Тульский спецвыпуск №3
И.А.Гречишкина,
МОУ СОШ № 36, г. Тула
Формирование общеучебных умений и навыков с помощью блочной системы
Никаким количеством экспериментов доказать теорию нельзя, но достаточно одного, чтобы её опровергнуть.
А.Эйнштейн
Главная цель и основная задача моей работы по блочной системе – построение учебного процесса таким образом, чтобы ученики не только овладели знаниями и умениями, предусмотренными государственным стандартом, но и могли их творчески применять в своих исследованиях при решении любых учебных задач. Поэтому работа строится так, чтобы каждый класс являлся ступенью для достижения конечной цели: если ученик не может усвоить материал одним способом, то ему обязательно предоставляются альтернативные; на протяжении всего курса обучения каждый получает серию «диагностических» проверочных работ, ориентированных на его продвижение, так что их результаты помогают ориентироваться и справляться со своими проблемами; в случае затруднений с проверочными работами каждому сразу же предоставляется возможность выбрать альтернативные учебные процедуры; взаимопомощь не уменьшает возможность каждого ученика получить отличную оценку; оценка является объективной и определяется путём сравнения не с результатами других учеников, а с заранее определённым эталоном.
Весь курс, каждая тема разбита на отдельные учебные блоки.
Урок «нулевой срез» (нулевая контрольная работа) включает в себя, как правило, повторение основных формул, понятий из предыдущих тем, а также «жизненных вопросов», показывающих общий уровень развития ребёнка. В результате предварительного анализа работ выбираются способы устранения пробелов в знаниях учащихся. На следующем уроке обязательно проводится проверочный физический диктант (тест).
ОУУН (общеучебные умения и навыки): ученики делают самоанализ своих знаний, выбирают пути устранения пробелов (сообщения; решение качественных и количественных задач на карточках; самостоятельная работа с учебником по карточке-заданию).
Лекция (составление ОК). В ходе объяснения нового материала составляется ОК. Учащимся предлагается использовать три цвета для выделения главного содержания. В ходе лекции предлагаются вопросы, ответы на которые можно найти в учебнике.
ОУУН: приобретаются навыки составления конспекта (тезисов), выделения главного и самостоятельной работы с учебником.
Работа над усвоением материала: воспроизведение ОК; решение качественных и количественных задач; разбор типовых задач по данной теме (работа по алгоритму); самостоятельная работа для закрепления; решение экспериментальных и творческих задач, задач повышенной сложности; урок-семинар (конференция, вернисаж, презентация).
ОУУН: формирование навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой (умение анализировать, сравнивать, оценивать, обобщать, видоизменять); навыков составления плана сообщения, оформления сообщения; навыков организации и проведения исследовательской работы, которая необходима при написании реферата.
Урок самоанализа. Главная цель – выявление пробелов в знаниях и устранения их различными методами.
ОУУН: умение делать самоанализ своей работы.
Контрольная работа (зачёт, смотр знаний). Зачёт проводится только по вопросам школьного минимума. К нему готовится раздаточный материал с учётом индивидуальных особенностей учащихся, а за две недели на стенде вывешиваются вопросы и задачи для самостоятельной работы. Урок проходит по схеме: вводная часть (ориентация учащихся на изучение темы), обучение по каждой учебной единице в направлении максимального усвоения учащимися, оценка полноты усвоения каждым.
В качестве примера приведём изучение одной темы в 10-м классе (учебник [1]).
«Электростатическое поле» (15 ч)
1. «Нулевой срез» (физический диктант)
Цели: повторить понятия электрический заряд, два рода зарядов, электризация тел, элементарный заряд, строение атома; кинематика равнопеременного движения, законы Ньютона, условия равновесия.
2. Закон Кулона (лекция 1)
Цели: изучить закон сохранения электрического заряда, закон Кулона; показать границы применимости; повторить закон всемирного тяготения; выяснить сходство и различия закона Кулона и закона всемирного тяготения; рассмотреть опыт с крутильными весами; формировать умение применять полученные знания при выполнении экспериментального задания; формировать навыки составления ОК, составить ОК-1.
Экспериментальное задание на дом:
1. Положите две полиэтиленовые плёнки рядом на стол (параллельно друг другу) и проведите по ним один раз рукой. Поднимите плёнки за концы, разведите их и, медленно сближая, наблюдайте за их взаимодействием. Как взаимодействуют заряженные плёнки?
Повторите опыт с этими же плёнками, натерев их сильнее рукой. Как изменилась сила взаимодействия плёнок?
2. Проделайте аналогичные опыты с полиэтиленовой плёнкой и бумажной полоской. Для их электризации положите на бумажную полоску полиэтиленовую плёнку и потрите их рукой (первый раз – слегка, а второй – сильнее). Каждый раз разводите полоски и, медленно поднося друг к другу, наблюдайте за их взаимодействием. Как взаимодействуют заряженные полоски?
Сделайте вывод о том, как зависит сила взаимодействия заряженных тел от значения зарядов и расстояния между ними.
3. Решение задач на закон Кулона
Цели: провести контроль знаний по теме «Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона», формировать умения и навыки решения качественных и количественных задач (условия равновесия; равнодействующая сила; законы Ньютона).
Ход урока: воспроизведение ОК-1; тест-11 [2]; решение задач [3].
