва
chebot1@orc.ru

Оригинальные лабораторные работы

7–8 классы

1. Определение удельной теплоты парообразования

Один из методов основан на том, что при конденсации пара происходит выделение тепла в количестве, равном теплоте парообразования. Пар получают в парообразователе 1 и пропускают через сухопарник 2 в воду, налитую в калориметр 3. При конденсации пара и охлаждении полученной из него воды происходит нагревание воды в калориметре.

Лабораторный опыт

Удельную теплоту парообразования L вычисляют из уравнения теплового баланса: приравнивают количества теплоты, полученные калориметром Q1=cкmкдельтаt1 и водой в нём Q2=cвmвдельтаt1, количеству теплоты, отданному паром Q3 = Lmп при конденсации и горячей водой, полученной из пара при её охлаждении до конечной температуры Q4 = cвmпдельтаt2:

Q1 + Q2 = Q3 + Q4,

или

cкmкдельтаt1 + cвmвдельтаt1 = Lmп + cвmпдельтаt2.

Массу сконденсировавшегося пара находят по разности результатов взвешивания калориметра до и после пропускания пара. Обратите внимание на то, что колба парообразователя изготовлена из специального, закалённого, стекла. Изделия из такого стекла помечают матовой меткой в форме круга, прямоугольника или треугольника. Колбу из такого стекла можно ставить не только на электроплитку, но и на открытый огонь.

ЗАДАНИЕ 1: определить удельную теплоту парообразования воды

Оборудование: парообразователь с сухопарником; электрическая плитка; калориметр с крышкой; весы с разновесами; термометр.

Ход работы

1. Подготовьте таблицу для записи результатов измерений и вычислений.

Масса калориметра, mк  
Масса калориметра с водой, mкв  
Масса воды в калориметре, mв = mквmк  
Масса калориметра с водой после пропускания пара, mквп  
Масса пропущенного пара, mп = mквпmкв  
Температура воды в калориметре в начале опыта, t1  
Температура воды в калориметре в конце опыта, t2  
Температура кипения воды, t  
Удельная теплоёмкость материала калориметра, ск  
Удельная теплоёмкость воды, св  

2. Налейте в парообразователь приблизительно 70–100 мл воды и поставьте его на электрическую плитку.

3. Массу внутреннего сосуда калориметра определите на весах.

4. Налейте в калориметр воду (приблизительно половину его объёма) и снова взвешиванием определите массу воды.

5. Измерьте перед опытом начальную температуру воды в калориметре (желательно, чтобы она была ниже комнатной).

6. Когда из сухопарника начнёт выделяться сильная струя пара, погрузите конец трубки через крышку калориметра в воду. Пропускайте пар в течение 10–12 мин.

7. После этого выньте трубку сухопарника из калориметра и выключите электроплитку. Снимите крышку и тщательно перемешайте воду. Когда повышение температуры прекратится, в калориметре считайте показания термометра.

8. Взвесьте калориметр после опыта и определите массу сконденсировавшегося пара.

9. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

10. Составьте уравнение теплового баланса и вычислите удельную теплоту парообразования воды L.

11. Подсчитайте погрешность определения удельной теплоты парообразования воды. Результат запишите в виде:

формула

12. Сравните полученный результат с табличным и сделайте вывод.

ЗАДАНИЕ 2: сравнить скорости потери тепла горячей водой в открытом стакане, калориметре и калориметре с крышкой

Оборудование: внутренний стакан от калориметра, калориметр, калориметр с крышкой, три одинаковых термометра, горячая вода.

1. Подготовьте таблицу для записи результатов измерений.

Время, мин 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Сосуд Открытый стакан

Температура °С

Калориметр
Калориметр с крышкой

2. Закрепите в штативе на нитях три термометра над каждым из сосудов – примерно на одном уровне над дном каждого сосуда.

3. Залейте во все сосуды горячую воду одной температуры и одинакового объёма (150 мл).

Лаборат. опыт

4. Запишите показания термометров в ячейки «0 мин». Через каждую минуту снимайте показания термометров и заносите их в соответствующие ячейки таблицы.

5. По полученным данным на одних координатных осях, выбрав соответствующий масштаб, постройте графики зависимости температуры воды во всех сосудах от времени.

6. Сделайте выводы о скорости потерь тепла в сосудах и о теплоизолирующих свойствах калориметров.

2. ИЗГОТОВЛЕНИЕ МОДЕЛИ ШТАНГЕНЦИРКУЛЯ

Оборудование: деревянный брусок, ученическая линейка, тонкий картон, ножницы.

Цель работы: изготовление модели штангенциркуля и измерение с его помощью размеров деревянного бруска.

Ход работы

1. Вырежьте из картона две заготовки: 1 (на ней будет нанесена основная шкала) и 2 (на ней будет нанесён нониус).

2. Отступив от края губки заготовки 1 на 5–7 мм, нанесите по её краю деления через 1 см.

рис.

3. Вставьте заготовку 2 в заготовку 1 так, чтобы «губки» сомкнулись, и нанесите по её краю десять делений через 0,9 см. При этом десятое деление на заготовке 2 должно совпасть с девятым делени-

ем на заготовке 1.

4. Приложите губку первой детали изготовленного «штангенциркуля» к грани измеряемого бруска так, как показано на рисунке. К противоположному краю бруска приставьте вторую деталь с нониусом.

Рис.

5. Для отсчёта длины бруска к числу полных сантиметров (по основной шкале) прибавьте число миллиметров (по номеру штриха нониуса, считая от нулевого штриха до совместившегося с одним из штрихов основной шкалы).

6. Измерьте длину этого же бруска линейкой с ценой деления 1 мм и проверьте правильность измерения, выполненного с помощью модели штангенциркуля.

Рисунок