Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №6/2005
 Модель атома Резерфорда

Конкурс "Я иду на урок"

C.Б.АФОНИН,
пос. Рязановский, Московская обл.
sergei_ba@mail.ru

Модель атома Резерфорда

Открытый урок с использованием компьютерной модели, 2 ч. 11-й класс

Базовый профиль

Я был поражён простотой аппаратуры, которую вы используете, и блестящими результатами, которые вы получаете. Мне представляется гением тот, кто может работать со столь примитивным оборудованием и собирать богатую жатву, далеко превосходящую то, что бывало добыто с помощью самых тонких и сложных приборов.
Хантаро Нагаока. Из письма Э.Резерфорду. 1911 г.

Урок был проведён для аттестации на высшую квалификационную категорию.

Цель урока: учащиеся должны знать опыт Резерфорда (установку, ход эксперимента, результаты), планетарную модель атома, постулаты Бора; должны уметь объяснять результаты опыта Резерфорда, недостатки модели атома Резерфорда.

Ход урока

I. Введение. Физическая картина мира, сложившаяся к началу ХХ в.

Учитель. Тема урока – «Модель атома». Давайте вспомним, что вы уже знаете о строении атома. (Фронтальная беседа.) Сегодня мы рассмотрим, как развивались взгляды на строение атома, углубим знания о нём. (Рассказ учителя по учебнику С.В.Громова «Физика-11». – М.: Просвещение, 2004, с. 160–163.)

II. Изучение нового материала

Учитель. Модель атома Томсона была умозрительной. Её можно было подтвердить или опровергнуть только с помощью эксперимента. Экспериментом, который внёс решающий вклад в создание современной теории строения атома, стал опыт, проведённый в 1911 г. Э.Резерфордом совместно со своими ассистентами – Г.Гейгером и Э.Марсденом. Основные работы Резерфорда относятся к физике атома и ядра. Он первым обнаружил (в 1899 г.), что излучение радиоактивных элементов имеет сложный состав; двум компонентам этого излучения он дал названия – альфа-лучи и бета-лучи. Позднее он установил природу альфа-лучей, отождествив их с дважды ионизированным атомом гелия:формула формула (Рассказ учителя об опыте Резерфорда. Демонстрация компьютерной модели опыта.)

Задание 1. Учитывая, что в твёрдом теле атомы упакованы плотно, а расстояние между их центрами составляет величину порядка 2,5 . 10–10 м (по данным рентгено-структурного анализа), рассчитайте, сколько слоёв атомов по толщине содержит золотая фольга толщиной 0,4 мкм.

Учащиеся (решив задачу самостоятельно). Примерно 1600 слоёв.

Задание 2. Рассчитайте, во сколько раз альфа-частица тяжелее электрона.

Учащиеся (решив самостоятельно). В 7350 раз.

Учитель (останавливает компьютерную модель и строит на экране монитора график распределения рассеянных альфа-частиц по углам отклонения, после чего проводит фронтальную беседу). Каковы результаты эксперимента? Каких результатов ожидал Резерфорд? Какой вывод можно сделать о состоятельности модели атома Томсона? Результаты эксперимента оказались неожиданными: подавляющая часть альфа-частиц проходила сквозь фольгу практически без отклонения или с отклонением на малые углы по отношению к направлению своего первоначального полёта, но небольшая часть альфа-частиц отклонялась на значительные углы, достигающие почти 180°. Применив методы теории вероятностей, Резерфорд показал, что такие отклонения не могут быть следствием многократных столкновений альфа-частиц с атомами, поэтому объяснить этот результат на основе модели атома Томсона невозможно.

Учитель. Резерфорд пришёл к выводу, что полученное в эксперименте распределение альфа-частиц возможно только в том случае, если внутри атома имеется чрезвычайно сильное электрическое поле, которое создаётся положительным зарядом, связанным с большой массой и сконцентрированным в очень малом объёме. И он решил, что атом устроен наподобие планетной системы: малое по размерам положительно заряженное ядро, в котором сосредоточена почти вся масса атома, и отрицательные электроны, обращающиеся вокруг ядра по замкнутым орбитам. Заряд, отклоняющий альфа-частицы на большой угол, не может принадлежать электрону, т.к. масса электрона мала по сравнению с массой альфа-частицы. Очевидно, что альфа-частица даже не почувствует электрон-«дробинку». Следовательно, электрон не изменит направление движения альфа-частицы. Это также позволяет сделать вывод, что с положительным зарядом, вызывающим отклонение альфа-частиц, связана значительная масса.

Учащиеся (записывают в тетрадь). 1. Атом имеет положительно заряженное ядро, размеры которого малы по сравнению с размерами самого атома. 2. В ядре сконцентрирована почти вся масса атома. 3. Отрицательный заряд всех электронов распределён по всему объёму атома.

