Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №4/2005
Закон Ома для участка цепи

Тульский спецвыпуск № 2
Конкурс "Я иду на урок"

Н.Н.Дёмина,
МОУ СОШ № 17, г. Узловая, Тульская обл.

Закон Ома для участка цепи

Комбинированный урок. 8-й класс

Работа представлена З.Д.Мазур, методистом ИМЦ МО «Г. Узловая и Узловский район».
Учебник: А.В.Пёрышкин. Физика-8. – М.: Дрофа, 2001.

Цель урока: усвоить зависимость между физическими величинами – силой тока, напряжением и сопротивлением; научиться пользоваться законом Ома для вычисления силы тока, напряжения, сопротивления проводника.

Оборудование: кодоскоп, амперметр, вольтметр, реостат, переключатель, резистор, соединительные провода, источник тока, диапроектор «Пеленг», карточки с заданиями.

Ход урока

I. Проверка знаний (10–12 мин)

Карточка 1. Расскажите о сопротивлении проводника.

Дополнительно: дайте определение силы тока, напишите формулу для её вычисления; укажите единицы силы тока.

Карточка 2. Расскажите об удельном сопротивлении проводника и его единицах.

Дополнительно:  физический смысл напряжения, формула для расчёта. Как включается вольтметр в электрическую цепь?

Карточка 1. Соберите электрическую цепь для регулировки силы тока реостатом.

Карточка 2. Составьте схему цепи и обозначьте направление тока (приборы: источник тока, реостат, амперметр, ключ, провода).

Карточка 1. Составьте схему электрической цепи для измерения силы тока и напряжения на участке цепи.

Карточка 2. Укажите полярность включения амперметра и вольтметра, направление электрического тока, снимите показания приборов.

II. Изучение нового материала (13–15 мин)

Схема 1

а) R = const.

I, А U, В
0,4 1
0,9 2
1,4 3

 

График 1

Учащиеся делают вывод: I ~ U.

I, А R, Ом
2 1
0,9 2
0,7 3
0,4 4

График 2

Учащиеся делают вывод: Формула Закон Ома для участка цепи:

Формула

Сила тока прямо пропорциональна напряжению на участке цепи и обратно пропорциональна сопротивлению этого участка.

UIR; Формула [R] = Формула = 1 Ом;

R не зависит ни от I, ни от U.

III. Закрепление материала (8 мин). Устное решение задач

(Ответы. I = 1,5 А; U = 12 В.)

Схемы 1,2

График

(Ответ. R = 5 Ом.)

IV. Итоги урока

V. ДЗ. § 42, 44, упр. 19 (1, 3, 7). Разъяснение домашнего задания: на экран проецируется график. (2 мин.)

VI. Закрепление материала (5 мин)

На экран проецируется кадр из диафильма «Наглядные задачи по физике» по вариантам:

Вариант 1

а) Определите сопротивление реостата;

б) начертите схему цепи.

Дано:

I = 4 А,
U = 120 В.
________________
R – ?

Формула; Формула Формула

Ответ. R = 30 Ом.

(Один ученик чертит схему на плёнке, затем класс проверяет её с помощью кодоскопа.)

Вариант 2

а) Определите сопротивление электрической лампы;

б) начертите схему цепи.

Дано:

U = 30 В,
I = 0,2 А.
_____________
R – ?

Формула; Формула Формула

Ответ. R = 15 Ом.

(Один ученик чертит схему на плёнке, затем класс проверяет её с помощью кодоскопа.)


Наталья Николаевна Дёмина

Наталья Николаевна Дёмина – выпускница Тульского ГПИ им. Л.Н.Толстого, учитель физики высшей квалификационной категории, педагогический стаж 38 лет. Вместе с мужем вырастила двух сыновей. Старший, как и отец, – офицер, младший сын заканчивает РХТУ им. Д.И.Менделеева. Наталья Николаевна, пожалуй, одинаково любит и свою семью, и свою работу. Её ученики неоднократно были призёрами городских и областных физических олимпиад, а многие продолжают образование в ведущих вузах страны, как, например, Карпова Алина и Островская Екатерина (МГУ им. М.В.Ломоносова), Ерёмчев Иван (МФТИ) и Струков Сергей (МГТУ им. Н.Э.Баумана).