Тульский спецвыпуск №2
Конкурс "Я иду на урок"
Н.Н.Дёмина,
МОУ СОШ № 17, г. Узловая, Тульская обл.
Комбинированные задачи на расчёт количества теплоты
Урок решения задач. 8-й класс
Работа представлена З.Д.Мазур,
методистом ИМЦ МО «Г. Узловая и Узловский район».
Учебник А.В.Пёрышкина «Физика-8» (М.: Дрофа, 2001).
Цели урока: формирование физического мышления, умений и навыков применения физических знаний на практике; воспитание трудолюбия; развитие интереса к предмету.
Оборудование: доска, контрольные доски.
Ход урока
I. Фронтальный опрос
Дайте определение количества теплоты.
Единицы количества теплоты.
Связь калории и джоуля.
Запишите на доске все удельные величины и их единицы измерения.
Воде, спирту, керосину и растительному маслу сообщили одинаковое количество теплоты. Какая из жидкостей нагреется больше, если массы всех жидкостей одинаковы?
Какое количество теплоты требуется для нагревания меди массой 1 кг на 1 °С?
Удельная теплота плавления льда =3,4•105 Дж/кг. Что это означает?
Удельная теплота парообразования воды L0=2,3•106 Дж/кг. Что это означает?
Какой металл, находясь в расплавленном состоянии, может заморозить воду?
Укажите по схеме (схема начерчена на обратной стороне доски) названия переходов из одного агрегатного состояния вещества в другое.
На рисунке изображён график охлаждения и отвердевания кристаллического тела. Какой процесс на графике характеризует отрезок AB? BC? CD?
На рисунке изображён график нагревания, кипения и охлаждения жидкости. Через какое время от начала наблюдения жидкость закипела? Какое время продолжался процесс кипения?
II. Решение задач* (условия задач записаны на доске)
(* Для экономии места записи «Дано» опущены, записи «Анализ и решение» сокращены. – Ред.)
Кусочек льда массой 0,5 кг, находящегося при t = –10 °С, превратили в пар при t = 100 °С. Какое количество теплоты потребовалось для этого?
(Один учащийся записывает «Дано» и строит график процессов. Второй учащийся записывает «Анализ и решение».)
Ответ. Q = 1 540 500 Дж.
Какое количество льда, взятого при температуре –5 °С, можно нагреть до 0 °С и расплавить, сообщив ему 34,9 кДж? (Двое учащихся решают задачу на контрольных досках, остальные – самостоятельно в тетрадях, затем сверяют своё решение с записями на контрольных досках.)
= 3,4 • 105 Дж/кг; сл = 2100 Дж/(кг • °С).
Ответ. m = 0,1 кг.
В сосуд, содержащий воду массой 1,5 кг при температуре 15 °С, впускают водяной пар массой 200 г при температуре 100 °С. Какая температура установится в сосуде?
III. Итог урока
Учитель спрашивает детей, чему они научились на уроке, комментирует выставленные оценки.
IV. ДЗ: № 1112, 1121 (В.И.Лукашик, Е.В.Иванова. Сб. задач по физике. – М.: Просвещение, 2000).