На судьбу не жалуюсь
8 апреля исполняется 60 лет пензенскому учителю, одному из лауреатов конкурса «Я иду на урок», проводимому нашей газетой, Брониславу Владимировичу Аржаеву. Вот как сложилась его судьба.
Вырос я в рабочем посёлке Бузовлёвского спиртозавода. Всегда тянуло туда, где что-либо делалось: в столярку, бондарный цех или на пилораму деревообрабатывающего комбината, к дранке, на которой обрабатывали подсолнечник и просо, в скорняжный цех. Там всегда было тепло, пахло сыромятной кожей, а уличный свет пробивался через сизый ароматный дым самосада. Здесь ремонтировалась или делалась конная упряжь. Рядом – цех по ремонту и изготовлению саней и телег, а напротив – кузница. В ней кузнец – Яков Иванович Кузнецов (!) – бог огня и металла. За речушкой Оряжкой, около пилорамы, находилась водяная мельница. Вода к ней шла с верхней плотины по каузу – каналу с деревянными стенами и дном. Покрутившись между вековых вётел, Оряжка впадает в Узу. Около их слияния всегда держалась рыба. Была она и под плотинами. Под нижней, заводской, рыбу ловили голыми руками, перекрывая ей пути отхода под камни и под брёвна донной защиты. Щупленькие, но щедрые на рыбные дары летом, весной эти речушки объединяли свои воды в грозный поток, перекрывая трёхкилометровое пространство от заводской горы до горы, на которой растянулось с. Бузовлёво. Однако о несчастных случаях на воде разговоров не ходило. Не удалось и мне уйти под лёд за нижней плотиной, когда я приблизился близко к кромке, чтобы разглядеть на перекате рыбёшек. Лёд проломился, но, видимо, в самом начале погружения удалось вывернуться, мои руки оказались сверху, а ноги болтались подо льдом. Догадался одной ногой упереться в лёд, а другую отвести назад, до упора в дно переката! Подвёл другую ногу, оттолкнулся и въехал на лёд! Был на редкость солнечный день конца марта 1951 г., воскресенье, и мама была дома. После ремня она помыла меня в горячей воде и загнала на печь, а сама принялась за стирку. Весной 1952 г. опять чуть не «отличился». Апрель, на реке ледоход. Под берегом довольно большая льдина таранит завалившуюся ветлу. Та, недовольно скрипя, останавливает «обидчицу» и собирается откинуть её прочь. Упустить такой случай было невозможно. Решение принято, и вот я на льдине, как полярник в Ледовитом океане! Только вот беда – льдина, получив толчок от ветлы, степенно вращаясь, явно устремилась на быструю воду. По телу пробежали мурашки. Там, на быстрине, происходили катастрофы! Льдины разламывались или начинали громоздиться с непредсказуемыми последствиями. К счастью, моя ледяная голубушка ни с чем не столкнулась и не успела выйти на большак. Правый берег своим поворотом встал на её пути, и я с облегчением спрыгнул на земную твердь.
В Бузовлёвскую среднюю школу я пошёл в 1952 г., её же закончил в 1962 г. Читать научился до школы, наверное, заодно с братом Борисом, который старше меня на 2,5 года. Начинал со сказок. Потом были рассказы охотника Сысоя Сысоевича из толстой книги под названием «Лесная газета». А дальше, видимо, как у всех, – приключения, фантастика... У нас в школе была замечательная библиотекарь Надежда Степановна Бодрова, которая была очень внимательна к юным читателям, помогала выбрать книги по интересу и сделать выбор, соответствующий возрасту. Она увидела мою тягу к технике, и с 6-го класса я стал читать журналы «Юный техник» и «Техника – молодёжи». Сохранил глубокое уважение к ним на многие годы. В школе мне нравились все предметы за исключением гуманитарных. За свою осведомлённость в технических и научных вопросах я получил кличку «профессор». В школьные годы приходилось трудиться, как и многим моим сверстникам. Речь идёт не о повседневных делах по хозяйству в деревенской семье, а о настоящей трудовой деятельности. Так, летом 1954 г. мы с братом пасли колхозных свиней. В течение августа с утра мы выгуливали стадо на лугах, поросших кустарником. В сентябре по трудодням получили целый воз продуктов: несколько мешков зерна для домашней живности, пшено, гречку, пшеничную и ржаную муку, подсолнечное масло, два бидона мёда!.. Но денег, кажется, не дали. Всё равно было очень приятно. Душа гордилась и пела, а мать рыдала и причитала, наверное, от неожиданности.
