Юбилеи наших авторов
01.02.29
Последние 40 лет лидером в дидактике физики является проф. Василий Григорьевич Разумовский, д.п.н., действительный член РАО. Это талантливый организатор науки, глубоко понимающий суть явлений, учёный-педагог. Он автор и редактор десятков книг, около трёх сотен статей. Но главное, профессор – основатель научной школы методистов, объединённых стремлением разработать теоретические основы методики обучения физике. При его непосредственной поддержке защитили докторские диссертации А.А.Пинский, Н.А.Родина, В.В.Мултановский, А.Т.Глазунов, Л.С.Хижнякова, И.К.Турышев, И.И.Нурминский, Р.И.Малафеев, Ю.А.Сауров, В.В.Майер и многие другие.
Василий Григорьевич вырос в учительской семье, где царил дух справедливости и знаний. После окончания физмата Кировского ГПИ им. В.И.Ленина в 1952 г. он по распределению оказался в рядовой Татауровской средней школе Нолинского района, но именно здесь сумел «увидеть» линию своей жизни. Его поразила мысль К.Э.Циолковского: «Сначала я делал открытия давно всем известные, потом не так давно, а потом и вовсе новые». Значит, творческую деятельность можно «провоцировать» и организовывать в той сфере знаний, которые сейчас осваиваются на уроке! Так родилась идея создания творческих заданий, задач и лабораторных работ. После школы началась научная деятельность в АПН СССР: в 1955 г. Василий Григорьевич поступает в аспирантуру к А.В.Пёрышкину, в 1959 г. успешно защищает кандидатскую диссертацию, посвящённую развитию технического творчества, публикует широко известные монографии: «Творческие задачи по физике» (1966), «Физика в средней школе США» (1973), «Развитие творческих способностей в процессе обучения физике» (1975). Накапливается опыт, расширяется поле деятельности: работа на выставке детского технического творчества в США (1965–1967), в издательстве «Просвещение», в московской школе № 315 учителем физики. Принципиальный этап – защита докторской диссертации на тему «Проблема развития творческих способностей учащихся в процессе обучения физике» (1972). По-видимому, это всего лишь пятая или шестая докторская диссертация за всё время существования методики обучения физике и фактически первая, которая выполнена по классической схеме научного исследования – от постановки проблемы до эксперимента и его анализа. Впервые в докторской диссертации по методике широко использовался опыт зарубежных стран, что было не только перспективно, но по тем временам и смело. В ней Василию Григорьевичу, во-первых, удалось обосновать возможность и необходимость формирования творческих способностей учащихся в области технического творчества, изобретательства. Во-вторых, удалось найти достаточно универсальный (методологический) инструмент для организации учебного познания – принцип цикличности. Он позволил чётко строить этапы учебного познания (факты – модель – следствия – эксперимент), соответственно определял структуру изучаемого материала. Думается, что в методике обучения физике до настоящего времени нет более ёмкого, конкретного знания (концепции, теории), сравнимого с принципом цикличности. Его влияние на теорию и практику обучения физике трудно переоценить.
В 80–90-е гг. В.Г.Разумовский ведёт исследования по нескольким направлениям. Прежде всего продолжается разработка научных основ методики обучения физике. Практически впервые ставится вопрос о методологии методики обучения физике (см., например, его статью «Методология совершенствования преподавания физики»). Выходят книги: «Основы методики преподавания физики в средней школе», «Совершенствование преподавания физики в средней школе социалистических стран». Активизируется его деятельность по сравнительной педагогике: Василий Григорьевич принимает участие не менее, чем в десяти международных конференциях (во Франции, Турции, США, Венгрии и т.д.).
В конце ХХ в. осуществляется прорыв в определении содержания школьного физического образования: разработана концепция и под редакцией А.А.Пинского и В.Г.Разумовского создаётся интегрированный с астрономией курс физики для 7–9-х классов, разработана концепция включения в содержание школьного курса физики представлений о методах научного познания, на этой основе создаются учебники нового поколения для учащихся 7–9-х классов «Физика в самостоятельных исследованиях» (под ред. В.Г.Разумовского и В.А.Орлова), разработана концепция профильного учебника для 10–11-х классов и создаются соответствующие учебники. Широкую известность получают работы В.Г.Разумовского «Обучение и научное познание», «Метод модельных гипотез как метод познания и объект изучения».
Научно-педагогическая деятельность В.Г.Разумовского выражается не только в концепциях и книгах. Он – талантливый организатор научных исследований. Не случайно долгие годы Василий Григорьевич возглавлял журнал «Физика в школе» (1965–1992), руководил (совместно с академиком Е.П.Велиховым, 1985–1992) всесоюзным семинаром «Компьютер и образование», был руководителем научного коллектива и национальным координатором международного исследования по сравнительной оценке знаний школьников по математике и естествознанию (1989–1991), академиком-секретарём Отделения дидактики и частных методик АПН СССР, членом президиума АПН (с 1981 г.), а затем её вице-президентом (1989–1992).
Под руководством профессора В.Г.Разумовского защищено 26 кандидатских диссертаций, под его редакцией вышло более десятка книг для учителей и школьников, множество статей, среди которых около 20 – за рубежом.
В настоящее время действительный член РАО Василий Григорьевич Разумовский – главный научный сотрудник лаборатории физического образования Института содержания и методов обучения РАО.
От всей души желаем Василию Григорьевичу здоровья и творческих успехов в деле обучения и воспитания подрастающего поколения!
Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!