В гостях у А.А.Чеботарёва
Как важно учителю, переживающему за свою работу, понять, где корень успеха, который помогает профессионально расти, а уж тем более, если этот рост описывается экспонентой. Предлагаем нашим читателям заглянуть в гости к Александру Андреевичу Чеботарёву, преподавателю физики гимназии № 1567 ЗАО г. Москвы. Учащиеся этой гимназии занимают призовые места на олимпиадах разного уровня по физико-техническим дисциплинам – вплоть до региональных, а выпускники легко поступают в ведущие вузы. Прошлой осенью Александр Андреевич стал лауреатом премии фонда «Династия» в номинации «Учитель, воспитавший ученика», присуждаемой исключительно по результатам опросов и анкетирования бывших выпускников.
И вот мы в классе после уроков. Александр Андреевич рассказывает о своей программе, которую можно назвать хорошо организованным форсированным курсом физики (с опережением и углублением) на базе обширного фронтального эксперимента с самодельным оборудованием. Эта программа реализуется с 8-го класса, к которому учащиеся подходят уже достаточно подготовленными. Очень многое из курса физики 7–8-х классов уже изучено в курсе естествознания, который построен так, что действительно формирует основы естественных наук, а более всего – физики как основного предмета цикла. В 8-й класс с расширенным изучением физики и информатики дети отбираются по конкурсу, и часто в него попадают вовсе не отличники (у многих регулярные проблемы с русским языком, историей, литературой).
После изучения каждого раздела или большой темы проводится физический практикум (всего несколько работ), и почти в каждой работе школьники либо изготавливают самостоятельно какую-либо часть оборудования, либо конструируют установку из подручного материала. При этом учитель (наставник и советчик) всегда рядом, всегда подскажет и предложит что-то оригинальное, чего до этого момента не было на уроках, всегда готов выслушать, даже во внеурочное время. Может быть, в этом секрет устойчивого профессионального успеха? Сотрудничество, соучастие, сопричастность, вот что заставляет молодые пытливые умы увлекаться и творить. Вместе с учащимися педагог находится в непрекращающемся поиске и с удовольствием рассказывает о работах школьников, о методических находках, которых накопились тонны, о школе, о прекрасном понимании администрацией его идей и желания работать именно так и т.д.
Физкабинет А.А.Чеботарёва. Школьники работают с оргтехникой на первом «этаже». Над ними второй «этаж» – с компьютерами и другим оборудованием, – пристроенный к стене. Справа показаны настенные ящики и полки с оборудованием на смежной стене
Наша беседа постоянно прерывалась на помощь учащимся, которые готовились к ответам и эксперименту на текущей неделе: кто-то чертил схемы и не мог найти какие-то детали, у кого-то не получалось вытравить плату для будущей приставки к счётчику или усилителю (как потом выяснилось, фольгированная текстолитовая пластина была «захватана»), кто-то только ещё рисовал подобную схему на плоттере с помощью программы, написанной товарищем. На мой вопрос: «А не проще было бы купить готовый прибор, если средства школы позволяют, или использовать стандартную микросхему, заменяющую многие детали?» – учитель, не задумываясь, сказал: «Тогда не будет обучения и достаточного понимания, не будет процесса глубокого осознания изучаемого материала».
Действительно, только вникнув глубоко в цели и суть физического эксперимента, можно было догадаться, как сконструировать фотодатчики (тогда их ещё не было в продаже), – линзы для фокусировки света на фотодиод отливали из расплавленного оргстекла в самодельной сферической форме, и эти линзы хорошо работают до сих пор.
Слева – тележка на магнитной подушке (фотодатчики на деревянных кронштейнах – для фиксации моментов времени). Справа – самодельная линза в кронштейне
Когда Александра Андреевича всё же забрали ученики в небольшую лабораторию с массой осциллографов, генераторов, датчиков с подключёнными к ним схемами на различных платах, т.к. там уже час что-то не «тестилось», я получила возможность рассмотреть залежи накопленного оборудования. Меня окружало учительское «богатство» – большие и маленькие «фрагменты» демонстраций и фронтальных экспериментов, втиснутые в самодельные и стандартные полки под потолок, экран над доской и мультимедиа-проектор, подвешенный посередине класса, «разношёрстные» компьютеры, размещённые в два этажа (!) вдоль стены, самодельные трибометры из ДСП непомерного размера и многое другое. Разглядывая всё это, понимаешь, что осуществить любые проекты в таком объёме невозможно без спонсорской помощи, благожелательного отношения родителей и администрации и, конечно, без вдохновения самого учителя. Чего стоит, например, идея двухэтажного компьютерного уголка класса с оборудованием шести мест для индивидуальной работы (три вверху, три внизу), использование плоттера для вывода чертежей радиосхем? А масса всяких приставок и датчиков из радиодеталей к лабораторным работам?.. Александру Андреевичу пришлось усовершенствовать старый счётчик СИЛ1 небольшой схемой из четырёх деталей и стандартным гнездом для штекера, чтобы приспособить его к описанным выше самодельным фотодатчикам. Удалось придумать легкоподвижную универсальную тележку, которую элементарно может изготовить даже пятиклассник на уроках труда, и ультразвуковую установку направленного излучения, собранную ученицей в старом детском валенке. Кстати, фотодатчики теперь школьники легко изготавливают из старых фломастеров и обычных фото- и светодиодов, продающихся на радиорынке.
Через полчаса учитель извинился за то, что не может больше уделить мне времени – ученики заждались, им не терпелось получить советы по многим вопросам, ведь время после уроков принадлежало им. И так уже многие годы.
В разделе "Оригинальные лабораторные работы" приведены две лабораторные работы, придуманные А.А.Чеботарёвым.