Следующий случайный заработок случился летом 1958 г. Две недели несколько подростков работали на вскрышных работах на торфяном болоте. Нужно было сбросить верхний грунт в карьер, освободить доступ к торфяному массиву. О расчёте не помню. Скорее всего, его получили родители. После 8-го класса в 1960 г. работал на только что открывшемся кирпичном заводе. Начинал с водовоза. Обеспечивал производство питьевой водой и технической – для работы пресса. Потом доверили возить на вагонетках сырец от пресса на сушку, в сараи. Самое сложное было пройти поворотные круги. Если вагонетка срывалась с круга, то пропадал труд всего коллектива. Поэтому два вагонетчика помогали друг другу проходить круги. Зарплата была, как у взрослого. Хотелось шикнуть и купить наручные часы. Но мать не одобрила – одежда важнее. А в следующее лето 1961 г. работал на уборочной зерновых в совхозе. Я был одним из копнильщиков на комбайне «Сталинец», который буксировался трактором ДТ-54. Кроме того, школа постоянно принимала участие в жизни совхоза. Помогали убирать с полей картофель, вручную собирали кукурузные початки на зерно, выращивали телят. А специалисты совхоза передавали нам знания по агрономии, по устройству и эксплуатации сельхозтехники. После 9-го класса все ребята могли управлять трактором «Беларусь» и имели представление о том, как подготовить сеялку к работе. Изучали фотодело, выращивали саженцы плодовых деревьев, принимали активное участие в закладке совхозного сада в междуречье Оряжки и Узы. Разумеется, было у нас время и для отдыха. Летом купались в речке, играли во все игры, а волейбол и футбол были самыми любимыми. Зимой катались на лыжах, санках и ледянках. Посёлок находится под горой, и места было много для всех возрастов. На прудах гоняли шайбу – чаще без коньков, крючковатыми палками вместо клюшек. Были развлечения и далеко не безопасные, связанные с играми в войну, – изготовление луков с комплектом стрел, имеющих наконечник и оперение. Позже стали изготавливать «пугачи» и «поджигалы» – огнестрельное оружие. В последнем моя фантазия оказалась богаче, чем у сверстников. Мой «поджиг» стрелял очередью – три выстрела подряд за счёт детонации спичечных зарядов второй и первой закладок, если последний заряд (третий) был достаточно большим. Но эпопея с «поджигалами» длилась не более одного лета 1958 г. Рано или поздно трубки разрывались, а найти их тогда было очень трудно. Вот так интересно и бурно прошло детство. В 1962 г. окончил 10-й класс. Мечтал стать инженером по строительству автодорог, мостов и туннелей. Хотелось пойти по стопам маминого брата, который окончил Саратовский автодорожный институт в 1952 г.
