Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №10/2005
 Экологическое воспитание учащихся на уроках физики

Тульский спецвыпуск №3

Л.В.Лазарева,
МОУ СОШ № 34, г. Тула

Экологическое воспитание учащихся на уроках физики

Наша школа участвует в решении важнейшей задачи – формировании экологически грамотных граждан России. В соответствии с утверждёнными Министерством программами мы увязываем законы, явления и объекты природы, основные направления научно-технического прогресса с экологическими проблемами. Это к тому же способствует развитию интереса к предмету у детей гуманитарного склада мышления. Используем различные формы организации деятельности учащихся: уроки-конференции с экологической тематикой, уроки-семинары, уроки-игры, уроки групповой работы, исследовательскую работу с целью создания экологического паспорта школы (дети исследуют объём, площадь, освещённость, цветовую гамму, вентиляционный, температурный, влажностный режимы в школьных кабинетах, их соответствие санитарно-гигиеническим требованиям). Результаты исследований обобщаются в виде рефератов, которые защищаются на экзамене. С целью создания цельной картины мира введён факультативный курс «Физика и живая природа» (8-й класс, 35 ч), организован кружок «Физика и окружающая среда» (9-й класс, 68 ч), силами которого на традиционной ежегодной экологической декаде показан спектакль «Суд природы над обществом».

Задачи экологического содержания

7–11-й классы

Тема «Скорость. Путь. Время»

Тема «Давление. Архимедова сила»

Тема «Механическая работа и мощность»

Тема «Кинетическая и потенциальная энергия. Закон сохранения энергии. Механическая работа, мощность»

Тема «Импульс. Закон сохранения импульса»

Тема «Сообщающиеся сосуды»

Ответ. Азовское море пополняют пресной водой реки Дон и Кубань, но перетекание из него воды в случае подъёма её уровня не представляет опасности для обитателей Чёрного моря. В засушливые же годы это пополнение ослабевает, уровень воды в Азовском море понижается, солёная вода из Чёрного моря частично перетекает в Азовское и губит в нём пресноводную рыбу.

Тема «Плотность»

Ответ. формула

Тема «Тепловые явления»

Ответ. Снежная, т.к. снег укрывает озимые посевы от вымерзания и при таянии весной хорошо увлажняет почву.

Тема «Электрический ток. Закон Джоуля–Ленца»

Ответ. Можно, пропустив кратковременно по проводу сильный ток, чтобы расплавить снег.

Тема «Работа и мощность тока»

Ответ. Примерно 24 кг.

Тема «Агрегатное состояние вещества»

Ответ. [Необходимо, чтобы охлаждающая вода как можно быстрее превратилась в пар, поскольку теплота парообразования значительно больше количества теплоты, идущего на нагревание воды до точки кипения. К тому же на это требуется время. – Ред.]

Ответ. Зимой – вымораживанием, летом – выпариванием.

Ответ. Так как температура плавления вещества с увеличением давления повышается, то в первую очередь весной начинает плавиться подошва лавины, и последняя устремляется по склону горы вниз с большой скоростью.

Тема «Виды теплопередачи»

Ответ. Вытяжной вентилятор устанавливается в зависимости от плотности удаляемого вещества: для пара и аммиака – ближе к потолку, для хлора – ближе к полу. Форточки открывать целесообразно: давление пара в цехе всегда больше (температура выше), поэтому он будет выходить, и воздух станет суше.

Тема «Тепловые двигатели»

Ответ. Водород дешевле, добывается из воды, которой на Земле много, при сгорании не даёт ядовитых отходов, его можно хранить в больших количествах в специальных баках и перекачивать по трубопроводам на значительные расстояния.

Тема «Производство и передача электроэнергии»

Ответ. Ветровые и солнечные электростанции маломощны и работают нестабильно: первые зависят от силы ветра, вторые – от яркости светила и не работают ночью или в пасмурную погоду. Отрицательные факторы при сооружении ГЭС: под водохранилище отводится большая площадь пахотной земли; осложняется воспроизводство рыбы – плотина мешает её свободному передвижению по реке; искусственное море изменяет местный климат, при этом не всегда в лучшую сторону.

Тема «Спектр электромагнитных излучений»

Ответ. При помощи инфракрасной съёмки с ИСЗ; излучательные способности Земли и циклона различны (различна их температура).


Людмила Викторовна Лазарева

Людмила Викторовна Лазарева – учитель физики высшей квалификационной категории, почётный работник образования, педагогический стаж 23 года, окончила физфак Тульского ГПИ им. Л.Н.Толстого в 1981 г. Сыну Алёше сейчас 12 лет. Очень любит готовить вкусные и красивые блюда, кондитерские изделия (торты), выращивать цветы и ходить в театр (лучший отдых).