ФИЗИКА ДЛЯ БАЗОВОГО УРОВНЯ
- Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика-10: Учебник для 10 кл. – М.: Илекса, 2004.
- Кирик Л.А., Дик Ю.И. Сборник заданий и самостоятельных работ. 10 кл. – М.: Илекса, 2004.
- Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Методические материалы для учителя. 10 кл. – М.: Илекса, 2004.
Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И., Кирик Л.А., Сиротенко Н.Г. Интерактивное приложение на компакт-диске. – М.: Илекса, 2004.
Учебник и сборник заданий получили гриф "Допущено Минобрнауки РФ"; учебник включён в Федеральный перечень рекомендованных и допущенных изданий на 2005/06 уч. г.
Наконец-то появился первый учебно-методический комплект для старшей школы, разработанный специально для базового уровня (2 ч/нед.). Готовится к выпуску тетрадь для лабораторных работ. УМК соответствует новым образовательным стандартам, утверждённым Минобрнауки РФ, и предназначен для классов, в которых физика не является профильным предметом. Авторы представили физику как важную часть общей культуры и убедительно показали, что понимание основных законов физики доступно каждому человеку. Теоретический материал в учебнике богато иллюстрирован примерами проявления и применения физических законов в окружающей жизни. Приведены интересные сведения из истории физических открытий.
Чёткая структура учебника облегчает понимание учебного материала. В тексте выделено главное, а в конце параграфов и глав собраны выводы для обобщения, повторения и конспектирования. Изложение ведётся в диалоговом режиме: многие разделы начинаются с вопросов, ответами на которые является содержание этих разделов. Отдельные параграфы посвящены разбору ключевых задач, что поможет учащимся лучше понять учебный материал и при желании подготовиться к ЕГЭ. В конце каждой главы приведены задачи базового уровня. Есть также дополнительный материал, который можно использовать при увеличении времени на изучение физики на уроках, а также в работе кружков и факультативов.
Сборник заданий и самостоятельных работ содержит задания трёх уровней сложности, что позволяет эффективно осуществлять дифференцированный подход к обучению. Сборник состоит из двух разделов: заданий («Хочешь понять лучше – попробуй решить!») и разноуровневых самостоятельных и контрольных работ. Цель первого раздела – заинтересовать учащихся. Наряду с простыми задачами, рождающими уверенность в способности их решать даже слабо подготовленными учащимися, в этом разделе в достаточном количестве представлены задания, позволяющие подготовиться к ЕГЭ. Важной особенностью второго раздела является предоставляемая ученику возможность самому выбирать уровень сложности задания.
Методические материалы окажут существенную помощь учителю: в них есть подробные конспекты всех уроков с различными вариантами их проведения; дано примерное календарно-тематическое планирование (распределение учебного времени по полугодиям и по урокам); приведены различные варианты тематических заданий, а также материалы для тематического оценивания учебных достижений школьников и методика выполнения всех лабораторных работ.
Особо следует сказать об интерактивном приложении на компакт-диске. Оно разработано на высоком научном и методическом уровне с использованием широких возможностей современных информационных технологий. В интерактивном приложении шесть разделов:
интерактивный учебник; энциклопедия с широкими возможностями поиска информации; альбом иллюстраций (многие анимированы); рассказы об учёных; разбор ключевых задач; «Мои проекты» – средство для индивидуального подбора и группировки учебного и справочного материала. Приведены 157 иллюстраций и физических опытов. Подробные рассказы о жизни и деятельности 28 учёных показывают, что физика создаётся живыми людьми, порой с драматическими биографиями. Анализ тщательно подобранных ключевых задач эффективно поможет школьникам при подготовке к ЕГЭ по физике.
Раздел «Мои проекты» может помочь:
– школьникам – создавать собственные проекты, отбирая наиболее интересный и важный для себя материал, т.е. строя своё собственное «древо познания», а также готовить доклады или рефераты на заданную тему, используя как ресурсы программы, так и дополнительный материал;
– учителям – подбирать и сортировать материал для серии уроков (тексты, иллюстрации, ключевые задачи, рассказы об учёных), вызывать во время урока отобранные фрагменты в желаемой последовательности.
Думаем, что новый УМК базового уровня для старших классов появился очень вовремя и окажет большую помощь и учителям, и ученикам. Одна из важнейших задач, которую он призван решить, – «победить добром» негативное отношение учеников к нашей любимой науке, предложив им «физику с человеческим лицом», а не свод сухих формул. И надеемся, эту задачу удастся выполнить. Конечно, при вашем участии, дорогие учителя!