С.С.Моштылёва, Л.В.Балина, А.Н.Леоненко,
Л.И.Москаленко, Л.А.Косолапова, И.Н.Хелемендик,
г. Североуральск, Свердловская обл.
Уральские экзаменационные билеты
Вот уже несколько лет в связи с введением интеграции предметов и профильного образования в школах нашего города мы используем творческий вариант устной итоговой аттестации выпускников. Билеты, составленные нашими учителями, 4 мая 2000 г. утверждены на заседании ГМО физиков, прошли апробацию и одобрены Управлением образования, выпускниками школ, родителями учеников и всеми учителями. Предлагаемые билеты соответствуют обязательному минимуму содержания по физике и требованиям к уровню подготовки выпускников основной и полной средней общеобразовательной школы. Каждый билет содержит теоретический вопрос и практическое задание (задачу или лабораторный опыт) по разным темам курса. При выполнении учащимися практического задания следует обратить внимание на технику проведения эксперимента, оформление записей и рисунков, объяснение на основании полученного результата. Теоретические вопросы билетов проверяют владение основными понятиями и законами физики, практические – владение методами научного познания, умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах и применять знания на практике. При отсутствии необходимого оборудования задание из билета может быть заменено на другое, равноценное по сложности и значимости.
Нестандартные, необычные вопросы в билетах вызывают у учащихся большую заинтересованность к физике, заставляют размышлять, философски подходить к вопросу, анализировать, требуют умения вести диалог с учителем, иметь свою позицию по проблеме.
Основные критерии оценивания
1. Предметно-информационный уровень:
учащийся оперирует знаниями; умеет планировать
(решать задачу); понимает проблему.
2. Деятельностно-коммуникативный: умеет вести
диалог; умеет использовать знания в
нестандартных ситуациях.
3. Ценностно-ориентационный уровень: готов к
самостоятельному выбору, решению; понимает
практическую значимость изучаемых явлений
(законов, теории); имеет свою позицию (мнение) по
проблеме.
Степень соответствия выявленных знаний и умений учащихся предъявляемым требованиям оценивается по 3-балльной системе: «0» – минимально достаточный; «1» – достаточно хороший; «2» – успешный. Отметка выставляется на основе подсчёта суммы баллов, т.е. «5» при 16–13 баллах; «4» при 12–10 баллах; «3» при 0–6 баллах; «2» при 5–0 баллах.
9-й класс
Билет № 1. Укажиите признаки, по которым можно определить вид механического движения, если траекторией движения является прямая линия.
Задача. Скорость поезда за 20 с уменьшилась с 72 до 54 км/ч. Напишите формулу зависимости скорости от времени и постройте графики этой зависимости.
Билет № 2. В чём сходство равномерного движения по окружности и колебательного движения? В чём различие между ними? Покажите проявление этих движений в природе, в жизни человека.
Задача. Определите по графику амплитуду, период, частоту и циклическую частоту колебаний. Напишите уравнение зависимости x(t).
Билет № 3. Борон Мюнхгаузен утверждал, что вытащил сам себя за волосы из болота. Какому закону динамики это противоречит? Какие ещё законы динамики вы знаете?
Задача. Сила 60 Н сообщает телу ускорение 0,8 м/с2. Какая сила сообщит этому телу ускорение 2 м/с2?
Билет № 4. Сравните продольные и поперечные волны. Расскажите о значении этих волн в жизни человека.
Задача. По поверхности воды в озере волна распространяется со скоростью 6 м/с. Каковы период и частота колебаний бакена, если длина волны 3 м?
Билет № 5. Оцените значение ускорения свободного падения в том месте, где вы живёте. Как вы думаете, какие факторы определяют эту величину?
Билет № 6. Закон сохранения энерги – важнейший закон современного естествознания. Докажите его универсальность на примере различных явлений природы.
Задача. Найдите потенциальную и кинетическую энергии тела массой 3 кг, падающего свободно с высоты 5 м, на расстоянии 2 м от поверхности Земли.
Задача № 7. Существует легенда, что Архимед, восхищённый некоторым открытием, воскликнул: «Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю!» Что вы знаете об этом открытии и его использовании человеком?
