Тульский спецвыпуск № 2
Конкурс "Я иду на урок"
С.Г.Парамонова,
МОУ СОШ № 9, г. Щёкино, Тульская обл.
Законы постоянного тока
Урок-приглашение к эксперименту и расуждениям. 9-й класс
Цели урока: закрепление и контроль знаний по теме, а также навыков работы с измерительной аппаратурой; развитие умения работать в группе, работать с научной литературой, передавать полученную информацию.
Ход урока
1. Организационный этап
(Учитель объявляет цели урока и даёт задания, которые группы выполняют. После обсуждения решений между собой группа докладывает всему классу. Если на большую часть вопросов группа ответила неверно, она получает дополнительное домашнее задание.)
I. Тест-допуск (задания с выбором ответа, в текстах ниже правильные ответы выделены жирным шрифтом).
1. Электрический ток в металлах – это направленное движение:
А) протонов;
Б) нейтронов;
В) свободных электронов;
Г) ионов.
2. На рисунке показаны схемы включения амперметра для измерения силы тока на различных участках цепи. В какой из них после замыкания ключа показания амперметра наибольшие?
А) 1; Б) 2; В) 3;
Г) во всех случаях одинаковы.
3. На рисунке представлены графики зависимости силы тока от напряжения для трёх металлических проводников. Какой проводник обладает наибольшим электрическим сопротивлением?
А) 1; В) 2; Б) 3.
4. Какие из графиков, представленных на рисунке, соответствуют закону Ома для участка цепи?
А) 1, 5; Б) 3, 4; В) 3, 5; Г) 1, 4.
5. Какие из устройств, обозначенных условными знаками на рисунке, служат для плавного регулирования силы тока в электрической цепи?
А) 1; Б) 2; В) 3; Г) 4.
II. Вычислительно-логические задания
(Задания представлены на доске, правильное решение демонстрируется с помощью собранных заранее экспериментальных установок.)
1. Дополните схему вольтметром так, чтобы его показание было 17,5 В.
А) Подключить к точкам 4 и 2;
Б) подключить к точкам 1 и 4;
В) подключить к точкам 2 и 3.
2. Какой накал при замкнутом ключе будет у ламп одинаковой мощности, рассчитанных на одно и то же напряжение, если их включить в показанную на рисунке схему электрической цепи?
А) Одинаковый;
Б) Л1 будет гореть, Л2 не будет;
В) Л2 будет гореть, Л1 не будет.
3. Что будет с показанием амперметра, если замкнуть ключ в показанной на рисунке схеме?
А) уменьшится; Б) увеличится; В) останется прежним.
4. Сравните электросопротивления двух ламп, представленных ниже.
А) R1 > R2; Б) R1 < R2; В) R1 = R2.
5. Определите конечный результат расчёта представленных типовых схем.
А) 3 А; Б) 4 А; В) 2 А.
III. Конструкторское задание. Начертите схему такого соединения трёх ламп (фиолетовой, белой, жёлтой), чтобы в случае выкручивания белой лампы горели фиолетовая и жёлтая, а в случае выкручивания фиолетовой не горели бы все.
Ответ.
IV. Экспериментальное задание. Как, имея вольт-метр, резистор известным сопротивлением R, ключ и измерительный прибор, найти сопротивление неизвестного резистора Rx? Составьте схему, соберите её и рассчитайте Rx.
Ответ.
Вопросы по технике безопасности
1. Ученик по ошибке включил амперметр вместо вольтметра при измерении напряжения на лампе. Что произошло с силой тока в цепи?
2. Можно ли на место перегоревшего предохранителя вставить толстую проволоку?
3. Ёлочная гирлянда спаяна из лампочек для карманного фонаря. При включении этой гирлянды в сеть на каждую лампочку приходится 3 В. Почему же опасно, выкрутив одну из лампочек, сунуть в патрон палец?
4. Один ученик крепко скрутил оборванные концы спирали электроплитки, а затем обмотал это место медной проволокой. Другой ограничился только простым соединением концов обрыва спирали. Спираль какой из этих плиток может скорее перегореть в месте соединения?
Информационный поиск
Группы получают теоретико-экспериментальные задания с целью получения дополнительных знаний:
1. «Шунт к амперметру»;
2. «Добавочное сопротивление к вольтметру»;
3. «Резисторы, делители напряжений»;
4. «Схема квартирной электропроводки».
Итог урока. ДЗ: § 20 (самостоятельно) по учебнику С.В.Громова, Н.А.Родиной. Физика-9. – М.: Просвещение,2004.
Лист учёта работы группы
Задание |
I | II | III | IV | V |
Тест-допуск | |||||
Вычислительно-логические задачи |
|||||
Конструкторское задание | |||||
Экспериментальное задание | |||||
Вопрос по ТБ | |||||
Информационный поиск | |||||
Итог |
Об авторе. Светлана Геннадьевна Парамонова – учитель физики высшей квалификационной категории, награждена значком «Почётный работник общего образования РФ».