4. Электрическое поле. Силовая характеристика электрического поля (лекция, составление ОК-2)
Цели: сформировать понятия электрическое поле (в процессе сравнения с гравитационным полем), напряжённость поля; изучить принципы суперпозиции полей, рассмотреть графическое представление поля.
Ход урока: самостоятельная работа по карточкам; составление сравнительной таблицы, рассмотрение принципа суперпозиции полей, графического представления поля; решение задач типа приведённых ниже.
Определите по рисунку знаки зарядов тел. Объясните свой ответ.
Начертите силовые линии поля, образованные заряженным телом в форме звезды.
5. Решение задач на напряжённость электрического поля и принцип суперпозиции полей
Цели: ликвидировать пробелы в знаниях темы; формировать навыки решения задач на принцип суперпозиции полей.
Ход урока: тест-12 [2]; воспроизведение ОК-2 на доске; работа по индивидуальным карточкам-заданиям.
6. Работа поля. Энергетическая характеристика поля. Разность потенциалов (лекция)
Цели: сформировать представления о потенциальности кулоновского поля (вывод формулы для работы кулоновских сил), а также понятий потенциал, разность потенциалов; вывести формулу.
Ход урока: составление ОК-3; самостоятельная работа с учебником по вариантам.
Вариант I [1, с. 115–116]
1. В однородном электрическом поле из точки 1 в точку 2 перемещается положительный заряд по разным траекториям: 1–3–2, 1–4–2, 1–5–2. Сравните работу, совершаемую при перемещении заряда в каждом случае.
2. В каком случае поле можно считать потенциальным? Приведите пример поля, которое можно считать потенциальным. Почему?
Вариант II [1, с. 118]
1. Почему справедливо утверждение: «Потенциал – энергетическая характеристика электрического поля»?
2. Почему практическое значение имеет не сам потенциал, а разность потенциалов?
3. Что означают утверждения:
а) потенциал в данной точке 500 В?
б) напряжение между двумя точками 220?
Вариант III [1, с. 120]
1. Что представляют собой эквипотенциальные поверхности однородного поля и поля точечного заряда?
2. На рисунке изображено электрическое поле с помощью эквипотенциальных поверхностей Укажите направление линий напряжённости.
3. В какой точке (1 или 2) потенциал больше?
7. Решение задач
Цели: повторить закон сохранения энергии, формирование умений и навыков, решать качественные и количественные задачи.
Ход урока: программированный контроль (10 мин); решение задач типа упр. 8(3) [1]; № 634, 738, а, 740 (I ч.) [3] – на движение электрона в однородном поле конденсатора.
8. Диэлектрики и проводники в электростатическом поле (семинар)
Цели: научить объяснять с точки зрения электронной теории явления, происходящие в проводниках, помещённых в электрическое поле; раскрыть физическую природу диэлектриков с точки зрения электронной теории.
Вопросы
1. Объясните на основе электронной теории механизм проводимости различных веществ.
2. Металлы. Электрический ток в металлах.
3. Проводники в электростатическом поле.
4. Электростатическая индукция, электростатическая защита.
5. Электростатическое поле бесконечной проводящей плоскости.
6. Диэлектрики (полярные, неполярные).
7. Диэлектрики в электростатическом поле.
8. Диэлектрическая проницаемость.
Задачи: № 722, 725, 728 [3].
9. Электроёмкость. Конденсаторы (лекция 3)
Цели: сформировать понятие электроёмкости, изучить устройство конденсатора; рассмотреть плоский конденсатор, соединение конденсаторов; вывести формулу электроёмкости плоского конденсатора; формировать умение применять теоретические знания при выполнении экспериментального задания.
Ход урока: экспериментальное задание (выберите один из набора конденсаторов, запишите его характеристики, определите заряд при максимально допустимом напряжении); решение задачи на соединение конденсаторов; домашнее задание – подготовить сообщение.
10. Энергия электрического поля
Цели: вывести формулу для расчёта энергии конденсатора; показать, что эта формула справедлива для расчёта энергии электрического поля в произвольном объёме.
Ход урока: тест-15 [2]; составление ОК-4; проверка домашних сообщений («Виды конденсаторов», «Применение конденсаторов»).
11. Урок самоконтроля по теме «Электростатическое поле» (беседа)
Цели: обобщить знания по теме, выявить умения учащихся формулировать законы; знать границы применимости, типы взаимодействий, основные формулы, применять знания при решении качественных задач; объяснять физические явления, чётко излагать мысли, высказывать и доказывать суждения.
12–13. Практикум по решению задач
Цели: формировать навыки решения основных типов задач повышенной сложности при работе по карточкам-заданиям.
14. Контрольная работа
15. Урок коррекции знаний
Цели: ликвидировать пробелы в знаниях.
Ход урока: разбор типичных ошибок контрольной работы; работа по индивидуальным карточкам-заданиям.
Литература
1. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский. Физика-10. – М.: Просвещение, 2002.
2. В.А.Орлов. Тематические тесты по физике. – М.: Вербум-М, 2000.
3. А.П.Рымкевич, П.А.Рымкевич. Сборник задач по физике. – М.: Просвещение, 1983.
Ирина Анатольевна Гречишкина – учитель физики высшей квалификационной категории, почётный работник общего образования РФ, педагогический стаж – 18 лет. В 1986 г. закончила физический факультет ТПГИ им. Л.Н.Толстого по специальности «Физика и астрономия».