Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №6/2005
Сетевые новости

Сетевые новости

Приглашаем всех желающих присоединиться к нашему объединению. Расскажите, пожалуйста, о себе, о своей школе, в каких классах, по каким программам и учебникам вы работаете, есть ли в школе (или у вас лично) доступ в интернет, какие материалы методического объединения вас больше всего интересуют, что вы сами могли бы предложить. Наш сайт: http://schools.techno.ru/sch1567/metodob . Сообщения просим отправлять по адресу: afrina@afrina.mccme.ru  (копия на адрес AfrinaEI@fio.ru ) в кодировке koi8-r, тексты Word – в формате rtf.

Паук   НОВОСТИ НАУКИ И ТЕХНИКИ. Принцип действия любых радаров (и автомобильных в руках инспекторов ГИБДД, и тех, что стоят на вооружении войск ПВО) основан на эффекте, который австрийский учёный Кристиан Доплер обнаружил ещё в 1842 г. Этот эффект, характерный для любого излучения, состоит в том, что длина волны (или частота) меняется, если излучение испускает движущийся объект или если движется приёмник излучения. При приближении приёмника к источнику излучения длина волны уменьшается, а частота соответственно возрастает. При удалении всё происходит наоборот. Величину изменения длины или частоты волны можно измерить весьма точно, а значит, точно вычислить и скорость, и направление объекта. Представьте, что вы плывёте на лодке навстречу бегущим волнам – они будут биться о форштевень чаще. Разверните лодку по ходу волн и приналягте на вёсла – удары о корму будут наблюдаться намного реже. В астрономии эффект Доплера позволил сделать довольно много важных открытий (разбегание галактик, например). А в технике его положили в основу работы многочисленных радаров самого разного назначения. Слово радар – это аббревиатура, полученная из начальных букв английских слов Radio Detecting And Ranging – радиообнаружение и определение местоположения. Эти приборы и позволяют дорожной инспекции выявлять на дорогах нарушителей скоростного режима. Какие радары использует ГИБДД у нас, велики ли их возможности? Выпускаемый на Украине «Барьер-2М», отечественные «Искра», «Патруль», «Сокол», ЛИСД-2 и ПКС-4, американские Speedgun и Python – типов у наших инспекторов много. Диапазон измерямых скоростей колеблется от 20–30 до 200–220 км/ч у отечественных и до до 300 км/ч – у американских. Дальность обнаружения только у американских радаров достигает соответственно 400 и 1000 м. А радар-детекторы Mongoose-UB-360/4, -UB-180 и -UB-180M сигнализируют о том, что вы на прицеле у инспектора, когда до него километра четыре. Правда, дальность действия до 4 км радар-детекторы способны продемонстрировать лишь на трассе, в городе это расстояние сокращается примерно до 500–600 м. Приборов, которые одновременно запечатлевают изображение машины-нарушителя и даже её номер, у нас пока крайне мало. И доказать, что выведенная на дисплей скорость именно ваша, строго говоря, инспектор практически не может. И «полицейские» радары, и радар-детекторы работают в трёх основных СВЧ-диапазонах: X – 10,525 ГГц ± 10 МГц, K – 24,1 ГГц ± 100 МГц и, наконец, Ka – 33,4 – 36,0 ГГц. Один радар ГИБДД работает на одних частотах, другой – на других. И любой из них «видит» машину-нарушителя. Но радар-детектор – не радиолокатор, а всего лишь приёмник направленного на вас излучения.

Лазерный локатор называется не радаром, а лидаром. Известно, что чем короче длина волны, тем выше точность и меньше погрешность измерения. Астрономы давно знали, что расстояние от Земли до Луны составляет примерно 384 тыс. км с точностью несколько сотен километров. С помощью лазерной локации советские учёные (первыми в мире, кстати) измерили расстояние до нашего естественного спутника с точностью до метра (миллионные доли процента). Такая точность нужна только для управления космическими кораблями и межпланетными станциями, а не для ловли лихачей. Существуют специальные фильтры ложных тревог. В большом городе дальность действия радар-детектора намного меньше. Одна из причин ухудшения качества их работы состоит в том, что любой крупный город словно плывёт в океане электромагнитных волн, преодолевая бури и штормы. Здесь действует масса источников излучения, которые работают в тех же, что и радар-детектор, диапазонах частот или близких к ним. Отсечь помехи, снизить количество ложных срабатываний и призван специальный фильтр. Естественно, все помехи он подавить не может. Радар-детектор в обиходе часто называют антирадаром. Это отнюдь не одно и то же. Антирадары существуют параллельно с радар-детекторами, но задача у них иная: они создают помехи для работы «полицейских» радаров. В России антирадары запрещены.

По материалам:
ААЦ www. eltiz.ru Rambler-Медиа:
«Русская Германия» NewsInfo.

Е.И.АФРИНА,
руководитель СМОУФАиЕ