Тульский спецвыпуск № 2
Конкурс "Я иду на урок"
Н.Н.Дёмина,
МОУ СОШ № 17, г. Узловая, Тульская обл.
Закон Ома для участка цепи
Комбинированный урок. 8-й класс
Работа представлена З.Д.Мазур,
методистом ИМЦ МО «Г. Узловая и Узловский район».
Учебник: А.В.Пёрышкин. Физика-8. – М.: Дрофа, 2001.
Цель урока: усвоить зависимость между физическими величинами – силой тока, напряжением и сопротивлением; научиться пользоваться законом Ома для вычисления силы тока, напряжения, сопротивления проводника.
Оборудование: кодоскоп, амперметр, вольтметр, реостат, переключатель, резистор, соединительные провода, источник тока, диапроектор «Пеленг», карточки с заданиями.
Ход урока
I. Проверка знаний (10–12 мин)
Устный индивидуальный опрос, подготовка у доски по карточкам – 2 ученика.
Карточка 1. Расскажите о сопротивлении проводника.
Дополнительно: дайте определение силы тока, напишите формулу для её вычисления; укажите единицы силы тока.
Карточка 2. Расскажите об удельном сопротивлении проводника и его единицах.
Дополнительно: физический смысл напряжения, формула для расчёта. Как включается вольтметр в электрическую цепь?
Проверка практических навыков: за первыми партами по карточкам работают 1–2 ученика.
Карточка 1. Соберите электрическую цепь для регулировки силы тока реостатом.
Карточка 2. Составьте схему цепи и обозначьте направление тока (приборы: источник тока, реостат, амперметр, ключ, провода).
Письменный индивидуальный опрос по карточкам – 2 ученика.
Карточка 1. Составьте схему электрической цепи для измерения силы тока и напряжения на участке цепи.
Карточка 2. Укажите полярность включения амперметра и вольтметра, направление электрического тока, снимите показания приборов.
Одновременно идёт фронтальная работа с классом: проверка решения домашних задач (на экран проецируется кодограмма с правильным решением и оформлением задач); выслушиваются ответы учащихся у доски; учащиеся, работающие за первыми партами, проверяют друг у друга правильность составленных электрических цепей и схем.
II. Изучение нового материала (13–15 мин)
Проблемная ситуация: как связаны между собой сила тока в проводнике, напряжение на его концах и сопротивление проводника? Для ответа обратимся к опыту (cхема установки – на доске).
а) R = const.
I, А | U, В |
0,4 | 1 |
0,9 | 2 |
1,4 | 3 |
Учащиеся делают вывод: I ~ U.
U = const.
I, А | R, Ом |
2 | 1 |
0,9 | 2 |
0,7 | 3 |
0,4 | 4 |
Учащиеся делают вывод: Закон Ома для участка цепи:
Сила тока прямо пропорциональна напряжению на участке цепи и обратно пропорциональна сопротивлению этого участка.
Работа с учебником: найдите в учебнике формулировку закона Ома, прочитайте, разберите, запомните.
Следствия из закона Ома:
U= IR; [R] = = 1 Ом;
R не зависит ни от I, ни от U.
III. Закрепление материала (8 мин). Устное решение задач
На экран проецируются схемы. Определите требуемые параметры.
(Ответы. I = 1,5 А; U = 12 В.)
На экран проецируется график. Определите сопротивление проводника.
(Ответ. R = 5 Ом.)
IV. Итоги урока
Как связаны сила тока и напряжение?
Как связаны сила тока и сопротивление?
Как связаны между собой сила тока, напряжение и сопротивление?
V. ДЗ. § 42, 44, упр. 19 (1, 3, 7). Разъяснение домашнего задания: на экран проецируется график. (2 мин.)
VI. Закрепление материала (5 мин)
На экран проецируется кадр из диафильма «Наглядные задачи по физике» по вариантам:
Вариант 1
а) Определите сопротивление реостата;
б) начертите схему цепи.
Дано:
I = 4 А,
U = 120 В.
________________
R – ?
;
Ответ. R = 30 Ом.
(Один ученик чертит схему на плёнке, затем класс проверяет её с помощью кодоскопа.)
Вариант 2
а) Определите сопротивление электрической лампы;
б) начертите схему цепи.
Дано:
U = 30 В,
I = 0,2 А.
_____________
R – ?
;
Ответ. R = 15 Ом.
(Один ученик чертит схему на плёнке, затем класс проверяет её с помощью кодоскопа.)
Наталья Николаевна Дёмина – выпускница Тульского ГПИ им. Л.Н.Толстого, учитель физики высшей квалификационной категории, педагогический стаж 38 лет. Вместе с мужем вырастила двух сыновей. Старший, как и отец, – офицер, младший сын заканчивает РХТУ им. Д.И.Менделеева. Наталья Николаевна, пожалуй, одинаково любит и свою семью, и свою работу. Её ученики неоднократно были призёрами городских и областных физических олимпиад, а многие продолжают образование в ведущих вузах страны, как, например, Карпова Алина и Островская Екатерина (МГУ им. М.В.Ломоносова), Ерёмчев Иван (МФТИ) и Струков Сергей (МГТУ им. Н.Э.Баумана).