Так как я не имел представления о городе, то без помощи взрослого просто потерялся бы. Иван Сидорович (мой дядя) собирался помочь мне с устройством в Саратове, но обстоятельства не позволили. Его вызвали в Москву и предложили собираться в Афганистан, чтобы возглавить строительство автотрассы Герат–Кабул. Мама немного знала Пензу. Были даже хорошие знакомые. Пошли в приёмную комиссию Пензенского политехнического института. Мне отказали из-за ослабленного зрения, т.к. на выбранном факультете предполагалась огромная нагрузка на глаза. Сказали: «У вас хороший аттестат. Вы любите физику, математику? Вас тянет к технике? Так идите на физмат в педагогический институт». Так я оказался в ПГПИ им. В.Г.Белинского, о чём ни разу не пожалел, потому что встретил здесь замечательных людей и среди преподавательского коллектива, и среди обслуживающего персонала, и в огромном студенческом коллективе. Студенческая жизнь была богата событиями, увлечениями, трудностями и радостями. На факультете художественных профессий посещал кружок баянистов, потому что в 10-м классе сосед заразил игрой на гармони, и я на слух воспроизводил несколько модных танцевальных мелодий. Из спортивных секций выбор остановил на баскетболе за его подвижность при сравнительно малой опасности получить травму. Играл в сборной факультета. С большим интересом посещал все научно-практические конференции. Не всё понимал, но была жажда познания. Привела эта «болезнь» в 1964 г. в СКБ. В учебных заведениях много говорили о внедрении технических средств в образовательный процесс для повышения интенсивности обучения. Над этой проблемой и было предложено работать нашему СКБ под руководством молодого преподавателя В.Г.Манторова. В те годы доступной базой электронной автоматики были радиолампы и электромагнитные реле, полупроводниковые диоды и триоды были мало кому известны. Перед нами была поставлена задача: до нового 1965 г. изготовить 25–30 программируемых устройств для контроля знаний по 10 вопросам любой темы и любой дисциплины. Что и было сделано. В декабре 1965 г. в нашем институте появился кабинет программированного обучения. Мы были счастливы и испытывали огромное удовлетворение от проделанной работы и творческого общения. Приказом ректора нас наградили поездкой в Москву на зимние каникулы. Главные объекты – ВДНХ, Политехнический музей, Красная площадь, Мавзолей, музеи Кремля, Арбат, Таганка... Впечатлений – море!
Потом наш курс был на педпрактике. Я со своим лучшим другом Александром Васильевичем Костюниным, под влиянием которого в своё время пришёл в СКБ, попал в опорную школу № 53. По традиции, студент-практикант должен был что-то сделать для школы (прибор, стенд и т.д.), вот и мне с Сашей методист Иван Яковлевич Абаринов предложил сделать три контрольно-экзаменующих устройства. Работали в комнате радиоузла по ночам. Практика прошла отлично. А вскоре в газете «Молодой ленинец» появилась статья «Завидные судьбы». Некто Архангельский писал о Славе Аржаеве и Саше Костюнине, какие это славные ребята. Любопытно, что с нами журналист не встречался, но в статье всё было верно. На 4-м курсе у нас преподавал спецкурс Вениамин Иванович Федотов – специалист по радиоэлектронике. Мне было предложено выполнить звуковой генератор на RC-контуре. Это была первая моя самостоятельная работа, после которой я стал читать схемы. А ещё мы любили танцы. Ходили в небольшие походы с ночёвкой на берега озёр и рек в окрестностях города. Появлялись новые знакомые, которые после бардовских песен под гитару у костра превращались в добрых и желанных друзей. Кстати, семиструнную гитару я освоил в общежитии. Зарисовывал пальцовку аккордов и присматривался к технике боя. Для неискушённых слушателей проходило, а для себя – лирическая отдушина. Со школьных лет пристрастился к шахматам. С годами эта страсть усилилась. В конце 1965 г., т.