Учитель (запускает компьютерную модель рассеивания a-частиц ядром). Попробуем оценить размеры атомного ядра. Энергия альфа-частиц в опыте Резерфорда была равна 5 МэВ, порядковый номер золота Z = 79. Предположим, что альфа-частица налетает на атом «в лоб». Она будет сближаться с положительным зарядом до тех пор, пока вся её кинетическая энергия не превратится в потенциальную энергию взаимодействия зарядов: Ек=Еп=формула где r – наименьшее расстояние, на которое альфа-частица приближается к положительному заряду атома.

Задание 3. Определите расстояние r.

Учащиеся (решив самостоятельно). 4,6.10–14 м.

Учитель. Смысл полученного результата: чтобы a-частица отклонилась на угол, близкий к 180°, она должна приблизиться к заряду на расстояние порядка 10–14 м. Отсюда можно сделать вывод, что положительный заряд атома и связанная с ним масса не распределены по всему объёму атома, а сконцентрированы в малой его части, имеющей размеры порядка 10–14 м. Между тем, как следует из МКТ, размеры атома порядка 10–10 м, т.е. ядро в 10 000 раз мельче атома.

Резерфорд так описывал свои результаты: «Я должен признаться по секрету, что не верил, будто это возможно... Это было, пожалуй, самым невероятным событием, какое я когда-либо переживал в моей жизни. Это было почти столь неправдоподобно, как если бы вы произвели выстрел по клочку газеты 15-дюймовым снарядом, а он вернулся бы назад и угодил в вас».

Итоговая таблица

Планетарная модель атома (по Резерфорду)

Трудности
модели Резерфорда

Как эти трудности устраняются
в модели атома Бора

1. Электроны вращаются вокруг ядра, следовательно, обладают центростремительным ускорением. а) Ускоренно движущиеся электроны излучают электромагнитные волны, поэтому их энергия должна уменьшаться, а вместе с этим должен уменьшаться радиус орбиты. Значит, атом должен быть неустойчивым: примерно за 10 с электрон должен упасть на ядро.

б) Нагретое тело, непрерывно теряя энергию вследствие излучения, должно охладиться до абсолютного нуля.

Атомная система может находиться только в особых стационарных квантовых состояниях, каждому из которых соответствует определённая энергия Еn. В стационарном состоянии атом не излучает.

Стационарное состояние наиболее устойчиво – атом может находиться в нём неограниченно долго. Электрон находится на ближайшей к ядру дозволенной орбите.

2. Энергия атома может иметь произвольное значение, значит, и величина поглощаемой (излучаемой) атомом энергии может быть произвольной. Невозможно объяснить спектральные закономерности. Для каждого атома имеется ряд строго определённых, дискретных, значений энергии, т.е. определённые энергетические уровни.

При переходе атома из стационарного состояния с большей энергией Ек в состояние с меньшей энергией Еn излучается квант энергии: формула

Изменение энергии атома может происходить только скачком, дискретно: скачок «вверх» –поглощение кванта энергии, скачок «вниз» – излучение кванта.

3. Существует бесконечное множество возможных орбит электронов в атоме.

В атоме допустимы только те орбиты, которые соответствуют одному из энергетических уровней. В стационарном состоянии атома электрон, двигаясь по круговой орбите, имеет дискретное, квантованное значение момента импульса: формула

Такая модель объясняет результаты опыта Резер-форда: поскольку атом практически пустой, то большинство альфа-частиц пролетает без всякого рассеяния через решётку из нескольких тысяч слоёв атомов. И только малая часть, проходящая вблизи ядра, испытывает рассеяние.

(Учащиеся заполняют первый столбец итоговой таблицы. В ходе фронтальной беседы записи обсуждаются и корректируются.)

III. Изучение нового материала

(Заполняется второй столбец итоговой таблицы. В ходе фронтальной беседы записи обсуждаются и корректируются.)

(Учитель раздаёт каждому полный текст своей лекции. Работая с ней, учащиеся заполняют третий столбец итоговой таблицы, описывая, как Н.Бор разрешил описанные трудности. В ходе фронтальной беседы записи обсуждаются и корректируются.)

IV. Подведение итогов

Фронтальная беседа:

– Какова была цель опыта Резерфорда?

– Опишите установку Резерфорда.

– Опишите ход эксперимента.

– Какие результаты ожидал Резерфорд? Какие получил?

– Какие выводы сделал Резерфорд из опыта?

– Каковы недостатки модели атома Резерфорда?

– Как эти проблемы разрешил Н.Бор?

– Попробуйте описать строение атома Резерфорда–Бора.

V. Домашнее задание. В тетради опишите модель атома Резерфорда–Бора.

Статья подготовлена при поддержке сайта www.english-polyglot.com. Если у вас постоянно возникают трудности с изучением английского языка, и при этом ощутимой помощи нет, то стоит посетить сайт www.english-polyglot.com. На сайте располагаются видеоматериалы известной телепередачи «полиглот». Вы сможете, совершенно бесплатно, ознакомиться с материалами, которые помогут освоить азы, в том числе вспомогательные таблицы, английского языка за 16 уроков.