С.П.Тронина,
ИПКиПРО, г. Ижевск, Удмуртская Республика
ipkro@udmnet.ru
Тепловые и механические свойства твёрдых тел
Программа элективного курса
Цель курса: познакомить с тепловыми и механическими свойствами металлов, необходимыми для овладения профессиональными навыками по металлообработке.
Пояснительная записка
Прогресс требует от человека максимального развития способностей, умений и навыков трудовой деятельности. В этих условиях значительна роль физики как основы техники. Политехническое обучение даёт возможность профессиональной ориентации учащихся, в частности, на профессии металлообработки. предлагаемый элективный курс как раз и рассчитан на усиление практической направленности изучения курса физики.
Программа обеспечивает возможность дифференцированной работы с учащимися разных классов. С этой целью она разбита на блоки. В теоретическом блоке предполагается составление и решение задач производственно-технического содержания, что способствует сознательному усвоению прикладного материала, расширяет политехнический кругозор, создаёт условия для профессиональной ориентации.
В экскурсионном блоке предусматриваются комплексные и межпредметные экскурсии на производственные металлообрабатывающие объекты, в ходе которых учащиеся могут не только изучать разные установки, но и выполнять экспериментальные исследования.
Наконец, в практическом блоке выполняются лабораторно-практические работы по разным темам курса (5 ч), в ходе которых учащиеся изучают важнейшие практические приложения физики, связанные с современным металлообрабатывающим производством; даются комплексные исследовательские и конструкторские задания.
Заканчивается элективный курс конференцией, на которой обсуждаются результаты самостоятельных исследований учащихся, прикладные аспекты изученных разделов предмета, подводятся итоги индивидуальной деятельности при выполнении лабораторных заданий, в ходе экскурсий, при составлении и решении задач производственного содержания, конструировании моделей технических установок и технологических объектов.
Тематический план курса
Темы |
Часы |
I. Теоретический блок |
|
1. Введение а) цели курса; б) повторение материала 8–9-го классов. 2. Структура и свойства твёрдых тел: а) механические свойства; б) тепловые свойства; в) электропроводность. |
1
3
|
II. Экскурсионный блок |
|
1. Экскурсия на завод и в заводской музей. 2. Экскурсия в образовательное профессиональное учреждение (ПТУ, техникум). 3. Встречи с интересными людьми: конструкторами, рабочими, инженерами, родителями и т.д. |
4 + 1 (резерв)
|
III. Практический блок |
|
1. Лабораторный практикум. 2. Выполнение творческой работы. 3. Конференция. |
5 + 1 (резерв)
|
Лабораторный практикум
1. Наблюдение расширения металлов при нагревании.
Цель: пронаблюдать расширение металлов при нагревании и их сокращение при охлаждении.
Оборудование: стержень алюминиевый, брусок деревянный, булавка с насаженной на неё под углом 90° бумажной стрелкой, штатив с лапкой.
Ход работы
1. Зажмите горизонтально алюминиевый стержень одним концом в лапке штатива, другой его конец положите на деревянный брусок. Подложите под этот конец булавку так, чтобы стрелка смотрела вниз, и плотно прижмите этот конец грузом.
2. Стрелку немного отклоните вправо, сделайте карандашом отметку на поверхности бруска.
3. Поднесите зажжённую спиртовку к стержню. Пронаблюдайте за отклонением стрелки вследствие расширения стержня при нагревании.
4. Уберите спиртовку. Пронаблюдайте возвращение стрелки к исходному положению вследствие остывания стержня и сокращения его размера.
5. Сделайте вывод о расширении твёрдых тел при нагревании.
2. Наблюдение теплопроводности твёрдых тел.
Цель: убедиться в том, что различные твёрдые тела обладают разной теплопроводностью.
Оборудование: стержни алюминиевый, стальной, стеклянный; спиртовка; штатив.
Ход работы
1. Зажгите спиртовку, возьмите за концы алюминиевый и стеклянный стержни и внесите их свободными концами одновременно в пламя спиртовки. Убедитесь в том, что конец алюминиевого стержня у вас в руке нагрелся, а конец стеклянного – нет.
2. Повторите то же со стальным и стеклянным стержнями. Убедитесь, что металлы являются хорошими проводниками тепла, а стекло – плохим.
3. Повторите то же со стальным и алюминиевым стержнями. Убедитесь, что у этих металлов теплопроводность разная.
4. Нагревайте стальной стержень. При этом пальцем свободной руки медленно проведите вдоль стержня, от холодного конца к горячему, и найдите место, до которого стержень прогрелся. Повторите это несколько раз и приблизительно определите скорость теплопередачи. В качестве отчёта представьте схематические рисунки с краткими пояснениями и выводами.
3. Определение твёрдости металлов методами Бринелля и Роквелла.
Цель: определить твёрдость (прочность) различных металлов.
Оборудование: прибор для определения механических свойств материалов ПИМ (учебный); бруски стальной, алюминиевый; индикатор и т.д.
Ход работы
Часть I
1. Зажмите прибор для определения твёрдости по Бринеллю в слесарных тисках.
2. Установите наконечник с шариком диаметром 2,5 мм.
3. Положите на середину опорного столика под наконечник стальной образец.
4. Измерительный наконечник подведите к образцу до касания с поверхностью, закрепите индикатор, установите стрелку индикатора на ноль.
5. Рукояткой и винтовой парой вдавите шарик в образец под нагрузкой 1875 Н.
6. По индикатору определите глубину вдавливания шарика.
7. По таблице найдите площадь отпечатка.
8. Вычислите твёрдость по Бринеллю по формуле HB=P/S , где P – нагрузка, S – площадь отпечатка.
9. То же самое произведите с алюминиевым образцом.
Часть II
10. Замените наконечник с шариком диаметром 2,5 мм на другой, с шариком диаметром 1,588 мм.
11. Вдавите шарик в стальной брусок под нагрузкой P = 1000 Н.
12. Определите по индикатору глубину вдавливания шарика.
13. Вычислите твёрдость по Роквеллу по формуле HR = (K – h)/C, где h, мм – глубина вдавливания шарика, K = 0,26 – постоянная, C – углубление шарика (0,002 мм соответствует одному делению шкалы индикатора).
14. То же самое произведите с алюминиевым образцом.
15. Сделайте вывод о величине твёрдости по Бринеллю и по Роквеллу.
Темы творческих домашних заданий (примерные)
– Получение кристаллов.
– Сравнение структуры твёрдых тел и жидкостей.
– Определение теплоёмкостей твёрдых тел и жидкостей.
– Способы повышения прочности твёрдых тел.
– Определение предела прочности стали на разрыв с помощью гидравлического пресса.
– Определение твёрдости стали до и после закалки.
Литература
Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Шефер Н.И. Факультативный курс физики. 9-й класс. – М.: Просвещение, 1974.
Подгорнова И.И. Молекулярная физика в средней школе. – М.: Просвещение, 1970.
Хорошавин С.А. Физико-техническое моделирование. – М.: Просвещение, 1983.
Школьникам о современной физике. Физика твёрдого тела: Под ред. проф. В.З.Кресина. – М.: Просвещение, 1975.
Хрестоматия по физике: Под ред. Б.И.Спасского. – М.: Просвещение, 1982.
Светлана Петровна Тронина – методист кафедры естественнонаучных дисциплин Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики.