Тульский спецвыпуск № 2
Л.И.Ефимова,
МОУ «Лицей № 1», г. Щёкино, Тульская обл.
Решение задач повышенной сложности
Методика. 10–11-й классы. Физматпрофиль
Решение задач составляет неотъемлемую часть полноценного изучения физики, ведь судить о степени понимания физических законов можно только по умению сознательно применять их для анализа конкретных физических явлений, например, для решения задач. Преподавательская деятельность, на мой взгляд, и должна быть посвящена достижению высокой степени понимания физических процессов. Именно этим принципом я руководствуюсь при подборе задач для занятий по спецкурсу в профильных инженерных классах. Приведу примеры.
Задача 1. В длинной трубе между двумя поршнями массой M каждый находится 1 моль идеального одноатомного газа при температуре T0 (масса газа много меньше массы поршней). В остальном пространстве трубы – вакуум. В начальный момент левый поршень имеет скорость 2, а правый – 6. Определите температуру газа при максимальном сжатии. Система теплоизолирована, теплоёмкостями поршня и сосуда, а также внешним давлением и трением пренебречь.
Анализ. Так как начальная скорость правого поршня больше, чем левого, то газ между поршнями сжимается. При этом скорость правого поршня убывает, а левого – возрастает. Так как система теплоизолирована, то сжатие газа приводит к увеличению его температуры. Отсюда следует, что температура перестаёт расти и достигает максимума в тот момент, когда прекращается сжатие, а это соответствует равенству скоростей поршней.
Решение. Проще всего эта задача решается в инерциальной системе отсчёта, связанной с центром инерции, относительно которой суммарный импульс системы поршни–газ остаётся равным нулю на протяжении всего процесса. Очевидно, что система отсчёта, связанная с центром инерции, должна двигаться влево со скоростью
В этой системе отсчёта полная энергия системы состоит из кинетической энергии поршней и внутренней энергии газа в начальный момент и только внутренней энергии газа в момент максимального сжатия. Кинетическая энергия поршней в начальный момент одинакова, а их суммарная кинетическая энергия равна Wк0 = , т.к. модули скоростей поршней в выбранной системе отсчёта равны каждый 2.
В конце сжатия кинетическая энергия поршней равна нулю: Wк = 0.
Внутренняя энергия газа в начале и в конце процесса соответственно:
Из закона сохранения полной энергии системы следует: = Wк0 + Wвн0 = Wк + Wвн,
или 4M2 + откуда
Поскольку = 1 моль, то Tmax =
Задача 2. Заряженная частица попадает в среду, где на неё действует сила сопротивления, пропорциональная скорости. До полной остановки частица проходит путь s = 10 см. При наличии магнитного поля, перпендикулярного скорости частицы, она при той же начальной скорости останавливается на расстоянии l1 = 6 см от точки входа в среду. На каком расстоянии l2 от точки входа в среду остановилась бы частица, если поле было бы в два раза меньше?
Анализ. Изменение импульса частицы при движении в среде связано с импульсом силы сопротивления в отсутствие магнитного поля и с суммарным импульсом силы сопротивления и силы Лоренца при наличии магнитного поля. Рассматривая совместно эти случаи, мы сможем ответить на вопрос задачи.
Решение. На частицу в среде при наличии магнитного поля действуют две взаимно перпендикулярные, пропорциональные скорости частицы, силы:
– сила сопротивления:
– сила Лоренца:
Приращение импульса частицы за время (на рисунке показаны длины векторов):
Подобный же треугольник образуют и соответствующие векторы за время движения частицы (здесь l – расстояние от точки входа частицы в среду до остановки, 0 – начальная скорость частицы).
В отсутствие поля прямоугольный треугольник вырождается в прямую, тогда m0 = ks.
В магнитном поле индукцией В, используя теорему Пифагора, имеем:
m0 = ;
в поле с магнитной индукцией
m0 = .
Поскольку m0 = ks, можно переписать полученные уравнения:
(1)
(2)
Преобразуем выражение (2):
(3)
Из выражения (1) получаем:
тогда выражение (3) примет вид:
Задача 3. Для системы, показанной на рисунке, определите циклическую частоту малых колебаний в плоскости рисунка. Стержень и пружины невесомы, масса грузика m, длина стержня l, жёсткость пружин k1. На рисунке показано положение равновеси я (пружины недеформированы).
Анализ. На движение комбинированного маятника влияют и сила тяжести, и упругие силы деформированных пружин. Рассмотрев силы, действующие на выведенный из положения равновесия маятник, необходимо записать второй закон Ньютона и получить уравнение гармонических колебаний.
Решение. При смещении груза из положения равновесия вправо на расстояние x на него действуют силы, направленные к положению равновесия, т.е. влево: F1, обусловленная действием поля тяжести, и F2 – равнодействующая сил, действующих со стороны деформированных пружин. Если отклонение x мало, то проекции этих сил на ось x:
F2x = –k1x – k2x = –(k1 + k2)x.
Запишем второй закон Ньютона:
Учитывая, что можно записать:
Сравнивая полученные выражения с уравнением гармонических колебаний видим, что
Учитывая, что для изолированных нитяного и пружинного маятников соответственно:
получаем результат: – квадрат частоты собственных колебаний комбинированного маятника равен сумме квадратов составляющих её частот. Окончательный результат:
Литература
Буздин А.И., Зильберман А.Р., Кротов С.С. Раз задача, два задача... – М.: Наука, 1990.
Бутиков Е.И., Быков А.А., Кондратьев А.С. Физика в примерах и задачах: Учебн. пособие. 4-е изд., стереотипное.//Серия «Учебники для вузов. Специальная литература». – СПб.: Лань, 1999.
Меледин Г.В. Физика в задачах. Экзаменационные задачи с решениями: Учебное пособие. – М.: Наука, 1985.
Сборник задач по физике для 10–11 кл. с углублённым изучением физики: 2-е изд., перераб. и доп.//Сост. Л.П.Баканина, В.Е.Белонучкин, С.М.Козел. Под ред. С.М.Козела. – М.: Просвещение, 1999.
Лариса Ивановна Ефимова – выпускница МГПИ им. В.И.Ленина, учитель физики высшей квалификационной категории, педагогический стаж 26 лет, имеет звание «Почётный работник образования», дважды Соросовский учитель. Принимает участие в работе городского методического объединения учителей физики (открытые уроки, выступления, проведение практических занятий по решению задач с учителями города и района). Учащиеся лицея, где преподаёт Лариса Ивановна, занимают призовые места в физических олимпиадах, организуемых ТулГУ на механико-математическом факультете. Выпускники учатся в ТулГУ, ТПГУ, МЭИ, МГТУ им. Н.Э.Баумана. Свободное время Лариса Ивановна посвящает внукам, любит вязать, слушать классическую музыку.