Задача. Измерьте КПД простого механизма.
Билет № 8. Вода – самое удивительное вещество на Земле. Почему вода, лёд, водяной пар такие разные? Что ещё вы знаете об особенностях воды?
Задача. Какое количество теплоты поглощает кусок льда, масса которого 0,5 кг? Лёд находится при температуре плавления.
Билет № 9. «...Атмосфера оживляет Землю. Океаны, моря, реки, ручьи, леса, растенияч, животные, человек – всё живёт в атмосфыере и благодаря ей». Прокомментируйте высказывание французского астронома XIX в. Камилола Фламмариона. Что вы знаете о воздушной оболочке Земли и её роли в жизнедеятельности человека?
Задача. Измерьте силу атмосферного давления на поверхность стола.
Билет № 10. К.Э.Циолковский впервые открыл перед человечеством философские перспективы нашего планетного существования: «...Земля – колыбель разума. Но нельзя же вечно жить в колыбели». Какой закон природы способствовал реализации этих философских перспектив?
Задача. Вагон массой 20 т, движущийся со скоростью 0,3 м/с, нагоняет вагон массой 30 т, движущийся со скоростью 0,2 м/с. Какова скорость вагонов после взаимодействия, если удар не упругий?
Билет № 11. Архимед – вершина научной мысли древнего мира. Оценивая вклад Архимеда в развитие науки, Г.Лейбниц писал: «Кто овладел творениями Архимеда, будет меньше удивляться открытиям самых великих людей нашего времени». Расскажите об одном из таких творений и его практическом использовании.
Задача. Предложите способы измерения объёма своего тела.
Билет № 12. Сформулируйте законы последовательного и параллельного соединений проводников. Подтвердите экспериментально законы одного из них.
Билет № 13. Вам требуетсяоценить расход электроэнергии в вашем доме за сутки. Что для этого нужно знать? Какие бытовые приборы потребляют большую энергию?
Билет № 14. Закон Паскаля – основной закон гидроаэростатики. Расскажите о его практическом использовании.
Задача. Какое давление на дно сосуда оказывает слой керосина высотой 0,5 м?
Билет № 15. Изобретение паровой машины Дж.Уаттом – начало промышленной революции. Почему? Расскажите о влиянии тепловых машин на окружающую среду и способах уменьшения их вредного воздействия.
Задача. Какую мощность развивает трактор при равномерном движении на первой скорости, равной 3,6 км/ч, если сила тяги трактора 12 кН?
Билет № 16. Что вы знаете о линзах и их использовании в оптических приборах?
Задача. Определите фокусное расстояние собирающей линзы.
Билет № 17. «Свет мой, зеркальце, скажи...». Как законы оптики позволяют нам видеть окружающий мир?
Задача. Постройте изображение предмета в плоском зеркале и охарактеризуйте его.
Билет № 18. Представьте, что вам нужно выступить на конференции с докладом «Теплопередача вокруг нас». Что бы вы рассказали по этой теме?
Билет № 19. В течение многих веков идёт спор: «Трение – друг или враг?» Каково ваше мнение по этому вопросу?
Задача. Измерьте коэффициент трения дерева по дереву.
Билет № 20. «Это вездесущий электрический заряд...». Что вы об этом знаете? Предложите способы определения знака заряда наэлектризованного тела.
11-й класс
Билет № 1. Какой философский, смысл вы придаёте словам «...всё в этом мире относительно»? Примените их к механическому движению.
Задача. По графику опишите движение тела.
Билет № 2. По мнению С.В.Вавилова, «ньютоновская механика не историческая реликвия, а основа естествознания сегодняшнего». Прокомментируйте это мнение, расскажите о роли механики Ньютона в развитии научного познания.
Билет № 3. Докажите, что для игры в бильярд и для запуска ракет необходимы знания одних и тех же законов.
Задача. Два неупругих тела, массы которых 2 и 6 кг, движутся навстречу друг другу со скоростями 2 м/с каждый. Определите модуль и направление скорости каждого из этих тел после удара.
Билет № 4. Закон сохранения энергии - важнейший закон современного естествознания. Докажите его универсальность на примере различных явлений природы.
