Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №12/2005
В гостях у А.А.Чеботарёва

В гостях у А.А.Чеботарёва

Как важно учителю, переживающему за свою работу, понять, где корень успеха, который помогает профессионально расти, а уж тем более, если этот рост описывается экспонентой. Предлагаем нашим Александр Андреевич Чеботарёвчитателям заглянуть в гости к Александру Андреевичу Чеботарёву, преподавателю физики гимназии № 1567 ЗАО г. Москвы. Учащиеся этой гимназии занимают призовые места на олимпиадах разного уровня по физико-техническим дисциплинам – вплоть до региональных, а выпускники легко поступают в ведущие вузы. Прошлой осенью Александр Андреевич стал лауреатом премии фонда «Династия» в номинации «Учитель, воспитавший ученика», присуждаемой исключительно по результатам опросов и анкетирования бывших выпускников.

И вот мы в классе после уроков. Александр Андреевич рассказывает о своей программе, которую можно назвать хорошо организованным форсированным курсом физики (с опережением и углублением) на базе обширного фронтального эксперимента с самодельным оборудованием. Эта программа реализуется с 8-го класса, к которому учащиеся подходят уже достаточно подготовленными. Очень многое из курса физики 7–8-х классов уже изучено в курсе естествознания, который построен так, что действительно формирует основы естественных наук, а более всего – физики как основного предмета цикла. В 8-й класс с расширенным изучением физики и информатики дети отбираются по конкурсу, и часто в него попадают вовсе не отличники (у многих регулярные проблемы с русским языком, историей, литературой).

После изучения каждого раздела или большой темы проводится физический практикум (всего несколько работ), и почти в каждой работе школьники либо изготавливают самостоятельно какую-либо часть оборудования, либо конструируют установку из подручного материала. При этом учитель (наставник и советчик) всегда рядом, всегда подскажет и предложит что-то оригинальное, чего до этого момента не было на уроках, всегда готов выслушать, даже во внеурочное время. Может быть, в этом секрет устойчивого профессионального успеха? Сотрудничество, соучастие, сопричастность, вот что заставляет молодые пытливые умы увлекаться и творить. Вместе с учащимися педагог находится в непрекращающемся поиске и с удовольствием рассказывает о работах школьников, о методических находках, которых накопились тонны, о школе, о прекрасном понимании администрацией его идей и желания работать именно так и т.д.

Физкабинет А.А.Чеботарёва

Физкабинет А.А.Чеботарёва. Школьники работают с оргтехникой на первом «этаже». Над ними второй «этаж» – с компьютерами и другим оборудованием, – пристроенный к стене. Справа показаны настенные ящики и полки с оборудованием на смежной стене

Наша беседа постоянно прерывалась на помощь учащимся, которые готовились к ответам и эксперименту на текущей неделе: кто-то чертил схемы и не мог найти какие-то детали, у кого-то не получалось вытравить плату для будущей приставки к счётчику или усилителю (как потом выяснилось, фольгированная текстолитовая пластина была «захватана»), кто-то только ещё рисовал подобную схему на плоттере с помощью программы, написанной товарищем. На мой вопрос: «А не проще было бы купить готовый прибор, если средства школы позволяют, или использовать стандартную микросхему, заменяющую многие детали?» – учитель, не задумываясь, сказал: «Тогда не будет обучения и достаточного понимания, не будет процесса глубокого осознания изучаемого материала».

Действительно, только вникнув глубоко в цели и суть физического эксперимента, можно было догадаться, как сконструировать фотодатчики (тогда их ещё не было в продаже), – линзы для фокусировки света на фотодиод отливали из расплавленного оргстекла в самодельной сферической форме, и эти линзы хорошо работают до сих пор.

Тележка на магнитной подушке        самодельная линза в кронштейне

Слева – тележка на магнитной подушке (фотодатчики на деревянных кронштейнах – для фиксации моментов времени). Справа – самодельная линза в кронштейне

Когда Александра Андреевича всё же забрали ученики в небольшую лабораторию с массой осциллографов, генераторов, датчиков с подключёнными к ним схемами на различных платах, т.к. там уже час что-то не «тестилось», я получила возможность рассмотреть залежи накопленного оборудования. Меня окружало учительское «богатство» – большие и маленькие «фрагменты» демонстраций и фронтальных экспериментов, втиснутые в самодельные и стандартные полки под потолок, экран над доской и мультимедиа-проектор, подвешенный посередине класса, «разношёрстные» компьютеры, размещённые в два этажа (!) вдоль стены, самодельные трибометры из ДСП непомерного размера и многое другое. Разглядывая всё это, понимаешь, что осуществить любые проекты в таком объёме невозможно без спонсорской помощи, благожелательного отношения родителей и администрации и, конечно, без вдохновения самого учителя. Чего стоит, например, идея двухэтажного компьютерного уголка класса с оборудованием шести мест для индивидуальной работы (три вверху, три внизу), использование плоттера для вывода чертежей радиосхем? А масса всяких приставок и датчиков из радиодеталей к лабораторным работам?.. Александру Андреевичу пришлось усовершенствовать старый счётчик СИЛ1 небольшой схемой из четырёх деталей и стандартным гнездом для штекера, чтобы приспособить его к описанным выше самодельным фотодатчикам. Удалось придумать легкоподвижную универсальную тележку, которую элементарно может изготовить даже пятиклассник на уроках труда, и ультразвуковую установку направленного излучения, собранную ученицей в старом детском валенке. Кстати, фотодатчики теперь школьники легко изготавливают из старых фломастеров и обычных фото- и светодиодов, продающихся на радиорынке.

Реостат, изготовленный из стандартного резистора     Тележка легкоподвижная (фанера, лёгкий металл, болты, спицы)     Фотодатчики из фломастеров

Через полчаса учитель извинился за то, что не может больше уделить мне времени – ученики заждались, им не терпелось получить советы по многим вопросам, ведь время после уроков принадлежало им. И так уже многие годы.

В разделе "Оригинальные лабораторные работы" приведены две лабораторные работы, придуманные А.А.Чеботарёвым.

С.Я.Ковалёва,
школа № 4, г. Наро-Фоминск, Московская обл.