е. на последнем курсе (у нас была четырёхлетняя подготовка по узкому профилю «физик» или «математик»), увидел изумительную девчоночку, которая взорвала мою душу и отняла покой. Самое удивительное то, что Галочка Кольчугина училась в моей группе, а вот свела нас только счастливая случайность. Был перерыв в лекции. Аудитория почти опустела. Я остался на месте. Справа от меня сидели наши девчонки. Ряд перед нами – пустой. Прямо перед собой, за этим рядом, вижу аккуратненькую головку, которая поворачивается к подружкам, поднимается и начинает щебетать. Я смотрю на её огромные, восторженные глаза, на красивое эмоциональное лицо и не могу оторвать глаз! Любуюсь этим чудным явлением, сам весь горю, наверное, температура поднялась. Боже мой! Какая девчонка! Мне бы такую! Об этом она и услышала на выпускном балу в июле 1966 г. А в 1967 г. сыграли свадьбу. Мы вырастили и воспитали двух сыновей, Александра и Евгения, радуемся двум внукам, Жене и Саше, и двум внученькам, Юлии и Кристине. Галина Васильевна работала в родной Терновской средней школе № 1 (теперь СОШ № 59 г. Пензы). Я после года работы в Махалинской школе Кузнецкого района был переведён в Терновку, в строящуюся школу № 2 (теперь СОШ № 60 г. Пензы). Школа для нас не кончалась с приходом домой. Короткие перерывы были только для сна. Мы оба оказались фантазёрами, преданными своему делу. Наше домашнее методобъединение физиков не прерывало своей работы 38 лет! Да и практически ни одно районное и городское МО не проходило без нашего активного участия. Во внеурочной работе я делал уклон на практическое применение знаний. С членами физического кружка изготавливали гирлянды для новогодней иллюминации школы с бегущими огнями. Это были самые первые иллюминации в истории. Сегодня снежинкой с разбегающимися по лучам огнями уже не тронуть душу обывателя. Всё можно купить по сносной цене и в изящном исполнении. Но тогда ребятишки были в восторге от возможности сделать своими руками устройство, управляющее работой гирлянд. К пятидесятилетию комсомола на здании засияла бегущей строкой «реклама»: «Слава Ленинскому комсомолу!» Так было... Потом фотокиностудия, городские фотовыставки, туристические походы по Пензенскому краю, встречи с ветеранами и героями войны, с ветеранами и героями труда, посещение местных предприятий, оформление отчётных альбомов... Непрерывная работа по развитию кабинета, подготовка раздаточного материала по интерференции и дифракции электромагнитных волн: в старших классах – более 40 человек, а раздаточных приборов и материалов должно хватить на каждого, и с запасом.
В преподавании физики уделяю я особое внимание совершенствованию методики физического эксперимента, как основного способа познания окружающего мира. За годы сконструировал немало различных приборов: набор приставок к электронному осциллографу для демонстрации работы одно- и двухполупериодного выпрямителя, а также принципа радиосвязи с амплитудной модуляцией; комплект приборов для демонстрации практического применения явления внешнего и внутреннего фотоэффекта в автоматизации производственных процессов (прибор подсчёта произведённой продукции, автомат управления осветительными сетями, пожарная и охранная сигнализация и т.д.); комплект оборудования для фронтального физического эксперимента при изучении темы «Электризация тел. Два рода электрического заряда и их взаимодействие». С 1985 г. стал осваивать компьютеры и новую дисциплину «Информатика и ВТ». С поступлением в школы современных компьютеров появилась возможность более широко использовать новейшие технологии в образовательном процессе. Несколько лет назад я уже давал на своих уроках физики электронные контрольные работы, в которых каждый ученик получал индивидуальное задание и оценивался компьютером.
На уроках информатики мы моделировали различные виды механического движения: равномерное и равноускоренное движение по прямой; движение тела, брошенного под углом к горизонту; запуск ИСЗ и орбитальной станции на Луну; движение Земли и Луны вокруг Солнца, – а также почти получали все замечательные кривые, знакомые из школьного курса математики. С программами (на языке Basic) я знакомил своих коллег на областной консультации для учителей информатики и физики.
В нашей школе много замечательных педагогов. Среди них – любимец всех детей, самоотверженный труженик, педагог от Бога, «Учитель года-2004» – Александр Васильевич Кистанов. Он – мой коллега, физик, и наверняка вам известен. Наш коллектив умело возглавляет весьма перспективный руководитель Ольга Геннадиевна Чипчиу, за два года директорства которой школа заметно преобразилась.