Задача. Камень брошен вертикально вверх со скоростью 10 м/с. На какой высоте его кинетическая энергия будет равна его потенциальной энергии?
Билет № 5. «...Всякая плодотворная гипотеза кладёт начало удивительному извержению потока непредвиденных открытий». Докажите это утверждение Бриллюэна на примере молекулярно-кинетической теории строения вещества.
Задача. Найдите число атомов в алюминиевом слитке массой 135 г.
Билет № 6. Как вы понимаете физический смысл температуры? Расскажите о связи изопроцессов и уравнения состояния идельного газа, а также их практическом использовании.
Задача. По графику определите, как изменяется давление идеального газа при переходе из состояния А в состояние В.
Билет № 7. Какова роль влажности воздуха в жизни человека? Какие явления природы обеспечивают существование влажности воздуха?
Задача. Определите влажность воздуха в комнате.
Билет № 8. Предложите способы измерения массы тела в различных агрегатных состояниях.
Задача. Измерьте массу твёрдого тела и массу воздуха в комнате.
Билет № 9. Расскажите о способах изменения внутренней энергии и о применении первого закона термодинамики к изопроцессам.
Задача. Для изобарного нагревания 800 моль газа на 500 К газу сообщили количество теплоты 9,4 МДж. Определите работу газа и приращение его внутренней энергии.
Билет № 10. Что вам известно о статическом электричестве? Какие величины и законы характеризуют взаимодействие заряженных тел?
Задача. На каком расстоянии друг от друга заряды 1 мкКл и 10 нКл взаимодействуют с силой 9 мН?
Билет № 11. Великий русский учёный А.Г.Столетов писал: «Никогда со времён Галилея свет не видел стольких поразительных открытий, вышедших из одной головы, и едва ли скоро увидит другого Фарадея!» Какие явления и законы, открытые этим учёным, легли в основу устройства источниковы тока, которые нашли широкое применение?
Задача. Найдите скорость изменения магнитного потока в соленоиде из 2000 витков при возбуждении в нём ЭДС индукции 120 В.
Билет № 12. Человек привык теперь даже к полётам в космос, что уж говорить о том, что ученик не испытывает удивления, держа в руках миниатюрный полупроводниковый приёмник. Именно по этому поводу сетовал А.Эйнштейн: «Стыдно должно быть тому, кто пользуется чудесами науки, заключёнными в обыкновенном радиоприёмнике, и при этом ценит их столь же мало, как мало ценит корова те чудеса ботаники, которые она жуёт». Что вы знаете о полупроводниковых приборах?
Билет № 13. А.С.Попов на предложение переехать за границу ответил так: «Я русский человек, и все свои знания, весь свой труд я имею право отдавать только моей родине. И если не современники, то, может быть, наши потомки поймут, сколь велика моя преданность нашей родине и как счастлив я, что не за рубежом, а в России открыто новое средство связи». Раскажите о физических процессах, лежащих в основе принципа радиотелеграфной связи и способах их реализации.
Задача. В каком диапазоне длин волн может работать приёмник, если ёмкость конденсатора в его колебательном контуре плавно изменяется от 50 пФ до 500 пФ, а индуктивность постоянна и равна 2 мкГн?
Билет № 14. Сравните продольные и поперечные волны. Измерьте длину световой волны.
Билет № 15. По мнению В.И.Ленина, «электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна». Докажите это утверждение на примере эволюции научного познания в развитии представлений о строении атома.
Билет № 16. «Иногда я думаю, что согласился бы, чтобы меня заперли в подземной тюрьме, куда не проникал бы луч света, если бы только взамен я мог узнать, что такое свет», – так писал Б.Брехт. Что вы знаете о природе света?
Билет № 17. Подтвердите экспериментально законы последовательного и параллельного соединений проводников. Расскажите о практическом использовании этих соединений.
Билет № 18. Сравните две энергетические характеристики: напряжение и ЭДС. Измерьте ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.
Билет № 19. Вам предстоит участвовать в научно-практической конференции по теме «Ядерная энергетика: магистральный путь или дорога в ад?» Какуюточку зрения будете отстаивать вы?
Билет № 20. Докажите, что теория Максвелла является логическим завершением теории поля в электродинамике.